О деятельности Администрации Курской области по реализации Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы и задачах на 2016 год и ближайшую перспективу

29.01.2016 14:00

Традиционно после новогодних праздников во всех районах и городах области проходят встречи руководителей области с населением. Это одно из самых важных мероприятий года, когда жители напрямую контактируют с областной властью.

Как правило, на таких встречах до населения доводятся итоги проведенной работы администрации области за прошедший определенный период времени.

Программа социально экономического развития Курской области на 2011-2015 годы была разработана в рамках Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, которой определены приоритеты развития области на долгосрочную перспективу.

Основная цель Программы – создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан на основе устойчивого развития экономики Курской области.

Достижение целей Программы и решение задач по их достижению осуществлялось посредством реализации комплекса мер по направлениям деятельности органов исполнительной власти Курской области – областных законов и постановлений администрации области, федеральных целевых и адресной инвестиционной программ, областных целевых и ведомственных программ, а с 2014 года - государственных программ области, инвестиционных проектов, соглашений, приоритетных национальных проектов, а также указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и других мер.

За период реализации Программы было принято большинство законодательных и нормативных правовых актов, направленных на выполнение мероприятий и целевых индикаторов Программ; выстроены деловые и конструктивные связи с федеральным центром.

В соответствии с Программой в период ее реализации администрацией области, органами исполнительной власти была проведена работа по выполнению 480 программных мероприятий по более чем 30 направлениям деятельности.

Среди основных направлений такие, как: развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительного комплекса, развитие малого предпринимательства и потребительского рынка, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, информационных технологий, инфраструктуры связи, коммуникаций, транспортной инфраструктуры и дорожной сети, повышение инвестиционной привлекательности, развитие социальной сферы и другие.

Важно отметить, что ситуация, связанная с международными санкциями, кризисными явлениями внесла определенные коррективы в действия органов власти области, однако большинство мероприятий Программы выполнены.

По остальным мероприятиям и инвестиционным проектам сроки выполнения продлены до 2020 года. Все мероприятия с продлением срока выполнения в силу объективных причин включены в действующие государственные программы органов исполнительной власти области и будут включены в План реализации Стратегии социально-экономического развития Курской области на 2016-2020 годы при ее корректировке в текущем году.

В результате реализации программных мероприятий в 2011-2015 годах достигнут рост: валового регионального продукта на 27 %, что соответствует запланированному уровню; объема валового регионального продукта на душу населения в 2015 году в 1,7 раза к уровню 2010 года (предусматривался в 1,8 раза); налоговых платежей в консолидированный бюджет области на 7 млрд. рублей по сравнению с запланированным объемом. Обеспечено создание 34,3 тысяч новых современных рабочих мест (предусматривалось 18,2 тысячи мест).

Реализация одного из основных направлений Программы - Развитие инвестиционного потенциала - позволила обеспечить стабильный и устойчивый рост производств реального сектора экономики, рост налоговых поступлений в бюджет области и аккумулировать средства для развития социальной сферы области.

За период реализации Программы проделана большая работа по созданию благоприятных условий для инвесторов: действует законодательная база, которая ежегодно совершенствуется; предоставляется государственная поддержка инвесторам в различных формах; действуют Совет по улучшению инвестиционного климата и ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Одной из самых востребованных инвесторами форм поддержки являются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, которые предоставляются с 2011 года администрацией Курской области на конкурсной основе за счет средств областного бюджета.

За период 2011-2015 годы выплачено 66,4 млн. рублей за счет средств областного бюджета. Субсидии предоставлялись предприятиям реального сектора экономики: ООО НПО «Композит» (бывшее ЗАО НПО «Композит») ‑ 35,6 млн. рублей, ООО «Полимерпак» ‑ 0,5 млн. рублей, ООО ПО «Вагонмаш» ‑ 5,4 млн. рублей, ЗАО «КОНТИ-РУС» ‑ 24,9 млн. рублей.

За последние пять лет трём организациям области был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, который даёт право на льготу по налогу на имущество организаций. В настоящее время в таком режиме реализуется инвестиционный проект ООО «Агропромкомплектация – Курск» «Строительство племенной фермы (Нуклеус) в Железногорском районе Курской области». Предприятие получило право в период с 2014 по 2016 годы применять льготу по налогу на имущество организаций в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционного проекта. В 2015 году сумма предоставленной льготы составила 3,7 млн. рублей, а всего за время предоставления режима наибольшего благоприятствования всем организациям сумма льготы составила более 15 млн. рублей.

В 2014 году началась работа по оформлению земельного участка, расположенного на территории Щетинского сельсовета Курского района Курской области в собственность Курской области, а распоряжением Администрации Курской области от 31 декабря прошлого года этому земельному участку присвоен статус «Индустриальный (промышленный) парк».

В 2016 году работа по созданию индустриального парка будет продолжена. Выбрана на конкурсной основе компания, которая разработает проект планировки территории парка и проект межевания в его составе. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми разместить свои производства на территории парка. Для инвесторов-резидентов промышленного парка в нашем законодательстве предусмотрены дополнительные формы государственной поддержки.

В текущем году дальнейшая работа по привлечению резидентов на территорию индустриального парка будет иметь приоритетное значение. Несмотря на сложное финансовое положение, мы будем решать вопрос по созданию объектов инфраструктуры, необходимых для строительства инвесторами производственных объектов в границах парка.

Международными и российскими рейтинговыми агентствами нашей области присвоены высокие рейтинги инвестиционной привлекательности и кредитоспособности. Так, по инвестиционным рискам область находится на пятом месте из 85 субъектов Российской Федерации по классификации рейтингового агентства «Эксперт». По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Курская область занимает 19 место из 76 регионов, принимавших участие в полномасштабном внедрении национального рейтинга состояния инвестиционного климата.

Такая оценка независимых представителей экспертного сообщества говорит об эффективной работе, которая проделана администрацией области по созданию благоприятного инвестиционного климата и снижению рисков вложения инвестиций в экономику региона.

На протяжении четырёх лет в области проводится Среднерусский экономический форум, который привлекает большое количество участников, в том числе инвесторов, предпринимателей, что позволяет курскому бизнесу находить новых партнёров и расширять объёмы производства. Очередной, пятый, форум пройдет 1 - 2 июля текущего года.

В 2011-2015 годах в области реализовано 100 инвестиционных коммерческих проектов из 116, предусмотренных Программой, или 86 %. Кроме этого, дополнительно реализовано 18 таких проектов.

За пять лет освоено 345,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по Программе предусматривалось 359,6 млрд. рублей с учетом завершения строительства 5-го энергоблока Курской АЭС). За этот период объем инвестиций возрос в 1,2 раза. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2015 году возрос в 1,6 раза к уровню 2010 года (предусматривался в 1,7 раза).

Созданные условия для развития экономики области обеспечили положительную динамику основных показателей развития реального сектора в 2011-2015 годах.

Объем промышленного производства за 2011-2015 годы возрос на 20,1%, в том числе по 2015 году – на 4,2 %, в добыче полезных ископаемых – на 11,8 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 2 %.

В добыче полезных ископаемых завершена реализация на Михайловском ГОКе инвестиционного проекта «Строительство технологического комплекса и объектов инфраструктуры обжиговой машины №3». В сентябре 2015 года состоялся запуск технологического комплекса в штатном режиме. Выход на проектную мощность позволит нарастить мощность предприятия по производству наиболее востребованного вида продукции - окатышей в полтора раза (с 10 до 15 млн. тонн).

На Курской АЭС выполнен большой объем работ по модернизации действующих энергоблоков и поэтапному восстановлению ресурсных характеристик энергоблоков №1 и №2.

Это позволило увеличить выработку электрической энергии в 2015 году до 29,7 млрд.кВт.ч, что является наибольшим показателем в истории предприятия, продлить проектный ресурс эксплуатации энергоблоков, существенно повысить надежность и безопасность функционирования реакторных установок.

Перспективы развития Курской АЭС связаны со строительством станции замещения Курская АЭС-2 с новым типом реактора, отвечающего самым современным требованиям безопасности. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков предполагается в 2022 и в 2023 годах с целью замещения блоков № 1 и № 2 действующей станции.

