Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка

УТВЕРЖДЕН
постановлением КДН и ЗП Администрации Курской области
от «20» декабря 2021 года №29



Порядок
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений
в службу экстренной психологической помощи
по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером
в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка

Раздел 1.Общие положения

1.1. Настоящий порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» (далее – ДТД) с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребёнка, разработан в целях раннего выявления, предотвращения и пресечения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью ребёнка в семье, вне семьи и в случае нарушения его прав.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,  Соглашением об обеспечении деятельности на территории Курской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером от 22.10.2010 г. №61/03, заключенным между Администрацией Курской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, постановлением Администрации Курской области от 11.02.2011 г. № 47-па «Об обеспечении функционирования на территории Курской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером», постановлением Администрации Курской области от 16.12.2020 № 1296-па «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Курской области», а также Семейным кодексом РФ, Конвенцией ООН по правам ребёнка.
1.3. Необходимость межведомственного взаимодействия для оказания абоненту дополнительной специализированной помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования, продиктована наличием «кризисных» звонков, содержащих информацию о нарушении прав детей, насилии,  фактах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами, оставления в опасности.
Учитывая принципы анонимности и конфиденциальности ДТД, информация о случаях насилия и жестокого обращения с ребёнком, пренебрежения его нуждами, угрозе жизни и здоровью может быть передана консультантом исключительно по просьбе абонента и с его личного согласия, при установлении персональных данных абонента (ФИО, адреса, возраста).
Порядок межведомственного взаимодействия между ДТД, функционирующим на базе «МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония», ОКУСОН ССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ОКУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков»   п. Поныри, ОКУСОН ССО «Железногорский межрайонный центр социальной помощи семье и детям», и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области в случае обращения абонента за специализированной помощью, выходящей за рамки телефонного консультирования, позволяет создать организационные условия для системной деятельности по защите прав детей, профилактике жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей, а также оказанию помощи пострадавшим детям, сообщившим о своих проблемах на ДТД лично или через посредника.

Раздел 2. Основные понятия порядка взаимодействия

2.1. Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребёнку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
2.2. Насилие над ребенком – умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении ребёнка, ущемляющих его конституционные права и свободы как гражданина, наносящих ущерб или содержащих угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
2.3. Межведомственная программа реабилитации несовершеннолетнего при ситуации жестокого обращения – комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики, направленных на социально-педагогическую реабилитацию детей и семей, оказание им необходимой социальной помощи, предупреждение случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, с закреплением ответственных должностных лиц за выполнение тех или иных мероприятий и сроков их исполнения.
2.4. «Кризисный звонок» - это обращение клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации (насилие и жестокое обращение с ребенком, смерть близкого  человека, развод родителей, суицидальные попытки, опасность для жизни, буллинг и кибербуллинг, вовлечение несовершеннолетних в мероприятия, представляющие угрозу их жизни и здоровью, деструктивные движения).
2.5. «Диагностика ситуации» – комплекс мероприятий, направленный на исследование  социальных и психологических проблем семьи и детей, внутрисемейных отношений, динамики развития детского и семейного неблагополучия.

Раздел 3. Органы, учреждения и иные организации,
участвующие в деятельности по раннему выявлению, предотвращению и прекращению ситуаций жестокого обращения
с ребёнком и нарушения его прав

3.1. Взаимодействие органов, учреждений и иных организаций по выявлению, предотвращению и прекращению ситуаций жестокого обращения с детьми в семье, вне семьи и нарушения их прав осуществляется на основе действующего законодательства.
3.2. В деятельности по раннему выявлению, предотвращению и пресечению случаев жестокого обращения с детьми в семье, вне семьи и нарушения их прав участвуют следующие органы и учреждения:
3.2.1 служба экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия», работающий под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 и 124;
3.2.2 учреждения социального обслуживания семьи и детей Курской области;
3.2.3 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований Курской области (далее – КДН и ЗП);
3.2.4 органы опеки и попечительства Курской области;
3.2.5 педагоги образовательных учреждений, уполномоченные по правам ребёнка образовательных организаций Курской области и муниципальных районов и городских округов Курской области;
3.2.6 органы внутренних дел Курской области;
3.2.7 учреждения здравоохранения Курской области.

