Об утверждении методических рекомендаций органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами
Об утверждении методических рекомендаций органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению
с ртутьсодержащими отходами
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с ртутьсодержащими отходами и другими опасными химическими веществами, представляющими угрозу для жизни и здоровья жителей региона в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» Администрация Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить методические рекомендации органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами, согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор
Курской области Р. Старовойт
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Администрации Курской области
от_______________ № ______
Методические Рекомендации
органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами
1. Общие положения
Настоящие рекомендации подготовлены с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с ртутьсодержащими отходами и другими опасными химическими веществами, представляющими угрозу для жизни и здоровья жителей региона в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
2. Термины и определения
В «Методических рекомендациях» используются следующие основные понятия.
Ртутьсодержащие изделия – приборы, изделия и устройства, содержащие металлическую ртуть или ее соединения (измерительные приборы, терморегуляторы, барометры и манометры ртутные, лабораторные, технические и медицинские ртутные термометры, тонометры, расходомеры, уровнемеры, ртутьсодержащие гальванические элементы, люминесцентные лампы с ртутным заполнением высокого и низкого давления и иные изделия).
Ртутьсодержащие отходы (далее РСО) – ртутьсодержащие изделия, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (отработанные или пришедшие в негодность), металлическая ртуть, материалы и предметы, загрязненные металлической ртутью и ее соединениями: ртутьсодержащие лампы, энергосберегающие, люминесцентные лампы; ртутные термометры всех типов; отработанные или пришедшие в негодность приборы, имеющие ртутное заполнение, либо элементы, выполненные из ртути; ртутьсодержащий стеклянный лом с содержанием ртути не менее 0,3 процентов; прочие отходы ртути и ее соединения (шламы и пасты ртутьсодержащие различных производств, содержащие металлическую ртуть в виде соединений, выломки полов, стен и других элементов зданий и сооружений, футеровка и детали технологического оборудования с содержанием ртути не менее 0,5 процентов).
Обращение с РСО – деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению РСО.
Сбор РСО - прием или поступление РСО от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Транспортирование РСО – перемещение РСО с помощью специально оборудованных транспортных средств вне границ земельного участка (находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах) в специальной таре от мест их образования, накопления к местам или объектам их обезвреживания или размещения.
Накопление РСО – временное складирование (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности лицензированию не подлежит).
Специальная тара – контейнер, обеспечивающий сохранность РСО при хранении, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировании.
Обезвреживание РСО - уменьшение массы, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия РСО на здоровье человека и окружающую среду.
Специализированные организации – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, транспортирование, обезвреживание, размещение РСО, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности.
3. Перечень нормативных правовых актов в области обращения с ртутьсодержащими отходами, в том числе с отработанными
ртутьсодержащими лампами
1. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
4. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила).
7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральной службы по надзора в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов.
8. СанПиН 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
9. ГОСТ 25834 — 83 «Лампы электрические, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
10. ГОСТ 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности» (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 № 4833).
11. ГОСТ 21575 - 91 «Ящики из гофрированного картона для люминесцентных ламп».
12. Межотраслевые правила по охране труда при производстве и применении ртути ПОТ Р М-009-99 (утв. постановлением Минтруда РФ от 14.10.1999 № 37).
4. Влияние ртути на здоровье человека и состояние
окружающей среды
Лампы ртутные, ртутно - кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242) отнесены к отходам I класса опасности – чрезвычайно опасные. Степень негативного воздействия таких отходов на окружающую среду оценивается как очень высокая с необратимым нарушением в экологических системах, период восстановления нарушенных такими отходами экосистем отсутствует.
По гигиенической классификации химическое вещество «ртуть» также относится к первому классу опасности (чрезвычайно опасное химическое вещество). Предельно допустимая концентрация (ПДК) ртути в атмосферном воздухе и воздухе жилых, общественных помещений составляет 0,0003 мг/м3. Одна разбитая ртутьсодержащая лампа отравляет 6 м3 воздуха. Особую опасность могут нести загрязненные ртутью компоненты окружающей среды (почва, водные объекты), а также строения, которые в течение десятков лет могут быть источником выделения паров ртути.
В настоящее время, из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан, отработанные (измерительные приборы, терморегуляторы, барометры и манометры ртутные, лабораторные, технические и медицинские ртутные термометры, тонометры, расходомеры, уровнемеры, ртутьсодержащие гальванические элементы, люминесцентные лампы с ртутным заполнением высокого и низкого давления и иные изделия) выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо. В связи с этим, очень важно правильно организовать сбор и хранение РСО еще до момента их передачи на утилизацию (обезвреживание).
Федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют полномочия органов местного самоуправления, а именно: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, муниципальных районов.
Решение вопросов обращения с ртутьсодержащими отходами на территории муниципальных образований так же регулируется Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде. В соответствии с пунктом 5 Правил органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не предоставляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Таким образом, на территории каждого муниципального района и городского, муниципального округа органами местного самоуправления должен быть разработан и утвержден порядок сбора и накопления отработанных РСО, согласно рекомендуемой форме (приложение №1). Документ утверждается постановлением администрации муниципального района, городского, муниципального округа.