В 2014 - 2015 годах проводились работы по строительству объектов производственного и инфраструктурного назначения, автодорожного и железнодорожного мостов через реку Сейм, необходимых для доставки строительных материалов и оборудования, работы по замещению грунта на площадке, где планируется размещение энергоблоков. Строительство автодорожного моста планируют завершить в текущем году.

Администрацией области ежегодно проводилась работа по развитию обрабатывающих отраслей промышленности за счет сохранения и модернизации действующих предприятий, создания новых производств.

В её основе создание максимально комфортных условий для инвесторов при реализации инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях. Как результат, за пять лет объем инвестиций по оценке составил не менее 40,7 млрд. руб.

За прошедшие годы в области создан и успешно работает целый ряд новых промышленных предприятий: «БИАКСПЛЕН», «КОНТИ-РУС», завод «СаТаЛ-Прибор», Экспериментальный комбинат детского питания в Фатежском районе, заводы по выпуску пивоваренного солода в Кореневском районе и производству современных теплиц «Курскпромтеплица» в Курском районе, крупнейшее в России предприятие по производству и переработке птицы «Белая птица - Курск» в поселке Горшечное, и этот список можно продолжить.

В рамках соглашений о взаимном сотрудничестве администрации области с собственниками предприятий и компаний решались задачи модернизации производства, повышения конкурентоспособности производимой продукции, сохранения квалифицированных кадров, повышения уровня заработной платы, выполнения социальных программ, а также осуществлялось взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в области промышленного производства, защиты интересов отечественных товаропроизводителей.

В результате планомерной работы руководства области с собственниками, руководителями предприятий прирост объема промышленного производства за 2011-2015 годы в обрабатывающем комплексе составил 36,3%.

В складывающейся на сегодняшний день ситуации на первые позиции выходит вопрос развития импортозамещения.

В области разработан и реализуется региональный план содействия импортозамещению. На ближайшую перспективу он является одним из основных направлений в деятельности отраслевых органов исполнительной власти области. 

Активную работу по освоению новых видов импортозамещающей продукции проводят акционерные общества «Авиавтоматика» им. В.В. Тарасова», «Курскхимволокно», «Фармстандарт-Лексредства», «Электроагрегат», «Курскрезинотехника», «Биаксплен», «Геомаш», «Курскмедстекло», «Элеватормельмаш», «Курский аккумуляторный завод», Кореневский завод НВА, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.

Администрацией области предложения об использовании потенциала курских производителей для снижения зависимости от импортного оборудования, технологий и продукции были направлены в Правительство Российской Федерации, крупнейшим государственным корпорациям.

И уже есть, положительные результаты.

Минпромторгом России «Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Михайловский ГОК», «Электроаппаратный завод» и «Нипромтекс» включены в отраслевые перечни предприятий, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли. Это дает право предприятиям на получение государственной поддержки.

Важное место в экономике области занимает пищевая и перерабатывающая промышленность. Удельный вес отрасли в общем объеме обрабатывающих производств увеличился с 35,4 % в 2010 году до 46,7 % в 2015 году.

Росту производства в отрасли способствовало вложение инвестиций в модернизацию действующих и создание новых предприятий и производств. Объем инвестиций за последние пять лет составил более 30 млрд. рублей.

За 2011 – 2015 годы в отрасли введено в эксплуатацию 30 новых высокотехнологичных предприятий и производств. Дополнительно создано 3404 новых рабочих мест, в том числе в 2015 году - 420.

Одним из приоритетных направлений является развитие мясоперерабатывающей и комбикормовой промышленности, что обусловлено возрастающими объемами производства скота и птицы на животноводческих комплексах области.

Доля мясоперерабатывающей отрасли в общем объеме производства пищевых продуктов увеличилась с 14,6 % в 2010 году до
47 % в 2015 году.

В Горшеченском районе в 2012 году введен в эксплуатацию крупнейший в России мясоптицекомбинат ООО «Белая птица - Курск» мощностью по производству мяса птица до 120 тыс. тонн в год. На сегодня удельный вес предприятия в областном объеме производства мяса птицы составляет 86 %.

Введены в эксплуатацию мясохладобойни «Надежда» в Суджанском районе, «Подлесное» и «Полянское» в Курском районе, «Псельское» в Беловском районе, Курский филиал Губкинского мясокомбината в городе Курске и «Нива-Черноземья» в городе Железногорске, цех по производству мясных полуфабрикатов на базе «Курского хладокомбината».

Это позволило довести мощности по переработке мяса, включая мясо птицы, до 250 тыс. тонн в год, увеличить объем производства мяса, включая субпродукты 1-й категории - в 3,6 раза.

В целях дальнейшего наращивания мощностей по переработке мяса в области реализуется два крупных проекта.

Компанией ООО «Агропромкомплектация-Курск» в поселке Линец Железногорского района и компанией «Глобал-Трейд» в городе Щигры ведется строительство мясохладобоин. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 1 полугодие 2016 года.

Кроме этого, проводится работа с компанией «Мираторг» по реализации на территории Курской области крупного проекта по строительству предприятия по забою скота до 3,7 млн. голов в год и производству колбасных изделий до 150 тонн в сутки.

Рост поголовья свиней и птицы способствовал интенсивному развитию комбикормовой промышленности.

За последние пять лет приступили к работе 5 комбикормовых заводов, проведена реконструкция комбикормового производства в ОАО «Щигровский КХП». В результате в 2015 году объем производства комбикормов достиг 660 тыс. тонн, что более, чем в 2,7 раз превышает уровень 2010 года.

С ростом валового сбора масличных культур в области организованы новые производства по их переработке.

В поселке Коренево компанией «Солнечный край» введен в эксплуатацию завод по производству растительного масла, в Суджанском, Беловском, Хомутовском районах построены цеха по переработке масличных культур.

Наряду с новым строительством проводилась работа по реконструкции и модернизации действующего производства в молокоперерабатывающей, сахарной, ликероводочной, кондитерской и хлебопекарной отраслях.

На модернизацию действующих и строительство новых производств молокоперерабатывающей отрасли за отчетный период направлено около 1,5 млрд. рублей. Возобновлено производство на Курском гормолкомбинате (ООО «Молоко») и на Большесолдатском маслозаводе; введены в эксплуатацию цеха по переработке молока в Дмитриевском, Золотухинском, Октябрьском и Касторенском районах; компанией ООО «Курское молоко» в Курске построено современное предприятие по переработке молока, компанией «Милкиленд» осуществлена модернизация Рыльского сырзавода, в ООО «Сырная долина» в Курском районе введен в эксплуатацию новый цех.

Проведенные мероприятия позволили увеличить производство цельномолочной продукции, масла животного, сыров.

В результате реконструкции и технического перевооружения сахарные заводы области на сегодня имеют возможность в оптимальные сроки перерабатывать до 4 млн. тонн сахарной свеклы в год.

Активно развиваются и другие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.

Особое внимание уделяется социально значимой хлебопекарной отрасли.

В целях социальной защиты населения и сдерживания роста цен на хлеб в Курской области с 2011 года действует социальная программа по обеспечению населения дешевыми сортами хлеба по фиксированным оптово-отпускным ценам (единственная в Российской Федерации). В 2015 году на эти цели из областного бюджета предоставлены субсидии в сумме 44,6 млн. рублей.

На сегодня Курская область не только вошла в число самообеспеченных по основной группе продуктов собственного производства, что является важным фактором в условиях импортозамещения, но и стала крупным поставщиком в другие регионы.

В ближайшей перспективе будет продолжена работа с инвестиционными компаниями по дальнейшей модернизации предприятий и созданию новых производств по выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, наращиванию производственных мощностей по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и эффективному использованию вторичного сырья.

Основная цель, которая ставилась в области развития  агропромышленного комплекса - это создание эффективного механизма функционирования отрасли на основе имеющегося потенциала для увеличения производимой продукции.

Для достижения поставленной цели на поддержку сельскохозяйственного производства из бюджетов всех уровней за последние 15 лет было направлено более 24 млрд. рублей, из них только за период реализации Программы – 21,3 млрд. рублей.

За 2011-2015 годы хозяйствами области приобретено 1494 новых трактора, 603 зерно- и кормоуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники на сумму более 16 млрд. рублей. 

