Шаблоны Joomla 3 тут

Значимостьи ядерного оружия в доктринах безопасности (2012)

Supporting Nuclear Non-Proliferation and Disarmament

По материалам 
Международного Люксембургского форума 
по предотвращению ядерной катастрофы

 

В декабре 2009 года конгрессмены США Эд Марки и Пит Старк направили письмо президенту США Б. Обаме (подписанное еще 24 американскими законодателями), в котором он призвал президента использовать процесс пересмотра ядерной политики, чтобы "сделать резкий разрыв с политикой ядерного оружия в прошлого" и "добросовестно выполнять повестку дня, которую вы поставили перед нашей нацией".

Они призвали президента Б. Обаму предпринять три практических шага в отношении доктрины ядерного сдерживания, а именно:
- ограничить миссию ядерного оружия с единственной целью - сдерживать угрозу ядерного оружия, отменить другие роли, связанные с другим оружием массового уничтожения, обычным оружием или непредвиденными обстоятельствами;
- прекратить высокий уровень готовности систем ядерного оружия (их оперативная готовность будет использоваться в течение нескольких минут в рамках политики запуска на предупреждение); а также - заверить, что Соединенные Штаты не будут использовать ядерное оружие в первую очередь в любом конфликте.
Значение первого пункта заключается в том, что если все государства, обладающие ядерным оружием, перейдут к доктрине единственной цели, тогда могут начаться переговоры о заключении договора об уничтожении ядерного оружия под строгим и эффективным международным контролем. Государства, обладающие ядерным оружием, смогут рассмотреть возможность отказа от своих ядерных арсеналов, пока они могут быть убеждены в том, что все остальные обладатели ядерного оружия будут делать то же самое.
Значение второго и третьего пунктов заключается в том, что их осуществление значительно снизит риск использования ядерного оружия в результате несчастного случая или просчета, а также уменьшит положение об угрозе и уменьшит напряженность между государствами, обладающими ядерным оружием.
Президент Обама положительно откликнулся на призывы в письме, включив в обзор ядерной ситуации, опубликованный в апреле 2010 года, два важных изменения в ядерной политике США:
- сделать основной целью ядерного оружия сдерживать ядерное оружие с обязательством работать над тем, чтобы сделать это единственной целью ядерного оружия; а также
- максимизировать время принятия решений президентом в условиях ядерного кризиса (формулировка, указывающая на снижение оперативной готовности к использованию ядерного оружия).
Кроме того, Обзор ядерной политики (Nuclear Posture Review) подтвердил практику неприменения ядерного оружия и призвал к тому, чтобы эта практика была «продлен навсегда».
Признавая, что переход к миру, свободному от ядерного оружия, потребует разработки механизмов и механизмов безопасности для поэтапного отказа от ядерного сдерживания, президент Обама также включил в себя обязательства:
- увеличить зависимость от неядерных элементов для укрепления региональных архитектур безопасности;
- инициировать всеобъемлющую национальную программу исследований и разработок в поддержку дальнейшего прогресса в направлении мира, свободного от ядерного оружия, включая расширенную работу по технологиям проверки и разработку мер по обеспечению транспарентности; а также
- привлекать другие государства, обладающие ядерным оружием, со временем, в рамках многосторонних усилий по ограничению, сокращению и, в конечном счете, ликвидации всего ядерного оружия во всем мире.
В октябре 2010 года по просьбе индийского парламентария Шри Мани Шанкара Айяра премьер-министр Манмохан Сингх учредил Группу действий Раджива Ганди для рассмотрения и пересмотра предложений по ядерному разоружению, представленных Радживом Ганди на Генеральной Ассамблее ООН в 1988 году, с тем чтобы создать план действий, более соответствующий текущим потребностям и структурам безопасности.
В августе 2011 года Группа под председательством Шри Мани Шанкара Айяра подготовила доклад, в котором содержится ряд рекомендаций относительно практических мер по уменьшению значимости ядерного оружия в доктринах безопасности государств, обладающих таким оружием, с тем чтобы проложить путь к безъядерного мира. Они включали, что Индия должна:
- инициировать двусторонние диалоги по вопросам ядерного разоружения со всеми другими государствами, обладающими ядерным оружием;
- содействовать соглашению государств, обладающих ядерным оружием, о неприменении ядерного оружия против неядерных государств;
- содействовать заключению глобального соглашения о запрещении использования и угрозы применения ядерного оружия, в которое должны быть включены союзники, охваченные доктринами расширенного ядерного сдерживания, а также государства, обладающие ядерным оружием; а также
- поддержать начало многосторонних переговоров по ликвидации ядерного оружия.
Для того чтобы Индия успешно осуществляла какую-либо из этих стратегий, ей потребуется позитивное взаимодействие со стороны других государств, обладающих ядерным оружием. Таким образом, Шри Мани Шанкар Айяр и другие члены Группы плана действий Раджива Ганди продвигают рекомендации на ключевых форумах в таких странах, в том числе через совещания делегаций, парламенты и конференции Global Zero, PNND и другие.



Оптимизм 2009-10 гг. угасает, а политический импульс колеблется, о новых мерах ядерного разоружения и нераспространения. Чтобы активизировать дискуссию по глобальному контролю над вооружениями, важно, чтобы сторонники изменений излагали программы действий, которые реалистичны и могут быть охвачены всеми соответствующими игроками - не только организациями гражданского общества, но и основными ядерными вооруженными государствами и другими значимыми государственными субъектами, способными применять давление группы сверстников. Активизация разоружения, продолжая подчеркивать полную ликвидацию как цель, должна признать сложную динамику отдельных парных отношений (включая США-Россия, США-Китай и Индию-Пакистан) и сосредоточить внимание в краткосрочной и среднесрочной перспективе на повестка дня «минимизации»: стабилизация и крупные дальнейшие изменения в запасах ядерного оружия; сокращение масштабов использования оружия и его готовности к пуску; и всеобщее признание доктрины «Нет первого использования». Усилиям по нераспространению необходимо сосредоточить внимание не только на нынешних таких рыночных рисках, как Иран, но и на укреплении механизмов соблюдения NPT, на дальнейших построении договоров и соглашений, не связанных с NPT, таких как экспортный контроль, а также на завоевание промышленности и государственную поддержку - технология, устойчивая к прорыву, а также устройства подачи топлива (Gareth Evans. Nuclear Arms Control: A Realistic Global Agenda, January 2014).

Использованные источники

  1. Eliminating Nuclear Threats: A Practical Agenda for Global Policymakers, "International Commission for Nuclear Non-proliferation and Disarmament", November 2009, at: icnnd.org/Reference/reports/ent/ index.html.

  2. Letter to President Barack Obama, Ed Markey, November 16, 2009, at gsinstitute.org/pnnd/docs/11.16.09 nuclearposturereview.pdf.

  3. "Report of the Informal Group on Prime Minister Rajiv Gandhi’s Action Plan for a Nuclear-Weapons-Free and Nonviolent World Order 1988", 20 August,2011,   at:   gsinstitute.org/gsi/docs/RGAP.pdf

По матриалам сайта: https://www.swsu.ru/sbornik-statey/sokrashchenie-znachimosti-yadernogo-oruzhiya-v-doktrinakh-bezopasnosti.php

f t g m