Раздел 4.  «Этапы работы с «кризисными звонками», поступающими на ДТД»
1 этап – выявление кризисной ситуации

4.1. Специалисты службы экстренной психологической помощи, принимая звонок, поступивший на ДТД:
идентифицируют звонок как «кризисный», а значит требующий дополнительного вмешательства;
для оказания различной социальной помощи предлагают клиенту (несовершеннолетнему) снять конфиденциальность личных данных.
В случае согласия:
- заполняют карточку регистрации «кризисного» звонка (приложение № 1) и передают её в КДН и ЗП по месту жительства ребёнка;
- в случаях угрозы жизни или здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов ставшую известной информацию незамедлительно передают в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка с приложением копии карточки регистрации «кризисного звонка»;
- фиксируют звонок в журнале регистрации (приложение № 2);
- оказывают психологическую помощь по телефону;
- информируют клиента о возможности получения различных видов помощи, указывают адрес и контактные телефоны мест оказания помощи;
- направляют информацию в органы внутренних дел, если звонок содержит данные об угрозе жизни и здоровью ребенка, и ситуация требует оперативного реагирования.
В случае отказа:
- оказывают психологическую помощь по телефону;
- мотивируют клиента на снятие конфиденциальности данных и обращение за помощью;
- информируют клиента о возможности получения различных видов помощи.

2 этап – принятие мер органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  при поступлении информации от специалистов службы экстренной психологической помощи

4.2. Органы внутренних дел Курской области:    
- при получении информации о «кризисном» звонке от специалиста службы экстренной психологической помощи ДТД незамедлительно проводят мероприятия по реагированию на обращение;
- устанавливают наличие фактов, состав административного правонарушения либо состав преступления;
- при наличии состава административного правонарушения составляют протокол об административном  правонарушении в пределах законодательно предоставленных полномочий и направляют его с другими материалами дела на рассмотрение по подведомственности либо направляют материалы дела в орган, должностному лицу, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях соответствующей направленности;
- при наличии оснований возбуждают уголовное дело в пределах компетенции, проводят следственные и иные процессуальные действия, при необходимости, в соответствии с законодательством, назначают проведение судебно-медицинской экспертизы, либо передают сообщение о преступлении по подследственности;
- ставят на профилактический учёт в ПДН ОВД несовершеннолетних правонарушений и родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, и проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

4.3. Органы опеки и попечительства
-    принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка;
-    совместно с представителями органов управления социальной защитой населения и учреждений  социального обслуживания  семьи и детей, территориальных КДН и ЗП, территориальных отделов УМВД России по Курской области, медицинских учреждений  осуществляют выезд  в семью  с целью оценки наличия угрозы жизни и здоровью ребенка, выявления условий, представляющих угрозу жизни и здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, составляют акт обследования  жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в соответствии с утвержденной формой (Приказ  Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»);
-    анализируют и выявляют причины и условия, способствовавшие жестокому обращению с ребенком;
-    проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они             не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, до устранения причин и условий, способствовавших жестокому обращению с ребенком;
-    направляют информацию в учреждения и службы социальной и психологической помощи несовершеннолетним с целью организации индивидуальной профилактической работы по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия.
В ходе выезда специалисты оценивают:
-    уровень риска, которому подвержен ребенок, и способность членов семьи защитить его;
-    физическое и психическое здоровье ребенка;
-    обстановку в семье.
В случае наличия непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью  в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
При отобрании ребенка органы опеки и попечительства:
-    незамедлительно уведомляют прокурора;
-    после изъятия ребенка из семьи обеспечивают временное устройство ребенка;
-    в семидневный срок после издания акта об отобрании ребенка обращаются с иском в суд о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
-    принимают решение о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.