В результате применения наиболее производительных машин, ресурсосберегающих технологий, высокопродуктивных сортов семян и пород животных область по производству многих видов продукции сельского хозяйства и масштабам модернизации в последние годы вошла в число лучших регионов Центрального федерального округа, а по некоторым показателям - Российской Федерации.

В 2015 году произведено 3,6 млн. тонн зерна в весе после доработки - это второй результат среди регионов ЦФО и шестой – по России. К уровню 2000 года производство зерна увеличилось в 2,6 раза.

Предусмотренный Программой объем производства зерна за пять лет выполнен; среднегодовой объем производства зерна за этот период превысил среднегодовой объем за предшествующие пять лет (2006 -2010 годы) на 1,1 млн. тонн или в 1,5 раза.

На стабильно устойчивый уровень работы выведена свеклосахарная отрасль региона. Производство сахарной свеклы за 15 лет возросло в 3,2 раза; в 2015 году, далеко не лучшем по погодным условиям, произведено свекловичных корней 3,4 млн. тонн – это четвертое место среди регионов ЦФО и пятое в Российской Федерации.

Предусмотренный Программой объем производства сахарной свеклы за пять лет выполнен (110 %); среднегодовой объем производства за этот период превысил среднегодовой объем производства за предшествующие 5 лет (2006 -2010 годы) на 1,3 млн. тонн или в 1,5 раза.

С вводом тепличного комплекса «Сейм-Агро» и тепличного комбината «АгроПарк» в Глушковском районе будет решена задача импортозамещения и обеспечения бесперебойного снабжения рынка области овощной продукцией в круглогодичном режиме.

Предстоит большая работа по обеспечению региона плодами. В 2015 году сады интенсивного типа заложены на площади более 30 гектаров в Обоянском, Курском и Беловском районах.

Заметны положительные изменения и в животноводческой отрасли.

С 2006 года в области построены 84 производственные площадки, из которых 72 мясные и 12 молочные, в том числе за период реализации Программы - 32 мясные площадки и 2 молочных комплекса - ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово» в Советском районе и ООО «Молочник» в Большесолдатском районе.

Производство скота и птицы на убой в живом весе хозяйствами всех категорий с 2006 по 2015 год возросло в 3,9 раза, в то время как за период с 2000 по 2005 годы производство оставалось практически на одном уровне.

Запланированный Программой на 2011-2015 годы объем производства мяса перевыполнен в 1,6 раза или на 500 тысяч тонн.

По производству мяса область занимает второе место в Центральном федеральном округе и шестое в Российской Федерации.

В настоящее время заканчивается строительство пяти свинокомплексов и начато строительство трех свинокомплексов, элеватора и комбикормового цеха в Дмитриевском и Конышевском районах ООО «Агропромкомплекация-Курск».

По производству мяса свиней и птицы в убойном весе Курская область обеспечивает себя в полном объеме.

По производству молока регион занимает 6 место среди областей ЦФО. В 2015 году в хозяйствах всех категорий произведено 310 тыс. тонн молока. Одним из стимулов в развитии животноводства стала региональная ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2013 - 2015 годы». Сумма субсидий по программе за 2013-2015 годы составила около 106,0 млн. рублей.

В результате выполнения всех мероприятий Программы физический объем производства продукции сельского хозяйства за 2011-2015 годы увеличился в 2,1 раза (Программой предусматривался рост в 1,5 раза), за 15 лет он возрос в 2,6 раза.

Перед агропромышленным комплексом области в 2016 году стоит задача по обеспечению валового сбора зерна и сахарной свеклы не менее 4 млн. тонн, более 500 тыс. тонн масличных культур, 1 млн. тонн картофеля, 155 тыс. овощей, не менее 50 тыс. тонн плодов, производства мяса не менее 440 тыс. тонн, молока – 310 тыс. тонн.

Развитиестроительного комплекса области в результате реализации программных мероприятий характеризуется положительной динамикой. Если на 2011-2015 годы предусматривалось выполнить работы по виду деятельности «строительство» в объеме 166,3 млрд. рублей, с ростом за 5 лет на 18 %, то фактически имеем 187,2 млрд. рублей, с ростом в 1,3 раза. Выполненный объем работ в 2 раза больше, чем за предыдущее пятилетие - 2006-2010 годы. Это позволило увеличить темпы жилищного строительства, построить больше объектов социального назначения.

Программой в 2011-2015 годах намечалось построить жилые дома площадью 2,2 млн. кв. метров, фактически сдано 2,4 млн. кв. метров. За 5 лет темпы жилищного строительства возросли в 1,2 раза.

Развивается система ипотечного жилищного кредитования. Если в 2000 году об ипотеке мало кто знал, то в 2010 году было выдано 1940 ипотечных кредитов на 1,6 млрд. рублей, а в 2015 году – в 2 раза больше, 4,0 тысячи ипотечных кредитов на сумму 4,1 млрд. рублей. 

Жилищную проблему мы решаем за счёт развития обычного, арендного, коттеджного и индивидуального жилищного строительства. Но особое внимание уделяется гражданам, которые не имеют высоких доходов, а также относящимся к льготным категориям, утвержденным законодательством. Поэтому ежегодно увеличивается ввод жилья экономкласса, доля его в 2015 году составила около 80 % от общего ввода.

За период реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на территории области обеспечены жильем 4537 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе в 2015 году – 166 ветеранов.

На начало 2016 года в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоят 192 ветерана, в том числе 14 инвалидов и 30 участников Великой Отечественной войны.

Курской области в этом году на указанные цели предусмотрено из федерального бюджета 136,6 млн. рублей, что позволит предоставить единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилья только 143 ветеранам Великой Отечественной войны. Поэтому уже в декабре 2015 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлено письмо о выделении дополнительных средств федерального бюджета для обеспечения жильем всех ветеранов Курской области.

За счет предоставления социальных выплат на приобретение жилья в 2011-2015 годах улучшены жилищные условия 4232 гражданам льготных категорий, утвержденных законодательством, в том числе в 2015 году – 178 гражданам.

Программой предусматривались мероприятия по улучшению качества воды и обеспечению бесперебойного водоснабжения жителей г. Курска. С 1993 года реализуется инвестиционный проект по строительству Шумаковского водозабора. Стоимость проекта более 2,5 млрд. рублей.

Пусть это – долгострой, но за 2009-2014 годы построены станция обезжелезивания воды, трансформаторная подстанция, наружные инженерные сети, магистральные водоводы по городу протяженностью около 20 км. И жители города поняли значение этой стройки, когда забыли о перебоях с водоснабжением, подаче воды по графику и почувствовали снижение вредных примесей в воде.

Для решения проблемы водоснабжения в сельской местности ежегодно по программе «Экология и чистая вода в Курской области» вводятся в эксплуатацию более 120 объектов. Строительство и ремонт объектов водоснабжения ведется практически во всех районах области. Многие объекты модернизированы за счет применения инновационных технологий. За 2011-2015 годы в 764 населенных пунктах области построено и отремонтировано 837 объектов водоснабжения. На эти цели из областного бюджета выделено 237,4 млн. рублей.

Конечно, сразу решить проблему водоснабжения на селе невозможно, но ежегодно по максимальной возможности выделяются средства из областного бюджета на эти цели.

Администрацией области особое внимание уделяется решению социальных задач, созданию условий для повышения уровня жизни населения области.

В 2011-2015 годах сданы в эксплуатацию: лечебный корпус областного клинического противотуберкулезного диспансера, поликлиническое учреждение в Северо-Западном микрорайоне, поликлиника горбольницы имени Н.С. Короткова. Проведена реконструкция отделения восстановительного лечения госпиталя для ветеранов войн по ул. Крюкова.

В 2011 году начато строительство нового областного онкологического диспансера в г. Курске сметной стоимостью более 5,0 млрд. рублей. В 2012 году сданы в эксплуатацию радиологический корпус и палатный блок на 100 коек; в 2014 году - поликлиника на 500 посещений в смену. В ближайшие три года планируется построить хирургический корпус на 340 коек.

Построен ряд фельдшерско-акушерских пунктов в районах области, в стадии завершения строительство Фатежской центральной районной больницы.

