Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка
УТВЕРЖДЕН
постановлением КДН и ЗП
Администрации Курской
области
от 24 декабря 2014 года
Порядок межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений
в службу экстренной психологической помощи
по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером
в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка
Раздел 1.Общие положения
1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» (далее – ДТД) с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребёнка, разработан в целях раннего выявления, предотвращения и пресечения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью ребёнка в семье, вне семьи и в случае нарушения его прав.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Соглашением об обеспечении деятельности Курской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером от 22.10.2010 г. №61/03, заключенным между Администрацией Курской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, постановлением Администрации Курской области от 11.02.2011 г. № 47-па «Об обеспечении функционирования на территории Курской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером», а также Семейным кодексом РФ, Конвенцией ООН по правам ребёнка.
1.3. Необходимость межведомственного взаимодействия для оказания абоненту дополнительной специализированной помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования, продиктована наличием «кризисных» звонков, содержащих информацию о нарушении прав детей, насилии, фактах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами, оставления в опасности.
Учитывая принципы анонимности и конфиденциальности ДТД, информация о случаях насилия и жестокого обращения с ребёнком, пренебрежения его нуждами, угрозе жизни и здоровью может быть передана консультантом исключительно по просьбе абонента и с его личного согласия, при установлении персональных данных абонента (ФИО, адреса, возраста).
Порядок межведомственного взаимодействия между ДТД, функционирующим на базе МКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования «Гармония», ОКУСОНССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ОКУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков» п. Поныри, ОКУСОН ССО «Железногорский межрайонный центр социальной помощи семье и детям», и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области в случае обращения абонента за специализированной помощью, выходящей за рамки телефонного консультирования, позволяет создать организационные условия для системной деятельности по защите прав детей, профилактике жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей, а также оказанию помощи пострадавшим детям, сообщившим о своих проблемах на ДТД лично или через посредника.
Раздел 2. Основные понятия порядка взаимодействия
2.1. Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребёнку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
2.2. Насилие над ребенком – умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении ребёнка, ущемляющих его конституционные права и свободы как гражданина, наносящих ущерб или содержащих угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
2.3. Межведомственная программа реабилитации несовершеннолетнего при ситуации жестокого обращения – комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики, направленных на социально-педагогическую реабилитацию детей и семей, оказание им необходимой социальной помощи, предупреждение случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, с закреплением ответственных должностных лиц за выполнение тех или иных мероприятий и сроков их исполнения.
2.4. «Кризисный звонок» - это обращение клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации (насилие и жестокое обращение с ребёнком, смерть близкого человека, опасность для жизни, суицидальные попытки, развод родителей).
2.5. «Диагностика ситуации» – комплекс мероприятий, направленный на исследование социальных и психологических проблем семьи и детей, внутрисемейных отношений, динамики развития детского и семейного неблагополучия.
Раздел 3. Органы, учреждения и иные организации,
участвующие в деятельности по раннему выявлению, предотвращению и прекращению ситуаций жестокого обращения
с ребёнком и нарушения его прав
3.1. Взаимодействие органов, учреждений и иных организаций по выявлению, предотвращению и прекращению ситуаций жестокого обращения с детьми в семье, вне семьи и нарушения их прав осуществляется на основе действующего законодательства.
3.2. В деятельности по раннему выявлению, предотвращению и пресечению случаев жестокого обращения с детьми в семье, вне семьи и нарушения их прав участвуют следующие органы и учреждения:
3.2.1 служба экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия», работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 и 122;
3.2.2 учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области;
3.2.3 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований Курской области (далее – КДН и ЗП);
3.2.4 органы опеки и попечительства Курской области;
3.2.5 педагоги образовательных учреждений, уполномоченные по правам ребёнка образовательных организаций Курской области и муниципальных районов и городских округов Курской области;
3.2.6 органы внутренних дел Курской области;
3.2.7 учреждения здравоохранения Курской области.
Раздел 4. «Этапы работы с «кризисными звонками», поступающими на ДТД»
1 этап – выявление кризисной ситуации
4.1. Специалисты службы экстренной психологической помощи, принимая звонок, поступивший на ДТД:
идентифицируют звонок как «кризисный», а значит требующий дополнительного вмешательства;
для оказания различной социальной помощи предлагают клиенту (несовершеннолетнему) снять конфиденциальность личных данных.
В случае согласия:
- заполняют карточку регистрации «кризисного» звонка (приложение № 1) и передают её в КДН и ЗП по месту жительства ребёнка;
- в случаях угрозы жизни или здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов ставшую известной информацию незамедлительно передают в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка с приложением копии карточки регистрации «кризисного звонка»;
- фиксируют звонок в журнале регистрации (приложение № 2);
- оказывают психологическую помощь по телефону;
- информируют клиента о возможности получения различных видов помощи, указывают адрес и контактные телефоны мест оказания помощи;
- направляют информацию в органы внутренних дел, если звонок содержит данные об угрозе жизни и здоровью ребенка, и ситуация требует оперативного реагирования.
В случае отказа:
- оказывают психологическую помощь по телефону;
- мотивируют клиента на снятие конфиденциальности данных и обращение за помощью;
- информируют клиента о возможности получения различных видов помощи.
2 этап – принятие мер органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при поступлении информации от специалистов службы экстренной психологической помощи
4.2. Органы внутренних дел Курской области:
- при получении информации о «кризисном» звонке от специалиста службы экстренной психологической помощи ДТД незамедлительно проводят мероприятия по реагированию на обращение;
- устанавливают наличие фактов, состав административного правонарушения либо состав преступления;
- при наличии состава административного правонарушения составляют протокол об административном правонарушении в пределах законодательно предоставленных полномочий и направляют его с другими материалами дела на рассмотрение по подведомственности либо направляют материалы дела в орган, должностному лицу, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях соответствующей направленности;
- при наличии оснований возбуждают уголовное дело в пределах компетенции, проводят следственные и иные процессуальные действия, при необходимости, в соответствии с законодательством, назначают проведение судебно-медицинской экспертизы, либо передают сообщение о преступлении по подследственности;
- ставят на профилактический учёт в ПДН ОВД несовершеннолетних правонарушений и родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, и проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.
