Алгоритм работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий

«УТВЕРЖДЕН»
постановлением КДН и ЗП и Администрации Курской области
от «20» декабря 2021 года № 28


Алгоритм
работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий

1. Общие положения

1.1. Алгоритм работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий включает три основных этапа, предусматривающих комплекс мероприятий:
подготовка к прибытию ребенка в Российскую Федерацию и на территорию Курской области;
непосредственно по прибытии ребенка на территорию Курской области;
после прибытия ребенка и его законного представителя к месту постоянного проживания.
1.2. В деятельности по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий  участвуют следующие органы, учреждения и организации:
- органы здравоохранения и медицинские организации Курской области;
- органы опеки и попечительства Курской области;
- органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области;
- органы и организации образования Курской области;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Курской области;
- УМВД России по Курской области и территориальные  органы МВД России на районном уровне,  подчиненных УМВД России по Курской области;
- органы и учреждения по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта Курской области;
-   учреждения службы занятости населения;
- иные органы, учреждения, организации, действующие на территории Курской области (по согласованию).
1.3 При поступлении информации о прибытии на территорию Курской области детей, возвращаемых из зон боевых действий постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Курской области (далее - областная КДН и ЗП) создается межведомственная рабочая группа (далее - рабочая группа) в целях координации работы по содействию в организации индивидуального сопровождения прибывающих на территорию Курской области детей, предметом рассмотрения которой является персональный анализ каждого случая.
1.4. Состав рабочей группы утверждается постановлением областной КДН и ЗП.
1.5. В состав рабочей группы включаются представители комитета здравоохранения Курской области,  комитета образования и науки Курской области, комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, УМВД России по Курской области, комитета по труду и занятости населения Курской области, комитета региональной безопасности Курской области, Уполномоченный по правам ребенка в Курской области.
1.6. Периодичность работы рабочей группы и график персонального рассмотрения каждого случая при осуществлении сопровождения ребенка и принимающей его семьи   определяется постановлением областной КДН и ЗП.
1.7. При рассмотрении каждого случая члены рабочей группы изучают вопросы:
а) состояния здоровья, физического развития ребенка, необходимости принятия дополнительных мер, направленных на оказание медицинской помощи;
б) психолого-педагогического уровня развития ребенка;
в) социальной адаптации и интеграции и другие.
1.8. Руководитель рабочей группы обеспечивает информирование соответствующих органов, учреждений и организаций (УМВД России по Курской области, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, комитет образования и науки Курской области, комитет здравоохранения курской области и др.) о предполагаемой дате прибытия   на территорию Курской области ребенка, возвращенного из зон боевых действий.
1.9. Персонифицированный учет детей, возвращаемых из зон боевых действий осуществляется комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области.


2. Основные этапы
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области по
медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий

2.1. Первый этап – подготовка к возвращению ребенка из зон боевых действий.
2.1.1. Принятие необходимых мер, связанных с установлением и осуществлением опеки и попечительства, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Ответственный исполнитель - комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.1.2. Проведение первичной диагностики   кандидата в опекуны (попечители)  и совместно проживающих с ним лиц с целью:
обеспечения проведения мероприятий по определению их готовности к приему в семью ребенка, вернувшегося из зоны боевых действий;
определения эмоционального состояния (с учетом психотравмирующей ситуации, в которой они находятся).
Ответственный исполнитель -  комитет социального обеспечения материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.1.3. Организация проведения мероприятий  по психологическому сопровождению как кандидатов в опекуны (попечители), их семей, так и родителей, к которым возвращаются дети.
Ответственные исполнители - комитет социального обеспечения материнства и детства Курской области, комитет  образования и науки Курской области, комитет здравоохранения Курской области, органы местного самоуправления.
2.1.4. Проведение оценки потенциала семьи с точки зрения обеспечения образовательных мероприятий с ребенком, а также ориентированности родителя (кандидата в опекуны, попечители) на получение ребенком образования, предпочтительные (по его мнению) формы обучения.
Ответственный исполнитель - комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.1.5. Изучение предполагаемого места проживания детей (жилое помещение, наличие мест для сна, отдыха и занятий) с учетом числа возвращаемых детей  и наличия других проживающих на данной площади родственников, в том числе несовершеннолетних.
Ответственные исполнители: комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, комитет образования и науки Курской области, областная КДН и ЗП, органы местного самоуправления.
2.1.6. Изучение  возможного  круга  общения семьи и детей, в том числе с целью определения:
возможности передачи им ребенка (детей) в случае нештатной ситуации с законным представителем (болезнь, смерть, возникновение конфликтных отношений между опекуном ребенка (его семьей) и ребенком);
возможности и желания их участия в социализации ребенка (детей);
риска их негативного влияния на возвращенного ребенка и ситуацию в замещающей (или кровной) семье ввиду личных жизненных установок и взглядов.
Ответственные исполнители: комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, комитет образования и науки Курской области, областная КДН и ЗП, УМВД России по Курской области, органы местного самоуправления.
2.1.7. Определение специалиста, который будет закреплен в качестве куратора за семьей, принимающей ребенка (детей), возвращенного из зоны боевых действий.
Решение о закреплении куратора за семьей принимающей ребенка (детей), возвращенного из зоны боевых действий принимается на заседании координационного  совета по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке ( далее –координационный совет).
Руководство координационным советом осуществляет заместитель главы Администрации муниципального образования по социальным вопросам.
При наличии у опекуна (попечителя) нескольких детей назначается один куратор, который лично контактирует с семьей, получает сведения от всех взаимодействующих структур, ориентирует их при возникновении вопросов, требующих решения, готовит обобщенную информацию по реализации плана работы по социальной адаптации и реабилитации ребенка (детей) и предоставляет ее председателю координационного совета.
Председатель координационного совета представляет вышеуказанную обобщенную информацию рабочей группе для рассмотрения на заседании в зависимости от утвержденного графика.
Ответственные исполнители: органы местного самоуправления.


2.2. Второй этап  -  прибытие ребенка на территорию Курской области.

2.2.1. Проведение первичной медицинской диагностики ребенка в медицинской организации, определенной комитетом здравоохранения Курской области.
Первичная диагностика включает психологическое и клиническое обследование каждого ребенка с целью установления уровня его развития, оценки индивидуально-психологических особенностей и мотивационно-смысловой сферы. При наличии информации о проведении первичной диагностики повторная диагностика по прибытии ребенка не проводится.
Дети, возвращаемые из зон боевых действий размещаются в медицинской организации вместе со своими родственниками (для более плотного общения, проведения диагностики межличностных отношений, выявления проблем  и подготовки рекомендаций по их преодолению).
К работе с ребенком и его законным представителем подключаются психологи, психиатры (при необходимости специалисты ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского»).
Рекомендуемый срок пребывания в медицинской организации – не менее двух недель.
Учитывая, что дети прибывают с различными видами травм и заболеваний (психологические, физические, психоэмоциональные), в рамках первичной диагностики определяется план лечения (при необходимости).
Ответственный исполнитель - комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области.
2.2.2. На заседании рабочей группы изучается  возможность опекунов (попечителей) в восстановлении (лечении) детей, имеющиеся ресурсы региона, определяется необходимая потребность детей в помощи и другое.
Ответственный исполнитель: областная КДН и ЗП.
2.2.3. Обеспечение направления медицинской организацией, осуществляющей первичную диагностику ребенка рекомендаций врачей и психологов в медицинскую организацию по месту постоянного проживания детей, а также выдачу документов родителям (иным законным представителям) несовершеннолетних с разъяснением дальнейшего алгоритма их действий.
Ответственный исполнитель - комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской области..