В 2012 году введена пристройка к школе № 5 в г. Курске на 400 ученических мест, в 2013 году –школа в с.Песчаное Беловского района с организацией дневного пребывания детей на 25 мест.

С 2011 года в области построено 31 детское дошкольное учреждение на 3634 места, что в 9 раз больше, чем в 2006-2010 годах (в тот период было введено 5 детских садов на 400 мест). Это позволило решить проблему очередности в дошкольные учреждения.

Из объектов культуры построен Дом культуры в с. Косоржа Щигровского района, открыт после восстановления и реконструкции Курский государственный цирк, Мемориальный комплекс в пос. Поныри; к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне – Мемориал «Тепловские высоты» в Поныровском районе и мемориальный комплекс «Ангел мира» в Фатежском районе.

Ежегодно в области вводятся спортивные объекты. За 5 лет построены межшкольные стадионы в г.Курчатове и г.Курске, физкультурно-оздоровительный комплекс в с.Мантурово, культурно-спортивный комплекс в пос.Тим, спортивно-концертный комплекс по ул. Энгельса в г.Курске, крытый каток с искусственным льдом в г.Железногорске, центр фехтования по ул.Советская в г.Курске, который является одним из лучших в Российской Федерации.

Введены в действие физкультурно-оздоровительные комплексы в пос. Поныри, в г. Льгове, в пос. Касторное, в г. Железногорске, в пос. Кшенский Советского района, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном при Юго-Западном государственном университете. Проведена реконструкция административного здания под спортивный комплекс в пос. Прямицыно Октябрьского района.

Ежегодно по Программе «Газпром – детям» строятся многофункциональные спортивные площадки, в 2015 году - 30 площадок.

В целях дальнейшего развития дорожной сети Программой предусматривалось направить за пять лет в дорожное хозяйство области 23,4 млрд. рублей; отремонтировать 2 тыс. км действующих автомобильных дорог, обеспечить ввод в эксплуатацию мостового перехода через реку Тускарь в г. Курске, обхода г. Фатеж на автомагистрали «Крым», подъездов к 160 населенным пунктам области.

Фактически за 5 лет в дорожном хозяйстве области освоено 26,33 млрд. рублей, что позволило построить 104,1 км новых автодорог регионального значения, провести ремонт 2,1 тыс. км действующих автомагистралей.

Кроме того, за счет субсидий из областного и федерального бюджетов, предоставляемых с 2011 года муниципальным образованиям области, построено 52 км автодорог местного значения к 37 сельским населенным пунктам, не имеющим круглогодичной связи с дорогами общего пользования, более 23 км в населенных пунктах.

В 2011-2015 годах из крупных дорожных объектов введен в эксплуатацию мост через реку Тускарь в г. Курске, построены обходы городов Обоянь и Фатеж; обход д.Зорино Курского района, который являлся 1-м этапом строительства Юго-восточного обхода г. Курска; в 2014 году – завершен 2-й этап обхода – построена автодорога «Курск-Шумаково-Полевая-Полевая через Лебяжье» с путепроводом через железную дорогу в Курском районе. В 2015 году начато строительство дороги «Крым-Курск-Петрин» в Курском районе (3-й этап Юго-восточного обхода г. Курска), завершение которого запланировано на 2016 год.

Администрацией Курской области были приняты меры по обеспечению организации в регионе пригородных железнодорожных перевозок и сохранению существующего уровня транспортной доступности для большинства граждан.

В 2015 году на территории области курсировало 52 пригородных пассажирских поезда, в том числе рельсовые автобусы повышенной комфортности.

Для повышения доступности железнодорожных перевозок жителям области из бюджета Курской области в 2015 году выделены средства пригородным пассажирским компаниям на возмещение недополученных доходов в сумме 135 млн. рублей

В рамках реализации государственной программы Курской области по развитию транспортной системы и обеспечению перевозок пассажиров в Курской области укреплена материально-техническая база аэропорта «Курск», организованы авиарейсы по направлениям Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Минеральные воды и социально значимого маршрута в Симферополь.

С 2001 года высокими темпами ведется газификация области, в первую очередь, сельской местности. Программой предусматривалось обеспечение практически полной газификации к 2015 году, однако, с учетом ограниченности бюджетных средств и объемов инвестиций ОАО «Газпром», решается задача завершить газификацию до конца 2016 года.

За 2011-2015 годы построено 3,1 тыс. км газопроводов, газифицировано природным газом 40,7 тысяч квартир и домовладений, переведены на газовое топливо 116 учреждений социальной сферы. Уровень газификации природным газом в сельской местности возрос с 21% в 2000 году до 89,8% в 2015 году, а в целом по области – с 56% до 93,7%. 

Положительная динамика показателей газификации достигнута благодаря многолетнему успешному сотрудничеству администрации Курской области с ОАО «Газпром».

Основной целью развития потребительского рынкатоваров является повышение доступности товаров для широких слоев населения.

За последние годы в области произошли качественные изменения структуры потребительского рынка; совершенствуется торговая сеть в сельской местности. В целях повышения качества обслуживания сельского населения с 2006 года Администрацией Курской области оказывается государственная поддержка предпринимателям, готовым организовывать торговое обслуживание на селе. И как результат, ежегодно увеличивается количество сельских магазинов, а развозной торговлей обеспечивается практически четверть сельского населения области. В настоящее время потребителям предлагается широкий ассортимент товаров, как в городах, так и в сельской местности.

В 2011-2015 годах открыто свыше тысячи объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создано 12,5 тысяч новых рабочих мест; проведено свыше 1,6 тысяч ярмарок и расширенных продаж (Программой предусматривалось открытие 880 объектов торговли с созданием около 5,5 тыс. новых рабочих мест). За последние 15 лет оборот розничной торговли увеличился в 3,1 раза; за пять лет - в 1,3 раза (Программой предусматривался рост в 1,4 раза).

Необходимо отметить, что в течение пяти лет (2011-2015 г.г.) стоимость минимального набора продуктов питания в Курской области являлась самой низкой в Российской Федерации и составила в декабре 2015 года 2867,83 рублей – это почти на четверть ниже, чем в среднем по ЦФО (3656,29 руб.) и по России (3589,92 руб.). То есть для курян продовольственная корзина обходится на 700-800 рублей дешевле, чем в среднем по России и Центральному федеральному округу.

Задача на перспективу – продолжение работы, направленной на регулирование и развитие потребительского рынка региона для максимального удовлетворения спроса населения в услугах торговли при высоком качестве товаров и их ценовой доступности.

Основными целями развития предпринимательства в Курской области являются обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Достижению этих целей способствовали меры, принимаемые администрацией Курской области, по совершенствованию нормативной правовой базы, расширению форм финансовой поддержки, сокращению административных барьеров, оказанию консультационной помощи.

За прошедшие 5 лет объем государственного финансирования в этот сектор экономики увеличился по сравнению с предшествующей пятилеткой в 4 раза и составил более 600 млн. рублей бюджетных средств. Финансовую поддержку получили 1380 субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 до 15 увеличилось число направлений государственной поддержки.

Значительный вклад в развитие малого и среднего бизнеса вносят гарантийный фонд и фонд микрофинансирования. Их емкость превышает 270 млн. рублей. Результат деятельности гарантийного фонда – это свыше 600 млн. рублей кредитных средств, привлеченных малыми компаниями на развитие бизнеса.

В области действует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области, который стал новым для региона государственным органом защиты прав и законных интересов предпринимателей. За время работы института в адрес уполномоченного поступило около 1000 обращений, проведен ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и решение проблем предпринимательского сообщества.

В результате принятых мер основные цели по развитию предпринимательства, определенные Программой социально-экономического развития Курской области, достигнуты. Сегодня почти половина (45%) от общего количества работников всех организаций и учреждений Курской области заняты в малом и среднем бизнесе. За 5 лет создано свыше 10 тысяч новых рабочих мест, вдвое увеличился объем инвестиций, на треть возросли налоговые поступления от применения специальных режимов налогообложения. Ежегодно увеличивается оборот продукции и услуг в малом и среднем бизнесе и составляет почти 300 млрд. рублей в год.

Изменилась структура малого и среднего предпринимательства: значительно приросладоля реального сектора экономики (промышленность, стройиндустрия, перерабатывающее производство, сельское хозяйство), которая сейчас составляет третью часть.

