ПЕРИОД ОККУПАЦИИ - В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Курская область была оккупирована немецко-фашистскими войсками и частями союзников гитлеровской Германии (венгерскими, румынскими) в период со 2 октября 1941 г. по 2 сентября 1943 г.
Для расследования злодеяний гитлеровских захватчиков, установления конкретных виновников и определения ущерба, нанесенного предприятиям, колхозам, организациям, учреждениям и гражданам области в мае 1943 г. при исполкоме Курского областного Совета депутатов трудящихся была создана Курская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. Комиссия начала свою деятельность с момента образования в мае 1943 г., когда территория области еще не была полностью освобождена, учет ущерба окончился в феврале 1944 г. В состав комиссии входили: председатель, ответственный секретарь, экономист-статистик, три инспектора, технический секретарь, машинистка, милицейский пост, уборщица, рассыльный. Подчинялась комиссия Чрезвычайной Государственной комиссии при ЦК ВКП(б). Все поступающие сведения сводились и обобщались по отраслям и наркоматам немедленно.
Работа по учету причиненного ущерба на местах возлагалась непосредственно на секретарей РК ВКП(б) и председателей райисполкомов. Кроме того, в каждом колхозе, промышленном, коммунальном предприятии, учреждении, школе, районе и т.д. создавались специальные комиссии. Общий количественный состав этих комиссий определялся до 75 тыс. человек. Руководители районов, где было обнаружено искажение фактов, строго наказывались.
По состоянию на 1943 год в составе Курской области числилось 66 районов, входящих в настоящее время в состав 3-х областей: Курской, Орловской и Белгородской. Работа по учету ущерба была проведена во всех 66-ти районах.
Документы комиссии по учету ущерба поступали на хранение в госархив в течение 1947, 1948, 1952, 1953 гг. Всего на хранение поступило 868 дел.
Архивный фонд Курской областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям содержит материалы об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками народному хозяйству, гражданам Курской области, материалы о зверствах, акты об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками отдельным гражданам Курской области, списки граждан Курской области, особо пострадавших от немецкой оккупации, расстрелянных и угнанных в Германию.
Всего по местному хозяйству областного и районного подчинения области было представлено 137345 актов. Курская область является одной из наиболее пострадавших во время войны областей. Общая сумма ущерба составила около 27 миллиардов рублей в довоенных ценах.
Особенно подвергались разрушениям культурно-социальные учреждения. Из 3648 школ, имевшихся на начало 1941 г., фашисты уничтожили полностью 1295 и частично разрушили 2157 зданий.
Огромный ущерб нанесли области немецко-фашистские захватчики: было уничтожено ¾ всех промышленных предприятий, все электростанции, разграблено имущество колхозов и совхозов, лучшие здания города были взорваны. За время оккупации в области было уничтожено и разрушено 706 больниц и 387 амбулаторий, сожжено более 65 тысяч жилых дома, более 400 тысяч курян остались без крова. Сожжено свыше 300 сел и деревень.
Таковы социально-экономические последствия немецко-фашистской оккупации в Курской области. Область понесла не только огромный материальный урон, но и большие людские потери.
Всего за годы оккупации на территории области фашистские захватчики и их сообщники убили 18099 мирных граждан и 9826 военнопленных.
Особо стоит выделить документы, содержащие информацию о фактах насилия в отношении мирного населения районов Курской области, совершенные в период временной немецко-фашистской оккупации.
В акте о злодеяниях, совершенных в селе Апанасовка Кореневского района говорится: «15 марта 1943 г. в 11 часов дня группа немецких головорезов ворвалось в село Апанасовку в количестве 80 человек и учинили расправу над мирными жителями: было расстреляно из автоматов и пулеметов 29 человек. Убито гранатами 5 человек».
Стремясь добиться покорности местного населения, оккупанты широко использовали различные формы репрессий и террора. Особенно суровая кара ожидала тех, кто знал, но скрывал нахождение партизан, спрятанного ими оружия.
В акте от 22 июля 1943 г. о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в д. Кочетовка Ивнянского района приводятся факты расстрела 17 июля в дер. Кочетовка Костромицкого Антона Архиповича, 39 лет, Костромицкого Федора Ефимовича, 47 лет и 14-летнего подростка Костромицкого Николая, которых фашисты сочли за партизан и расстреляли. Расстрелянных колхозников немецкие офицеры не разрешали хоронить в течение двух дней. (ф. Р-3605, оп. 1, д. 254, л. 21-21об.).
В г. Курске расстрелы начались с первых дней оккупации. У здания медицинского института, на ул. Володарского, у здания бани на ул. Дзержинского они расстреляли более 40 красноармейцев, ополченцев, мирных жителей, к сожалению, списки расстрелянных не сохранились.
В Сапоговской психиатрической больнице в декабре 1941 г. оккупанты отравили 538 больных, 330 человек умерли от голода.
После освобождения Курска в песчаном карьере в районе д. Щетинка в семи ямах были обнаружены останки более тысячи уничтоженных фашистами ни в чем не повинных людей.
В «Акте о зверствах и грабежах немецко-фашистских оккупационных властей в Глазуновском районе» от 1 сентября 1943 года говорится: «При отступлении из Глазуновского района 24-25 июля 1943 года по распоряжению немецкого командования солдаты забирали и уводили всех оставшихся граждан Глазуновского района… Только из трех сельсоветов Глазуновского района Курской области немецко-фашистские оккупанты увели в немецкое рабство 922 человека.
При отступлении из Глазуновского района немецко-фашистские оккупанты полностью сожгли деревни Хитрово, Васильевка, Александровка, Похвальное, Глазуново, Красная Слобода, Сабурово.
За время оккупации из Курской области фашисты отправили на работы в Германию 38797 человек, 18099 мирных граждан было убито, расстреляно, зверски замучено. Таковы цифры. А за ними судьбы людей, искореженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, невыносимая память военных лет.
Научный сотрудник отдела использования
и публикации документов
ОКУ «Госархив Курской области» Инесса Рожковская