2.3. Третий этап - после прибытия несовершеннолетнего и его законного представителя к месту постоянного проживания  
2.3.1. При организации первой встречи куратора с семьей проводятся следующие мероприятия:
ознакомительная  беседа куратора с ребенком (детьми) и законным представителем;
ознакомление с имеющимися у них документами и рекомендациями;
разъяснение первоначальных действий, которые необходимо осуществить законному представителю в целях соблюдения требований законодательства и максимального обеспечения интересов ребенка;
содействие законному представителю ребенка в предоставлении разъяснений об имеющихся у него правах на получение социальных выплат, на прием детей в образовательные организации и организации дополнительного образования и иные разъяснения;
информирование об органах, учреждениях и организациях для возможного
обращения с целью оказания помощи в решении различных вопросов, связанных с реабилитацией (медицинской, социальной и другой) возвращенных детей, их контактных данных и порядке предоставления соответствующих видов помощи и (или) услуг.
Ответственный исполнитель: органы местного самоуправления.
2.3.2. Куратор семьи с учетом полученных от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проведенных обследований, сведений и предложений формирует план работы по социальной адаптации и реабилитации ребенка (детей) и предоставляет его на утверждение координационного совета.
Копия утвержденного плана работы по социальной адаптации и реабилитации ребенка (детей) направляется председателем координационного совета рабочей группе на региональном уровне в течение первых 10 суток с момента прибытия ребенка к месту постоянного проживания с одновременным информированием о реализованных за этот период первоначальных мероприятиях.
Ответственный исполнитель: органы местного самоуправления.
2.3.3. В план работы по социальной адаптации и реабилитации ребенка (детей) включаются следующие мероприятия:
выявление источников и причин социальной дезадаптации детей и членов их семей;
восстановление физического и психологического состояния детей и членов их семьи;
развитие личностных качеств и социальных навыков детей;
восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
содействие в построении образовательного маршрута детей; восстановление положительного социального статуса детей в коллективе сверстников по месту учебы или работы;
содействие профессиональной ориентации детей;
привлечение детей в соответствии с их интересами к разнообразной деятельности в учреждениях и организациях, способствующей интеграции в социальную и культурную среду общества с формированием позитивных установок;
решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизнеустройства детей;
содействие в трудоустройстве членов семей несовершеннолетних, при необходимости – устройстве детей на временную работу, соответствующую их возможностям и наклонностям;
содействие в оформлении документов для получения детьми и членами их семей мер социальной поддержки;
иные виды помощи исходя из сведений и предложений, полученных от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ответственный исполнитель: органы местного самоуправления.