По результатам исследования, проведенного Аналитическим центром МСП Банка, Курская область по итогам 2014-2015 годов вошла в 13 регионов – лидеров с оценкой качества условий для развития малого и среднего бизнеса - «Очень высокое качество условий» (рейтинг «А»).

Курс на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в регионе будет продолжен.

За период Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы наблюдается тенденция роста показателей сферы жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК области, что свидетельствует о выполнении целей и задач Программы и об улучшении качества предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям области, повышения качества жизни населения.

Доля объемов отпуска энергоресурсов по счетам, выставленным по показаниям приборов учёта, возросла: по электрической энергии - с 99 % в 2011 году до 100 % в 2015 году; по тепловой энергии – с 63 % до 86,2 %; по воде – с 74,6 % до 82 %. Доля потерь тепловой энергии в общем объеме отпуска тепловой энергии уменьшилась с 10,8 % в 2012 году до 10,6 % в 2015 году.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры снизился с 63 % в 2011 году до 62,2 % в 2015 году.

В области качество воды из централизованных источников водоснабжения, в основном, соответствует действующему ГОСТу, за исключением содержания железа и жесткости. Для решения этой проблемы ведутся работы по строительству систем доочистки воды. В настоящее время действуют станции обезжелезивания в городах Курске (Шумаковский водозабор), Железногорске (водозабор «Березовский») и Обояни.

Для снижения затрат и повышения уровня комфорта в области уже более 10 лет реализуются проекты развития локальных источников теплоснабжения, в том числе поквартирного газового отопления. С 2010 по 2015 годы выведены из работы убыточные энергоемкие квартальные котельные в с. Дичня Курчатовского района (котельная санатория «Курск»); коммунальные котельные в поселках Лазурный и Касиновский Курского района.

В рамках программы «Повышение энергоэффективности и развитие энергетики в Курской области» завершена работа по оснащению коллективными приборами учета в 21 районе, кроме Рыльского, Мантуровского, Курского, Дмитриевского, Хомутовского, Суджанского, Глушковского муниципальных районов.

В последние годы активно решается вопрос ликвидации аварийного и ветхого жилого фонда. В рамках адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы планируется расселить 1,3 тысяч человек из 103 аварийных домов.

На 1 января 2016 года переселено 812 человек из 54 аварийных домов, на что израсходовано около 380 млн. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и местного бюджетов.

В 2016-2017 годов планируется переселить 480 человек из 49 аварийных домов.

С 2008 года в области проводится капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетных средств и средств собственников жилых помещений. В 2008-2013 годах отремонтировано 1,4 тыс. домов, улучшены жилищные условия 185,5 тыс. человек. На эти цели израсходовано 3,15 млрд. рублей.

На программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов в 2014-2015 годах области из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ выделено 68,5 млн. рублей, из бюджета г. Курска 58,8 млн. рублей и из областного бюджета 1 млн. рублей. За счет этих средств и средств собственников жилья проведен капитальный ремонт в 117 многоквартирных домах.

В Курской области продолжалось развитие информационных и коммуникационных технологий.

К настоящему времени решены задачи, позволившие в значительной степени решить проблемы отрасли: сформирована информационно-коммуникационная инфраструктура; внедрена региональная система межведомственного взаимодействия. Так, с 2011 года включены в систему межведомственного электронного взаимодействия 600 организаций, учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В предстоящие годы предстоит осуществить интеграцию ведомственных информационных систем с общефедеральными, что особенно важно для качественного и быстрого предоставления государственных и муниципальных услуг.

В области завершена работа по созданию сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. На территории области функционируют 30 таких центров в каждом муниципальном районе и городском округе и 136 офисов МФЦ.

На базе МФЦ предоставлена возможность получения по принципу «одного окна» 269 наименований государственных и муниципальных услуг. Для отдельных категорий граждан (ветераны, инвалиды) предусмотрена возможность бесплатного выезда работников МФЦ.

В 2015 году в МФЦ обратилось более 869 тыс. человек, что в 2 раза превышает уровень 2014 года. Время ожидания в очереди не превышает 15 минут. Уровень удовлетворенности граждан, при проведении опроса, оценен более 87 %.

Курская практика организации работы МФЦ признана лучшей внутренней практикой в стране.

В целях обеспечения права граждан на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации организованы пункты доступа граждан к сети «Интернет». Количество таких пунктов увеличилось с 440 в 2011 году до 647 в 2015 году.

На базе школ Курской области в 2014-2015 годах было организовано обучение компьютерной грамотности лиц пожилого возраста.

Успешная реализация всех намеченных планов и проектов Программы социально-экономического развития области зависела от сбалансированной бюджетной политики.

В 2000-2015 года сформировалась тенденция устойчивого роста доходов консолидированного бюджета Курской области. Доходы области выросли в 1,4 раза к 2010 году и в 11,6 раза к 2000 году и в 2015 году составили 51,4 млрд. рублей (предварительные данные). Налоговые и неналоговые доходы выросли в 1,4 раза к 2010 году и в 10,1 раза к 2000 году и составили в 2015 году 38,5 млрд. рублей (предварительные данные).

Поступление финансовой помощи из федерального бюджета увеличилось в 1,3 раза к 2010 году и в 20,4 раза к 2000 году и составило в 2015 году 12,6 млрд. рублей (предварительные данные).

Расходы консолидированного бюджета области в 2015 году составили 51,8 млрд. рублей (предварительные данные), что в 1,5 раза выше уровня расходов, произведенных в 2010 году и в 12,0 раз выше уровня 2000 года. 

Курская область стала одной из шести регионов, которым удалось на 1 января 2013 года погасить просроченную кредиторскую задолженность.

Начиная с 2012 года, в регионе начался переход к программно-целевому методу формирования и исполнения областного бюджета. Если в 2002 году объем расходов, осуществляемых в рамках областных и ведомственных целевых программ, составлял менее 1 % от расходов областного бюджета, то в 2015 году объем расходов в рамках государственных программ составил уже 97,7 %, а в 2016 году в рамках программного метода планируется осуществлять 94,6 % всех расходов.

В настоящее время в области действуют 25 государственных программ по приоритетным направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; эффективное государство, которые являются ключевым механизмом, увязывающим стратегическое и бюджетное планирование региона и основным инструментом достижения поставленных целей (на конец 2013 года в Курской области осуществлялась реализация 69 областных и ведомственных целевых программ).

По итогам 2012-2013 годов Курской области присвоена высокая степень качества управления региональными финансами.

Из года в год бюджет области остается социально-ориентированным - доля расходов на социально-культурную сферу возросла до 65,1 % в 2015 году против 57,7 % в 2010 году и 43,2 % в 2000 году.

В сфере образования основной целью Программы являлось обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Курской области.

Все мероприятия по достижению цели и показатели Программы выполнены в полном объеме.

В настоящее время 75% школьников Курской области получили возможность обучаться в современных условиях и получать качественное образование, отвечающее требованиям федеральных государственных стандартов общего образования, что соответствует показателю, предусмотренному Программой. Количество учащихся на один компьютер в школах снизилось с 14 в 2009 году до 7 в 2015 году.

Значительно укрепилась учебно-материальная база школ, приобретаются комплекты учебно-лабораторного и спортивного оборудования; созданы центры дистанционного обучения школьников.

К концу реализации Программы 46% спортивных залов общеобразовательных организаций области, расположенных в сельской местности, полностью оснащены современным спортивным оборудованием, что позволило увеличить охват обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе и во внеурочное время до 46,4%.

В 2015-2016 учебном году 276 школьных автобусов осуществляют ежедневный подвоз около 8 тысяч обучающихся.

В 90 общеобразовательных учреждениях региона создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Созданная модель дистанционного обучения позволяет 100 % детей с инвалидностью, нуждающихся в данной услуге, получать современное качественное образование на дому.

В 2016 году продолжится работа по совершенствованию механизма реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на включение в существующую инклюзивную образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования.

За последние 5 лет на модернизацию региональной системы дошкольного образования из консолидированного бюджета Курской области было направлено более 1,7 млрд. рублей.