4.4. Районная, городская, окружная (в округе города Курска) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляет приём карточки регистрации «кризисного» звонка;
- фиксирует карточку регистрации «кризисного» звонка в журнале регистрации (приложение № 2);
- определяет степень серьезности и характера «кризисного» звонка путём работы непосредственно с несовершеннолетним, его окружением;
- проводит диагностику ситуации, направленную на исследование  социальных и психологических проблем семьи и детей, внутрисемейных отношений, динамики развития детского и семейного неблагополучия;
- осуществляет подготовку писем, по вопросу организации совместного обследования специалистами учреждения социального обслуживания семьи и детей с сотрудниками органа внутренних дел и другими субъектами системы профилактики условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи для получения объективной информации о несовершеннолетнем и (или) семье с указанием оснований и сроков проведения такого обследования;
- в случаях выявления, либо подтверждения факта того, что ребенок и (или) семья находятся в социально опасном положении, выносит постановление о признании несовершеннолетнего и (или) семьи, находящимися в социально опасном положении (с постановкой на учет в комиссию);
- передает информацию о ребенке и семье в региональную базу данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- на основании результатов диагностики, исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, определяет перечень специалистов и служб, которые могут быть привлечены к оказанию помощи;
-  на основании предложений органов и учреждений системы профилактики разрабатывает и утверждает межведомственную программу реабилитации несовершеннолетнего  и (или) семьи, включающую комплекс необходимых мер по их социально-педагогической  реабилитации, оказанию необходимой социальной помощи, с закреплением ответственных должностных лиц за выполнение тех или иных мероприятий и сроков их исполнения (приложение №4);
- направляет копию межведомственной программы реабилитации несовершеннолетнего  и (или) семьи в органы, учреждения и организации, обеспечивающие ее исполнение;
- обеспечивает взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации программы, координирует проведение индивидуальной профилактической работы;
- осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий. Вопрос о результатах проведенной индивидуальной профилактической работы субъектами системы профилактики с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, рассматривается на заседании комиссии не реже двух раз в год;
- в случаях, если  ребенок и (или) семья не относятся к категории находящихся в социально опасном положении, и факты жестокого обращения либо насилия в отношении несовершеннолетнего не подтвердились, а также если в ходе проведения диагностики  установлено, что несовершеннолетний и семья находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальной поддержке, информацию о них передает в Координационный совет  по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке.

4.5. Координационный совет  по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:
- на основании поступившей информации от КДН и ЗП выносит решение о необходимости оказания помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке;
- проводит диагностику причин возникновения трудной жизненной ситуации, семейного неблагополучия, нарушений прав ребенка;
- на основании результатов диагностики, исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, определяет перечень специалистов и служб, которые могут быть привлечены к оказанию помощи;
- разрабатывает  межведомственный план или программу по оказанию помощи (с указанием сроков исполнения мероприятий и ответственных должностных лиц по вопросам компетенции), который утверждается председателем Координационного совета (приложение №3);  
- назначает куратора ситуации, ответственного за выполнение тех или иных мероприятий планов и программ;
- обеспечивает взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации плана или программы;
- передает информацию в региональную базу данных о несовершеннолетних  и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий.

4.6. Другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- в соответствии с действующим законодательством принимают меры по оказанию социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи несовершеннолетнему и семье;
- реализуют в установленные сроки мероприятия межведомственных программ (планов);
- направляют отчёт о проделанной работе  и предложения по дальнейшему сопровождению несовершеннолетнего в КДН и ЗП  или в Координационный совет по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- организует последующее социальное сопровождение несовершеннолетнего.



Приложение № 1
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка


Карточка регистрации кризисного звонка

Председателю комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав
_____________________________


______________________________________________________________________
данные об учреждении, выявившем случай
доводит до Вашего сведения, что выявлен факт возможного:
нарушения прав и законных интересов ребёнка (детей);жестокого обращения;
насилия, другое_________________________________________________________

______________________________________________________________________
Ф.И.О. ребёнка (детей), возраст
______________________________________________________________________
по адресу_________________________________________________________________
______________________________________________________________________
было обнаружено, что_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Лицо, сообщившее о случае
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ФИО, адрес, телефон, степень родства, знакомства

Контактное ответственное лицо ___________ _(_______________)
                                                              подпись                 Ф.И.О
«__»_________ 20___г.


Приложение № 2
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка

Журнал регистрации сигналов, требующих экстренного вмешательства
№ п/п    Дата, время    Адрес    Ф.И.О. обратившегося    Описание случая    Примечание
                    
                    
                    
                    




Приложение № 3
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка

Межведомственная программа реабилитации

__________________________________________________________________
ФИО ребёнка, возраст

Дата этапов работы    Необходимые мероприятия    ФИО специалистов, участвовавших в работе    Отметка
о проделанной работе
1 этап            
    
2 этап            
    
3 этап            
    
4 этап            
    
5 этап            
    







Приложение №4
к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в случаях обращений в службу экстренной психологической помощи по «Детскому телефону доверия» с единым общероссийским номером в ситуациях, требующих своевременного вмешательства для сохранения жизни и здоровья ребенка


УТВЕРЖДЕН
постановлением КДН и ЗП
______________(района, города, округа)
«___» _________202 __ года


Комплексный межведомственный план (программа реабилитации)  индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетним (родителем)  _______________________________


№    Мероприятия     Формы реализации     Срок исполнения    Ответственные исполнители
                
                
                
                
                


Дата опубликования: 29 декабря 2021
Порядок Детский телефон доверия.pdf