2.3.4. Разработка карты (плана) медицинской реабилитации ребенка с привлечением профильных специалистов (с учетом полученных рекомендаций (п. 2.2.3).
В соответствии с имеющимися нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в данной сфере, в соответствующую карту (план) медицинской реабилитации в обязательном порядке включаются ежегодное проведение диспансеризации с посещением таких специалистов, как детский врач-психиатр и клинический психолог.
Предоставление возможности внеплановых консультаций у указанных специалистов при наличии потребности (по запросу самого ребенка, его законного представителя, специалистов органов опеки и попечительства, образовательных организаций и сотрудников правоохранительных органов).
Медико-психологическая реабилитация должна включать в себя 3 последовательно осуществляемых этапа:
1. Этап психодиагностических мероприятий, включающий три ключевых направления:
    а) индивидуальная     психодиагностика     осуществляется     детским врачом -
психиатром, медицинским психологом, психологом; мишенью индивидуальной психодиагностики  являются психические расстройства, прежде всего, связанные с хронической психотравмирующей ситуацией (ПТСР, тревожные, фобические, панические расстройства, психогенно обусловленные задержки развития и другие), а также иные патологические состояния, включая личностную патологию;
б) микросоциальная психодиагностика осуществляется психологом, медицинским  психологом; целью микросоциальной психодиагностики являются проблемы интеграции репатриированного ребенка в семью и микросоциальную среду, включая детские коллективы, в том числе в рамках специально организованных летних реабилитационных лагерей (на базе детских лагерей, санаториев), расположенных на территории Курской области;
в)  реабилитационная психодиагностика осуществляется психологом, медицинским психологом; цель реабилитационной психодиагностики - поиск личностных ресурсов для реабилитации и последующего гармоничного развития самого ребенка, членов его семьи и микрогруппы.
Итогом этапа психодиагностических мероприятий для каждого ребенка является:
а) индивидуальная комплексная медико-психологическая коррекция;
б) индивидуальная клиническая стратегия психофармакологического лечения (если оно представляется необходимым);
в) клинико-психопатологический и клинико-психологический «портрет» ребенка в контексте его микросоциального окружения, индивидуальный план личной, семейной, групповой психотерапевтической работы и психокоррекции.
Этап психодиагностических мероприятий также по необходимости может включать консультации иных специалистов (врачей различных специальностей, коррекционных педагогов, логопедов-дефектологов, педагогов-психологов).
2. Этап лечебно-реабилитационных мероприятий также включает три ключевых направления:
а) психофармакологическая терапия (при необходимости) осуществляется детским врачом-психиатром, корректируется в ходе регулярных, не реже 1 раза в месяц, динамических осмотров, в случае необходимости может осуществляться в режиме стационара (дневного стационара);
б) психотерапевтическая работа осуществляется врачом-психотерапевтом в режиме индивидуальных терапевтических сессий и в режиме работы семейных групп, групп детско-родительских отношений, групповой поведенческой терапии с детьми и с родителями;
в) психокоррекционная психолого-педагогическая работа осуществляется медицинским  психологом, коррекционным педагогом, педагогом-дефектологом, логопедом, специалистами в области терапии творчеством и другими.
Итогами этапа лечебно-реабилитационных мероприятий являются:
а) редукция психопатологической симптоматики;
б) формирование устойчивых гармоничных отношений с родителями
или заменяющими их взрослыми;
в) формирование гармоничных отношений в семье и в детском коллективе.
Реализация этапа лечебно-реабилитационных мероприятий возможна на базе многопрофильных реабилитационных центров (например, неврологических), а также (в сочетании с общеоздоровительными, обучающими, спортивными и воспитательными мероприятиями) на базе детских лагерей отдыха.
3. Этап мероприятий по ресоциализации включает два основных направления, одно из которых находится в сфере медицинской деятельности.
Речь идет о мероприятиях, направленных на формирование проспективной позитивной личной истории (история персонального будущего), которые осуществляются врачом-психотерапевтом в рамках профильных ресоциализационных психотерапевтических групп на отдаленных этапах реабилитационной программы. Они должны быть неразрывно связаны с проводимой педагогами, деятелями культуры, воспитателями, спортивными тренерами и другими специалистами, волонтерами деятельностью, направленной на воспитание, адаптацию к культурной среде, интеграцию в общественные институты, включая мотивирование семей, уклоняющихся по разным причинам от взаимодействия с органами власти и местного самоуправления.
Результаты, полученные в ходе реализации всех 3-х этапов, должны быть отражены в индивидуальной карте (плане) медицинской реабилитации и развития ребенка.
Ответственные исполнители - комитет здравоохранения Курской области, комитет образования и науки Курской  области, комитет молодежной политики Курской области, комитет по физической культуре и спорту Курской области, комитет по культуре Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.5. Создание условий для сопровождения со стороны педагогов-психологов с целью оценки по результатам первичной диагностики психоэмоционального состояния ребенка и его реабилитационного потенциала.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.6. Обеспечение проведения  мероприятий по определению уровня образования, потенциала ребенка и семьи.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.7. Проработка вопроса, связанного с организацией обучения и возможных его форм, в том числе выбора формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей ребенка и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися очной, очно-заочной или заочной формы.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.8. Проработка вопросов организации предоставления детям дополнительного образования в образовательных организациях.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.9. Обеспечение (при необходимости) построения и реализации  индивидуального учебного плана для преодоления сложностей в освоении основной образовательной программы общего образования, а также при необходимости языковой адаптации детям, не владеющим русским языком.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.10. Обеспечение предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с участием специалистов соответствующих центров, а также психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации (в отношении обучающихся).