С 2011 по 2015 годы в области создано более 12 тысяч мест, что позволило охватить дошкольным образованием в 2015 году 68,2 % детей дошкольного возраста, что на 5,2 % выше показателей, предусмотренных Программой. По состоянию на 1 января 2016 года актуальный спрос в системе Электронной очереди детей в возрасте от 3 до 7 лет ликвидирован.

В 2016 году ликвидация текущей очередности в детские сады детей в возрасте от 1,5 до 7 лет будет продолжена. Запланировано создать 600 дополнительных дошкольных мест.

Вместе с тем, остается острой проблема, связанная с ликвидацией двухсменного режима работы общеобразовательных организаций, а также строительством школ в новых микрорайонах. В 2015-2016 учебном году в две смены ведется обучение в 61 из 539 дневных общеобразовательных организаций Курской области (11,3 % общего количества школ), в которых обучается свыше 11 тыс. человек (10,4 % общей численности обучающихся).

В целях создания новых мест в общеобразовательных организациях разработана и утверждена 31 декабря 2015 года программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Курской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016-2025 годы. 

Развитие системы здравоохранения области ориентировано на повышение доступности, качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов здравоохранения на основе структурного преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи, развития института профилактической медицины и внедрения инновационных методов лечения заболеваний, являющимися основными причинами смертности населения области.

В результате принимаемых мер по развитию областного здравоохранения достигнуты следующие показатели.

Снижение смертности от ряда значимых заболеваний от уровня 2010 года. В частности – смертность от всех причин снизилась на 8,6%, смертность от болезней системы кровообращения на 19,7%, от новообразований (в том числе от злокачественных) на 6,7%, туберкулеза на 22,3%. За указанный период достигнуто снижение младенческой смертности на 37,2%. С целью снижения смертности при дорожно-транспортных происшествиях вдоль наиболее травмоопасных трасс организованы травматологические центры на базе Горшеченской, Щигровской, Рыльской, Фатежской, Медвенской, Обоянской центральных районных больниц и Железногорской городской больницы №2. Аналогичные центры успешно функционируют на базе городской больницы №4 г. Курска и областной клинической больницы. По итогам 2015 года в сравнении с 2014 годом смертность населения снизилась на 1,4%.

Наблюдается увеличение продолжительности жизни - с 68,5 лет в 2010 году до 71,8 лет в 2015 году (предусматривалось в 2015 году – 69,5 лет).

В рамках программных мероприятий капитальный ремонт выполнен на 183 объектах в 56 учреждениях здравоохранениях. Было приобретено 3435 единиц медицинского оборудования, что практически в полном объеме позволило обновить рентгенологическое и реанимационное оборудование, снизить дефицит ультразвукового и лабораторного оборудования. Организованы сосудистые центры и центры здоровья. Построен ряд медицинских объектов.

Компанией «Медассист-К» завершается строительство нового лечебно-диагностического комплекса в г. Курске, стоимостью более 250 миллионов рублей. В соответствии с соглашением между администрацией Курской области и компанией «ПЭТ – Технолоджи» в области успешно действует центр ядерной медицины.

Для решения проблемы кадрового дефицита по программе «Земский доктор» за последние 3 года в центральные районные больницы направлено 145 молодых специалистов.

В тоже время, несмотря на определенные успехи в отрасли, еще существует и ряд проблем которые необходимо решить в ближайшей перспективе. Прежде всего, это сохраняющийся дефицит мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений в г. Курске, дефицит определенного медицинского оборудования и износ автомобильного парка скорой медицинской помощи, сохраняющийся дефицит медицинских кадров.

Для решения указанных проблем, и, не смотря на сложную экономическую ситуацию, будет начато строительство станции скорой медицинской помощи в г. Курске, ФАПа в Курском районе и реконструкция филиала детской поликлиники №7 по проспекту им. Вячеслава Клыкова, также будет выполнен капитальный ремонт ряда медицинских организаций. Продолжится реализация программы «Земский доктор», а в отдельных муниципальных образованиях и программы «Земский фельдшер».

С каждым годом увеличивается сумма финансовых средств, направленных на обеспечение льготных категорий граждан. Так, за период с 2011 по 2015 год сумма отпущенных средств выросла с 635 до 848 млн. рублей. За данный период времени сумма на 1 обратившегося льготника возросла с 11 до 15 тыс. рублей в год.

Это, в первую очередь, связано с проведением лечения дорогостоящими инновационными генно-инженерными (высокотехнологичными) лекарственными препаратами и изменением подхода к лекарственной терапии тяжелых прогрессирующих острых и хронических заболеваний.

В области уделяется пристальное внимание вопросам создания условий для развития массовой физической культуры и спорта как залога здорового образа жизни.

Сегодня в Курской области насчитывается более 2 тысяч спортивных объектов. За период с 2006-2015 гг. построено на условиях софинансирования из федерального бюджета и за счет внебюджетных источников 132 объекта спорта.

Увеличился уровень обеспеченности населения области спортивными сооружениями с 24 % в 2011 году до 31 % в 2015 году (план – 30%). Это способствовало росту доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 17,9 % в 2011 году до 32,5 % в 2015 году (план – 25%). Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, при запланированных в 2015 году 60% составила 73%.

По показателю доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, Курская область располагается на 18 месте среди 85 регионов России.

Основными задачами на ближайшую перспективу в отрасли физическая культура и спорт являются:

- реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (ее второго этапа);

- внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; сохранение и открытие новых детско-юношеских спортивных школ в муниципальных образованиях области; создания спортивных клубов на предприятиях, учреждениях, организациях, по месту жительства и учебы граждан.

Совершенствованиесистемы социальной защиты населения – еще одна из основных целей Программы.

На протяжении ряда лет в Курской области активно осуществляется развитие и модернизация сферы социального обеспечения. Вводятся дополнительные меры социальной поддержки граждан, внедряются инновационные формы социального обслуживания, укрепляется и модернизируется материально-техническая база учреждений.

Мероприятия и индикаторы Программы по уровню социального развития области выполнены.

В области в полном объеме обеспечивается реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета. В настоящее время осуществляется предоставление 81 вида денежных выплат гражданам, в том числе 37 за счет средств областного бюджета, при этом хочу напомнить, что в 2001 году было 22 видов выплат, в том числе 12 областных.

С 2003 года оказывается адресная социальная помощь гражданам на газификацию домовладений. За период с 2006 года по 2015 год адресную помощь получили более 10 тысяч жителей. Размер выплат составил от 15 до 30 тысяч рублей.

Ежегодно более 100 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов получают социальные услуги в надомной, стационарной и полустационарной формах в 13 стационарных учреждениях области и 28 центрах социального обслуживания на дому.

Укрепляется материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания. В результате снизился удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий до 12,3 % (по программе планировался на уровне 39,0 %). На начало 2013 года этот показатель составлял 17 %.

Развиваются новые формы и технологии социального обслуживания: функционируют мобильные выездные бригады; служба «социальное такси»; продолжают открываться пункты проката технических средств реабилитации и предметов ухода; Университеты пожилого человека; функционируют 78 приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают 79 пожилых граждан.

В результате проводимой системной работы в отрасли увеличилось число граждан, получающих социальные услуги: в 2002 году - около 50 тысяч человек, к концу 2015 года - почти 170 тысяч человек, что позволяет на 99,8 % удовлетворить потребность граждан в социальном обслуживании (по Программе планировалось 97,8 %).

С 2014 года ликвидирована очередность на надомное социальное обслуживание.

На протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений является обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2011 года на первичном рынке жилья приобретено 2369 однокомнатных благоустроенных квартир в 27 муниципальных образованиях, в том числе в 2015 году – 151 жилое помещение. Всего на эти цели израсходовано более 2,1 млрд. рублей. В 2016 году за счет средств бюджета планируется приобрести 200 жилых помещений.

В настоящее время в сфере социального обслуживания населения области работают только государственные организации. Современное правовое поле раскрывает достаточные возможности для включения организаций различных форм собственности в работу по социальному обслуживанию населения. В 2016 году и в ближайшие годы предстоит вывести на новый уровень работу по созданию конкуренции на рынке оказания социальных услуг и проработать вопрос привлечения некоммерческих организаций, бизнеса в эту сферу.