5. Организация системы сбора, транспортирования и обезвреживания РСО, образующихся у населения
В соответствии с пунктом 4 Правил места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Согласно пункта 5 Правил органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
При этом не допускается накопление РСО в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
Для приема РСО от населения органами местного самоуправления либо специализированными организациями могут создаваться стационарные или передвижные пункты приема с определенным графиком работы.
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, может быть рекомендовано проведение информирования собственников помещений в многоквартирном доме о правилах обращения с отработанными РСО, в том числе с энергосберегающими лампами.
Оплата услуг по сбору и обезвреживанию РСО осуществляется самими потребителями, или организацию и финансирование этих работ берут на себя органы местного самоуправления.
6. Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с обращением с РСО
6.1. При обнаружении РСО вне установленных мест хранения или разлива металлической ртути лицо, их обнаружившее, сообщает об этом в администрацию муниципального образования, на территории которого обнаружены РСО, территориальные органы полиции, Главное управление МЧС России по Курской области, в специально уполномоченный орган на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления или по единому телефонному номеру «112» с указанием места аварийной ситуации.
6.2. Ликвидация аварийной ситуации обеспечивается собственными силами хозяйствующего субъекта или органами местного самоуправления с привлечением специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
6.3. Оценка риска для здоровья населения в очагах загрязнения ртутью жилых и общественных зданий после проведения демеркуризации производится с привлечением аккредитованной лаборатории.
6.4. Органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты обязаны иметь документы, подтверждающие обезвреживание ртутьсодержащих отходов и оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение мероприятий по обращению с РСО
7.1. Финансирование мероприятий по сбору, хранению и транспортированию, обезвреживанию РСО, проведению лабораторного контроля и оценке риска для здоровья населения осуществляется за счет хозяйствующих субъектов или за счет лиц, виновных в возникновении аварийных ситуаций (при их установлении).
7.2. Обезвреживание РСО, обнаруженных на территории общего пользования, в жилых зданиях и общественных зданиях муниципальной формы собственности, осуществляется за счет средств местного бюджета (из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).
7.3. Финансирование работ в аварийных ситуациях, когда собственника отходов (право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством) или виновного в аварийной ситуации установить невозможно, производится за счет средств местного бюджета.
8. Ответственность за нарушение установленных требований по обращению с РСО
8.1. Нарушение требований по обращению с РСО, установленных настоящим Положением, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
| Приложение №1 |
Рекомендуемая форма
Положения о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами на территории муниципального образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила), Государственным стандартом 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 года № 4833, и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
1.2. Положение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами (далее - Положение) разработано в целях снижения неблагоприятного воздействия на здоровье населения и среду обитания путем организации системы учета, хранения, сбора, транспортировки, обезвреживания и контроля ртутьсодержащих отходов.
1.3. Требования Положения распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
1.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие РСО, самостоятельно организуют первичный учет, временное хранение и передачу на демеркуризацию РСО (отработанных и бракованных ртутьсодержащих ламп, приборов и изделий, отработанной металлической ртути), в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации.
1.5. Требования Положения устанавливают порядок обращения с РСО (учет, накопление, сбор, транспортировка и обезвреживание).
2. Порядок учета РСО
2.1. На всех объектах хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории муниципального образования, проводится учет наличия и движения РСО.
2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения РСО применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за их учет и обращение.
3. Порядок накопления и хранения РСО
3.1. Накопление, временное хранение РСО должны проводиться в соответствии с требованиями Государственного стандарта 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 № 4833, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988 № 4607-88.
3.2. Обеспечение создания пунктов приема РСО от населения осуществляется в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
4. Сбор и транспортирование РСО
4.1. Сбор и транспортирование РСО производится организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (в том числе ртутьсодержащих).
4.2. РСО транспортируются спецтранспортом в специальной таре с соблюдением установленных государственными стандартами, правилами и нормами требований к погрузочно-разгрузочным работам, обеспечению экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности.
4.3. Запрещается транспортирование РСО в открытом виде без специальной тары.
4.4. Запрещается перевозка РСО в общественном транспорте.
5. Требования к организации обезвреживания РСО
5.1. Вывоз РСО на объекты размещения твердых бытовых отходов запрещается.
5.2. РСО подлежат сдаче на обезвреживание в специализированную организацию, зарегистрированную в установленном порядке и имеющую соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
5.3. Специализированная организация при приеме на обезвреживание РСО вместе с представителем сдатчика обязаны составить акт (справку) о сдаче-приемке ртутьсодержащих отходов.
5.4. Акт (справка) является документом, подтверждающим сдачу-приемку РСО, выписывается в двух экземплярах, первый из которых находится у лица, сдавшего РСО, второй - у специализированной организации, принявшей РСО.
5.5. Лица, сдавшие РСО на обезвреживание в специализированную организацию, должны обеспечить хранение актов (справок) о сдаче-приемке ртутьсодержащих отходов в течение пяти лет с момента составления.
6. Контроль за обращением с ртутьсодержащими отходами
6.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с РСО, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований настоящего Положения, действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с РСО.
6.2. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с РСО осуществляют федеральные органы исполнительной власти (Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзорапо Курской области) и органы исполнительной власти Курской области (комитет природных ресурсов Курской области) в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями.
Первоначальное размещение на adm.rkursk.ru