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.11. Создание условий для прохождения обследования в психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения необходимости создания специальных условий для получения образования детьми.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.12. Обращение внимания на попытки законных представителей детей предоставить им исключительно религиозное образование, исключив факты устройства детей в соответствующие организации.
При этом допускается получение дополнительного образования в религиозных общественных организациях, за исключением признанных экстремистскими.
Ответственный исполнитель – комитет образования и науки Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.13. Обеспечение организационно-правовой поддержки кандидатов в опекуны (попечители), предусматривающую оформление необходимых документов, назначение соответствующих выплат, обеспечение необходимой социальной помощи.
Ответственный исполнитель - комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.14. Оказание содействия (при необходимости) в улучшении социально-бытовых условий.
Ответственный исполнитель - комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.15. Оказание содействия в получении социально-правовых услуг, привлечение к мероприятиям, способствующим социальной адаптации и реабилитации детей и принявших их семей.
Ответственный исполнитель - комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.16. Обеспечение контроля за деятельностью опекунов (попечителей) в порядке, предусмотренном Федеральным законом о 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в течение первого года – ежеквартально, далее – не реже одного раза в 6 месяцев).
Оперативное реагирование в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) его обязанностей, при необходимости – решение вопроса об отмене опеки в установленном законом порядке с одновременным информированием куратора семьи.
Ответственный исполнитель - комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.17. Организация системы наставничества над детьми.
Наставничество основывается на личностном взаимодействии и совместной деятельности взрослого и ребенка и заключается в создании условий для развития собственных возможностей подопечного с учётом его субъектного отношения к цели, результатам и траектории своего развития.
Наставнику рекомендуется:
регулярно общаться с ребенком как друг или старший наставник;
выявлять личностные проблемы и индивидуальные интересы ребенка в различных сферах жизнедеятельности (включая языковые, средовые, познавательные, образовательные и другие);
помогать подопечному в преодолении конкретных личностных проблем в личностном развитии, профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении;
демонстрировать применение полученных знаний в практической жизни;
стать для ребенка образцом в различных сферах жизнедеятельности;
мотивировать подопечного на самостоятельный поиск и проектирование собственного движения своей социализации;
привлекать детей к участию в проводимых спортивных, культурных мероприятиях.
Наставники за детьми закрепляются из числа тренеров, деятелей культуры, искусства, лидеров молодежных и общественных организаций, граждан, заслуживших уважение в обществе, для формирования законопослушного поведения, повышения правосознания подростков.
При этом для детей младшего школьного возраста закрепляются наставники из числа социальных педагогов и педагогов-психологов или педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Для детей среднего и старшего школьного возраста – из числа педагогов дополнительного образования детей, руководителей кружков, клубов, тренеров спортивных секций.
Ответственные исполнители - комитет образования и науки Курской  области, комитет молодежной политики Курской области, комитет по физической культуре и спорту Курской области, комитет по культуре Курской области, органы местного самоуправления.
2.3.18. Обеспечение методического сопровождения наставников.
Ответственный исполнитель - комитет образования и науки Курской  области, комитет молодежной политики Курской области, комитет по физической культуре и спорту Курской области, комитет по культуре Курской области.
2.3.19. Контроль за реализацией запланированных мероприятий осуществляется рабочей группой в соответствии со следующими контрольными сроками:
1 месяц с момента прибытия ребенка;
в течение первого года – ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
второй и последующие годы – 1 раз в полгода до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2.3.20. При необходимости план работы по социальной адаптации и реабилитации детей корректируется.
2.3.21. При возникновении осложнений или иной нештатной ситуации информация передается куратором незамедлительно, в том числе посредством телефонной связи с руководителем рабочей группы (комиссии).
2.3.22. В наиболее сложных случаях и в целях обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании помощи ребенку и (или) семье, в которой он проживает, межведомственная рабочая группа информирует  о сложившейся ситуации главу муниципального образования, территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения вопроса о принятии дополнительных мер по обеспечению координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе при организации ими индивидуальной профилактической работы при наличии оснований.
2.3.23. Ожидаемым результатом проведения работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий, должны стать:
а) ликвидация психопатологических последствий перенесенных острых и хронических психотравмирующих воздействий;
б) формирование гармоничных отношений в семье и микросоциальной группе, обеспечивающих устойчивое благополучное психосоциальное развитие;
в) интеграция в социальную и культурную среду российского общества с формированием позитивных установок на будущее.
2.3.24. Достижение положительных результатов работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий, является основанием  рассмотрения и принятия решения рабочей группой) о прекращении курирования семьи, принявшей ребенка.

]
Дата опубликования: 29 декабря 2021
Алгоритм.pdf