Важнейшим государственным приоритетом является государственная поддержка российской культуры.

В рамках реализации Программы системный подход к развитию культурыв нашей областиобеспечил повышение роли и доступности для населения библиотек, музеев и учреждений профессионального искусства; активизировалась гастрольная деятельность в городах и районах области; реализуются масштабные творческие проекты.

С 2011 по 2015 годы посещаемость курских музеев выросла с 280 до 400 тыс. человек. В декабре 2015 г. открыта для посетителей первая очередь музея «Усадьба А.А. Фета» (экспозиция 2-го этажа).

По количеству библиотек область (726 общедоступных библиотек) занимает 23 место среди регионов России. Охват населения библиотечным обслуживанием в регионе составляет около 47 % при среднероссийском значении 35,5%.

Культурно-досуговая деятельность представлена 735 учреждениями клубного типа, что на 100 % обеспечивает население области услугами этой сферы (8-е место среди 15 регионов ЦФО). Уровень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг составляет 80 % (в 2014 г. – 76 %).

В 2016 году планируется завершить ремонтно-реставрационные работы на первом этаже главного дома музея «Усадьба А.Фета» филиала Курского областного краеведческого музея, после проведения ремонтных работ открытие Мемориального концертно-экспозиционного Свиридовского центра искусств, который будет располагаться в здании бывшего Дома офицеров в городе Курске.

Еще одно важное направление деятельности администрации –проведение эффективной молодежной политики.Сегодня в Курской области молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет 20,5% от населения региона – 228 545 тысяч.

Последовательно и системно реализуется государственная молодежная политика в регионе, активно поддерживается молодежь в творческом развитии, научно-исследовательской сфере и профессиональном становлении. Ежегодно администрация Курской области увеличивает финансирование молодежных мероприятий. Так в 2001 году на эти цели было выделено 5 млн. рублей, в 2008 году – 39 млн. рублей, а в 2015 году – 164 млн. рублей.

За период с 2010-2014 годы проведено более 250 мероприятий, в которых приняли участие более 400 тысяч человек; более 9,5 тысяч человек направлены на международные, всероссийские и межрегиональные конкурсы, турниры и фестивали. Доля молодых людей, принявших участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций, студенческих объединений, в общем количестве молодежи в 2000 году составляла 15%, в 2010 году –21,5%, а в 2015 году уже 43%.

Сегодня в Курской области действуют 204 клуба военно-патриотической направленности, в которых занимается свыше 8 тысяч подростков, что в 5 раз больше, чем в 2000 году. В 2010 году доля молодых людей, участвующих в их деятельности в общем количестве молодежи составляла 7%, а в 2014 году - 11%.

С 2012 года администрация Курской области при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Министерства экономического развития РФ реализуют Федеральную программу «Ты - Предприниматель», направленную на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. За 4 года реализации данной программы участниками проекта стали более 11 тысяч человек, создано 170 субъектов малого и среднего предпринимательства, открыто 250 рабочих мест.

В последние годы деятельность администрации Курской области была ориентирована на решение основной задачи - проведение демографической политики, направленной на создание для молодых семей максимально благоприятных условий, стимулирующих повышение рождаемости.

В области создана эффективная нормативная правовая база, которой установлен комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

В 2015 году в области родилось 13064 человека, что практически соответствует уровню 2014 года (11,7 на 1 тыс. человек населения), а также уровню рождаемости, предусмотренному Программой. При этом зарегистрирован рост числа детей, родившихся в семьях вторыми - на 4 %, третьими и последующими – на 4,3 %.

На протяжении последних лет по показателю рождаемости Курская область входит в пятерку лидеров по Центральному федеральному округу.

С 2000 года наметилась устойчивая тенденция снижения естественной убыли населения (за исключением 2014 года); за 2015 год она снизилась на 286 человек или на 5,3 % и составила 5153 человека.

Миграционный прирост населения в 2015 году увеличился по сравнению с 2014 годом почти в 2 раза, что позволило полностью компенсировать естественную убыль населения.

Активно ведется работа по подготовке граждан к принятию в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2016 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилась на 6,3 % (с 3551 до 3329 человек).

Девятый год в Курской области проводится социально значимая широкомасштабная акция — областной благотворительный марафон «Мир детства». Сумма добровольных пожертвований, поступивших на расчетный счет марафона «Мир детства» за время проведения акции, составила около 190 млн. рублей, из них в 2015 году – около 30 млн. рублей, благодаря чему адресная социальная помощь оказана более 7 тыс. малоимущим семьям, в т. ч. в 2015 году - 983 семьям.

В перспективе будет продолжена работа по стабилизации численности населения за счет устойчивого роста рождаемости, снижения смертности, улучшения миграционной ситуации.

Ситуация на рынке труда области в течение 2011-2015 годов оставалась достаточно стабильной и предсказуемой, которой способствовала реализация мероприятий по содействию занятости населения.

Численность зарегистрированных безработных в органах службы занятости населения Курской области за пять лет сократилась на 2963 человека. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,7 % до 1,2 % к 1 января 2016 года; коэффициент напряженности с показателя 3,5 единиц на 1 вакансию на начало 2011 года снизился до 1,6 единицы к концу 2015 года.

В 2016 году работа будет направлена на сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда; недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,3 % и коэффициента напряженности 1,5 единицы на 1 вакансию; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; смягчение территориальных и профессиональных диспропорций в структуре занятости населения; принятие мер для смягчения отрицательных последствий высвобождений.

Доходы населения и заработная плата за период реализации Программы можно охарактеризовать следующим образом. Так, среднемесячные денежные доходы на душу населения за 2011-2015 годы по оценке возросли в 1,7 раза, реальные – в 1,2 раза. За период 2006-2010 годы увеличились среднемесячные денежные доходы на душу населения – в 2,8 раза, реальные – 1,5 раза. В 2016 году они ожидаются на уровне 28,2 тысяч рублей.

Величина прожиточного минимума за период действия программы увеличилась в 1,7 раза (по оценке), за 2006-2010 годы – в 1,9 раза.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения региона по оценке 2015 года составила 9,7 % против 20,2 % в 2005 году и 10,8 % в 2010 году.

По оценке 2015 года реальная заработная плата в целом по области ожидается с ростом в 1,14 раза к 2010 году, номинальная средняя заработная плата одного работающего на уровне 24050 рублей, с ростом к 2010 году в 1,7 раза. За 2006-2010 годы реальная заработная плата выросла в 1,4 раза, номинальная средняя заработная плата одного работника – в 2 раза.

По этому показателю область, начиная с марта 2012 года, стабильно занимает 9-10 место из 16-ти регионов ЦФО (без учета г. Москвы и Московской области).

В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед регионом, является поэтапное доведение заработной платы различным категориям работников социальной сферы до соотношений, установленных в указах Президента России. С этой целью были разработаны региональные «дорожные карты» развития отраслей социальной сферы, согласованные с федеральными министерствами, в которых определены ежегодные индикаторы по этим показателям.

По оценке в 2015 году ожидается номинальная заработная плата:

врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) – 32321,3 рублей, с ростом в 2,2 раза к 2010 году; среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) – 18417,7 рублей, с ростом в 2,2 раза к 2010 году; младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) – 12263,8 рублей, с ростом в 2,4 раза к 2010 году;

учителей - 24 121 рубль, с ростом в 2,9 раза к 2010 году; работников культуры - 16274 рубля, с ростом в 2,4 раза к 2010 году; социальных работников – 15460,0 рублей с ростом в 3 раза к 2010 году.

В 2016-2018 годах работа по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы будет продолжена.

В области постоянно реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности граждан, укрепление правопорядка и законности, совершенствование системы профилактики преступлений и правонарушений, повышение безопасности дорожного движения, противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту.

Основой для успешного решения поставленных задач стало эффективное взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов; возрождения различных форм добровольного участия граждан в охране общественного порядка.

Такая работа позитивно повлияла на криминогенную обстановку на территории Курской области. Так, за последние пять лет в области по сравнению с предыдущим пятилетием (2006-2010 годы) количество зарегистрированных преступлений снизилось на 40 %, по сравнению с 2000 годом – на 43 %.