4.3. Органы опеки и попечительства
- принимают меры по защите прав и законных интересов ребёнка;
- совместно с представителями органов и учреждений социального обеспечения, КДН и ЗП осуществляют выезд в семью и составляют акт обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи;
В ходе выезда специалисты оценивают:
уровень риска, которому подвержен ребенок, и способность членов семьи защитить его;
физическое и психическое здоровье ребенка;
обстановку в семье;
- проводят изъятие ребёнка у родителей при угрозе его жизни и здоровью;
- организуют сбор материалов на лишение или ограничение родительских прав, формируют заключение и направляют материалы в прокуратуру/суд;
- принимают участие в судебном разбирательстве по вопросам защиты прав несовершеннолетних;
- готовят решение по дальнейшему жизнеустройству ребёнка,
- помещают несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в стационарное отделение учреждения социального обслуживания семьи и детей;
- анализируют и выявляют причины и условия, способствовавшие жестокому обращению с ребенком;
- проводят индивидуальную профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия, а также в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего до устранения причин и условий, способствовавших жестокому обращению с ребенком;
- проводят работу по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетнего.
4.4. Районная, городская, окружная (в округе города Курска) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляет приём карточки регистрации «кризисного» звонка;
- фиксирует карточку регистрации «кризисного» звонка в журнале регистрации (приложение № 2);
- определяет степень серьезности и характера «кризисного» звонка путём работы непосредственно с несовершеннолетним, его окружением;
- проводит диагностику ситуации, направленную на исследование социальных и психологических проблем семьи и детей, внутрисемейных отношений, динамики развития детского и семейного неблагополучия;
- в случаях выявления, либо подтверждения факта того, что ребенок и (или) семья находятся в социально опасном положении, выносит постановление о постановке на учет в комиссию;
- передает информацию о ребенке и семье в региональную базу данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
- на основании результатов диагностики, исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, определяет перечень специалистов и служб, которые могут быть привлечены к оказанию помощи;
- разрабатывает и утверждает межведомственную программу реабилитации несовершеннолетнего и (или) семьи, включающую комплекс необходимых мер по их социально-педагогической реабилитации, оказанию необходимой социальной помощи, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, с закреплением ответственных должностных лиц за выполнение тех или иных мероприятий и сроков их исполнения;
- обеспечивает взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации программы, координирует проведение индивидуальной профилактической работы;
- привлекает к работе с семьей и ребенком специалиста службы медиации;
- осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий;
- в случаях, если ребенок и (или) семья не относятся к категории находящихся в социально опасном положении, и факты жестокого обращения либо насилия в отношении несовершеннолетнего не подтвердились, а также если в ходе проведения диагностики установлено, что несовершеннолетний и семья находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальной поддержке, информацию о них передает в Координационный совет по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке.
4.5. Координационный совет по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:
- на основании поступившей информации от КДН и ЗП выносит решение о необходимости оказания помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке;
- проводит диагностику причин возникновения трудной жизненной ситуации, семейного неблагополучия, нарушений прав ребенка;
- на основании результатов диагностики, исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, определяет перечень специалистов и служб, которые могут быть привлечены к оказанию помощи;
- разрабатывает межведомственный план или программу по оказанию помощи (с указанием сроков исполнения мероприятий и ответственных должностных лиц по вопросам компетенции), который утверждается председателем Координационного совета (приложение 3);
- назначает куратора ситуации, ответственного за выполнение тех или иных мероприятий планов и программ;
- обеспечивает взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации плана или программы;
- передает информацию в региональную базу данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий.
4.6. Другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- в соответствии с действующим законодательством принимают меры по оказанию социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи несовершеннолетнему и семье;
- реализуют в установленные сроки мероприятия межведомственных программ (планов);
- направляют отчёт о проделанной работе и предложения по дальнейшему сопровождению несовершеннолетнего в КДН и ЗП или в Координационный совет по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- организует последующее социальное сопровождение несовершеннолетнего.
Приложение № 1
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка
Карточка регистрации кризисного звонка
Председателю комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав
_____________________________________________________________________________________
данные об учреждении, выявившем случай
доводит до Вашего сведения, что выявлен факт возможного:
нарушения прав и законных интересов ребёнка (детей);
жестокого обращения;
насилия
другое______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ф.И.О. ребёнка (детей), возраст
_____________________________________________________________________________________
по адресу___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
было обнаружено, что______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Лицо, сообщившее о случае
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ФИО, адрес, телефон, степень родства, знакомства
Контактное ответственное лицо ___________ _(_______________)
подпись Ф.И.О
«__»_________ 20___г.
Приложение № 2
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка
Журнал регистрации сигналов, требующих экстренного вмешательства
№ п/п |
Дата, время |
Адрес |
Ф.И.О. обратившегося |
Описание случая |
Примечание |
Приложение № 3
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка
Межведомственная программа реабилитации
ФИО ребёнка, возраст __________________________________________________________
Дата этапов работы |
Необходимые мероприятия |
ФИО специалистов, участвовавших в работе |
Отметка о проделанной работе |
|
1 этап |
|
|
|
|
2 этап |
|
|
|
|
3 этап |
|
|
|
|
4 этап |
|
|
|
|
5 этап |
|
|
|
|