Особо хотелось бы отметить снижение числа наиболее опасных преступлений: убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей. Так, количество убийств за 5 лет по сравнению с прошлым пятилетием сократилось на 33 %. Раскрываемость убийств и иных посягательств на жизнь и здоровье граждан составляет более 90 % (1 место в ЦФО и 7 по России).

За последние пять лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 45 %. По сравнению с 2000 годом снижение подростковой преступности составило 79 %.

Более эффективной стала работа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В целях обеспечения комфортного проживания граждан Курской области осуществляются меры по защите населения и территории при чрезвычайных ситуациях. С 2010 года создаются отдельные элементы системы Комплексной безопасности жизнедеятельности населения.

В 2013 году введена в эксплуатацию Система-112, которая обеспечивает доступ к экстренным оперативным службам для всех жителей Курской области. 

На территории региона развернут аппаратно-программный комплекс системы мониторинга, которым охвачены 15 потенциальных рисков природного и техногенного характера.

За 2011-2015 годы улучшено материально-техническое оснащение проведения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; обновлен парк аварийно-спасательных автомобилей на 3 единицы, парк пожарных автомобилей на 37 единиц.

В результате проведенной работы достигнуто снижение количества гибели людей при чрезвычайных ситуациях, количества пожаров. Процент оповещения органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения информацией о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов возрос с 37 % до 100 %.

Задачу обеспечения безопасности решает и введенная в эксплуатацию в 2014 году региональная навигационно-информационная система ГЛОНАСС. В настоящее время все автотранспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, включая детей, перевозку специальных, опасных, крупногабаритных грузов, оказывающие скорую медицинскую помощь, жилищно-коммунальные услуги, оснащены навигационным оборудованием. Это уже дало возможность снизить время прибытия экстренных служб, в 2,5 раза увеличить количество спасенных людей, усилить контроль.

Если говорить об экологической ситуации, то Курская область на фоне других регионов выглядит достаточно благополучной. По рейтингам общественной организации «Зеленый патруль» в 2010-2012 годах область стабильно входила в пятерку наиболее экологически приемлемых регионов России. По итогам 2014 года область занимала третье место в ЦФО и шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации.

За 3 последних года уровень загрязнения атмосферного воздуха имел тенденцию снижения. Состояние экосистем рек, озер и водохранилищ в области сохраняется на стабильном уровне.

За период 2011-2015 годов решен комплекс проблем, связанных с экологическим ущербом, нанесенным бесхозными, непригодными к применению пестицидами и агрохимикатами. Полностью очищена от пестицидов и агрохимикатов территория 22 муниципальных районов.

Достигнуто снижение образования отходов всех классов опасности.

Для обеспечения безопасности проживания проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия паводковых вод и подтопления территорий, ликвидации их последствий. Проведен капитальный ремонт более 20 гидротехнических сооружений, что позволило обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод.

Одним из важнейших направлений деятельности Администрации Курской области, является развитие внешнеэкономического сотрудничества.

Хозяйствующие субъекты Курской области осуществляют внешнеторговую деятельность с партнерами из 74 стран ближнего и дальнего зарубежья, в 2015 году появились новые внешнеторговые партнёры: Бахрейн, Босния и Герцеговина, Малайзия, Македония.

Внешнеторговый оборот региона за последние 5 лет составил 7,0 млрд. долларов и вырос к уровню предыдущей пятилетки на 26,5 %. Экспорт вырос на 19,7 %, импорт уменьшился на 26 %.

В 2015 году объем внешнеторгового оборота по оценке уменьшится к уровню 2014 года на 32 %, что вызвано ухудшением экономической ситуации в зарубежных странах, а также действием санкций в отношении российских организаций.

В 2015 году администрацией Курской области подписано Соглашение с Минэкономразвития России по вопросам продвижения региональных внешнеэкономических проектов и содействия в привлечении иностранных бизнес - сообществ к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на территории Курской области.

Существенное влияние на формирование положительной динамики показателей внешнеэкономической деятельности Курской области оказывает заключение международных Соглашений о сотрудничестве.

В настоящее время действуют 18 Соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и Протоколов намерений с зарубежными странами и регионами. Достигнуты договоренности и готовятся к подписанию соглашения и протоколы о сотрудничестве с Пловдивской областью Республики Болгария, штатом Бихар Республики Индия, Акиматом города Астаны, Министерством торговли, туризма и телекоммуникаций Республики Сербия.

С партнерами по линии международных соглашений реализуются совместные проекты. Так, одним из значимых является сборочное производство троллейбусов ОАО «Белкоммунмаш» на базе МУП «Курскэлектротранс». В июле 2015 года начало свою деятельность совместное российско-вьетнамское предприятие ООО «ХАНОЙ» по пошиву верхней одежды.

Площадкой для позиционирования Курской области на международном рынке является Курская Коренская ярмарка, количество гостей и участников которой в 2015 году превысило 6 тысяч человек из 40 регионов России и 20 стран ближнего и дальнего зарубежья.

В условиях необходимости снижения зависимости хозяйственной деятельности предприятий региона от ситуации на внешнем рынке администрацией Курской области придаётся большое значение развитию межрегионального сотрудничества с российскими регионами.

На сегодняшний день реализуются 11 Соглашений с субъектами Российской Федерации. В 2016 году планируется подписание Соглашений о межрегиональном сотрудничестве с Ленинградской и Ростовской областями.

В нынешней непростой обстановке нельзя ни обратить внимание на складывающуюся общественно-политическую ситуацию в регионе.

Администрацией Курской области реализуется комплекс мер, направленных на развитие институтов гражданского общества, проводится линия на постоянное и конструктивное взаимодействие со всеми политическими партиями и общественными объединениями.

В Курской области зарегистрировано 1996 некоммерческих организаций, в том числе 1144 общественных объединения, 343 религиозные организации, 61 региональное отделение политических партий. В регионе действует 12 национально-культурных общественных объединений, 4 казачьих общества.

Региональная политическая система состоит сегодня из множества различных политических групп. Фактор многопартийности оказывает заметное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в области и формирует благоприятный общественно-политический климат.

С 2006 года эффективно осуществляет свою работу Общественная палата Курской области. При органах исполнительной власти Курской области созданы 32 общественных совета. В настоящее время формируются общественные советы при органах местного самоуправления.

Один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день -реализация государственной национальной политики в регионе.В целях взаимодействия с национальными общинами и религиозными конфессиями активно осуществляют свою деятельность Межведомственная комиссия по межнациональным отношениям и рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений.

Решение сложных и многогранных задач, которые стоят перед областью, настойчиво диктует органам государственной власти и местного самоуправления постоянно совершенствовать совместную работу.

Важным направлением в работе с органами местного самоуправления в 2015 году стала проработка вопроса целесообразности определения конкретного набора вопросов местного значения за муниципальными районами и сельскими поселениями. По итогам обсуждения подтверждена целесообразность принятия соответствующего регионального закона.

В перспективе приоритетными задачами в работе с органами местного самоуправления будут оставаться решение сложных вопросов, касающихся низкой финансовой обеспеченности местных бюджетов, расширения экономического потенциала территорий, оптимизации территориальных, правовых и функциональных основ местного самоуправления, повышения квалификации муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

С началом этого года наступил активный политический избирательный сезон. Выборы депутатов Государственной Думы и областного законодательного органа состоятся 18 сентября 2016 года. В отличие от депутатского корпуса Государственной Думы предыдущего созыва, который формировался по пропорциональной системе, теперь выборы будут проводиться по смешанной системе: 50% - по одномандатным округам, 50% - по партийным спискам.

На федеральном уровне утверждена схема одномандатных избирательных округов, согласно которой, на территории Курской области образованы два одномандатных округа – Курский и Сеймский, с почти полумиллионным количеством избирателей в каждом из них.

На нашем региональном уровне также произошли изменения - добавлен один одномандатный округ, который образован в городе Курске.

В единый день голосования предстоят и многочисленные выборы депутатов различных уровней.

Сейчас, в период, когда наша страна переживает определенные экономические трудности, у недобросовестных политических партий и кандидатов может возникнуть соблазн разыграть карту «социального недовольства» граждан. Поэтому так важно создать внутреннее единство региона, консолидацию всех общественных сил и не допустить роста социальных и иных конфликтов.