Информация комитета по труду и занятости по работе с обращениями граждан в 4 квартале 2022 года

В 4 квартале 2022 года в комитет по труду и занятости населения Курской области поступило 68 обращений. Из них по вопросам:

- трудоустройства, оказания государственных услуг в области содействия занятости населения – 26 обращений;

- уровня заработной платы и ее индексации, наличия задолженности по оплате труда, системы оплаты труда в бюджетной сфере, трудовых отношений (заключение, изменение, прекращение, установление факта и трудоустройство), величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально – демографическим группам населения, включая назначение универсального пособия на детей – 17 обращений;

- порядка и условий участия в государственной программе Курской области «Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом» - 2 обращения;

- профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности; реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» - 2 обращения;

- регистрации в центре занятости населения в качестве безработного; назначения и выплаты пособия по безработице; прохождения перерегистрации в центре занятости в качестве безработного; назначения досрочной пенсии в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; несогласия с действиями сотрудников центров занятости населения; учета центром занятости населения данных трудовой книжки; получения справки о состоянии на учете в центре занятости населения в качестве безработного; реализации дополнительных мер, направленных на поддержку беженцев; получения иных социальных выплат и иным вопросам, рассмотрение которых относится к полномочиям комитета – 21 обращение.

По результатам рассмотрения обращений авторам давались исчерпывающие разъяснения в соответствии с положениями и нормами:

Указа Президента РФ от 27.08.2022 № 585 « О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации»;

Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений», постановления Администрации Курской области от 30.12.2015 № 955-па «Об оплате труда работников областных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области» - по вопросам уровня заработной платы и ее индексации, системы оплаты труда в бюджетной сфере;

Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - по вопросам наличия задолженности по оплате труда;

Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», распоряжения Администрации Курской области от 19.01.2022 № 12-ра «Об утверждении Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Курской области на 2022 - 2024 годы», письма Минтруда России от 10.01.2019 № 16-5/В-5 - по вопросам заключения, изменения, прекращения, установления факта трудовых отношений, а также трудоустройства;

Федеральных законов от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», 05.12.2022 № 470-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлений Правительства Российской Федерации от 26.06.2021 № 1022 «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год», от 28.05.2022 № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», постановления Администрации Курской области от 07.09.2021 № 935-па (в ред. от 13.12.2021 № 1335-па, от 30.05.2022 № 600-па) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Курской области на 2022 год» - по вопросам установленной региональной величины прожиточного минимума и возможности ее пересмотра;

постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» - по вопросу назначения универсального пособия на детей; постановления Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Все обращения, поступившие в комитет, рассматривались своевременно и носили индивидуальный характер. 13 обращений были рассмотрены коллегиально с иными органами исполнительной власти.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращений граждан сотрудниками комитета совместно с центрами занятости населения проводились следующие мероприятия.

Обратившимся разъяснялся порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан; предоставлялись разъяснения по вопросам, в большинстве случаев, касающимся оказания материальной помощи; в соответствии с уровнем квалификации предлагались вакансии, имеющиеся в банке данных, который формируется на основании сведений о наличии вакантных мест и должностей, предоставленных работодателями в органы службы занятости населения в установленном порядке.

В случае отсутствия возможности трудоустройства, заявителю предлагалось зарегистрироваться в качестве безработного в соответствующем центре занятости, где в дальнейшем ему будут оказываться государственные услуги в сфере занятости населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В результате проделанной работы заявители:

проинформированы о праве обратиться в органы службы занятости населения для получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, посредством размещения заявление и резюме на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (www.trudvsem.ru) с использованием подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru);

ознакомлены с имеющимися в органах службы занятости вакансиями;

проинформированы о праве граждан Украины осуществлять трудовую деятельность на территории России в соответствии с Указом Президента РФ от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации»;

получили разъяснения о порядке предоставления государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан.

Помимо вышеуказанных мероприятий, в 2022 году органами службы занятости населения с целью уменьшения роста количества обращений граждан, по вопросам труда и занятости населения, предоставлены такие государственные услуги как:

- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования - 14 544 услуги;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке - 1 476 услуг;

- психологическая поддержка безработных граждан образования - 1 242 услуги.

- организовано профессиональное обучение профессиональное обучение 1 286 безработных граждан безработных граждан. Завершили обучение – 1 259 человека, из них трудоустроились после завершения обучения – 884 человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан.

В 2022 году в рамках вышеуказанного проекта прошли обучение 1 280 граждан из следующих категорий: лица в возрасте 50 лет и старше, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, работники предприятий под риском увольнения, отдельные категорий молодежи, а также безработные граждане и граждане, прибывшие с территорий Украины. Доля граждан, сохранивших занятость после окончания обучения – 86,8 %.

В целях стимулирования процесса добровольного переселения соотечественников проживающих за рубежом комитетом проводятся видеопрезентаци программы в режиме онлайн с сотрудниками Представительств МВД России за рубежом. На постоянной основе проводятся встречи со студентами, из числа соотечественников, выходцев из стран ближнего зарубежья, обучающимися в средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Курской области. В ходе указанных мероприятий до сведения соотечественников доводятся общие положения Государственной программы переселения, разъясняется порядок участия в региональной программе переселения, а также информация о получении предоставляемых льгот для участников Государственной программы.

В комитете работает телефон «горячей линии», по которому соотечественники могут получить информацию по вопросам переселения на постоянное место жительства в Курскую область, а работодатели – порядок и условия приема на работу иностранных граждан.

Потенциальные участники государственной программы, проживающие за рубежом, имеют возможность получить консультацию об условиях участи в программе в режиме онлайн с использованием технических каналов связи. В рабочем порядке осуществляется личный прием граждан.

В целях разъяснения норм миграционного законодательства Российской Федерации с учетом актуальных изменений комитетом, совместно с Управлением по вопросам миграции УМВД России по Курской области проводятся мероприятия (семинары, совещания, рабочие встречи) с участием представителей организаций, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, представителями общественных объединений, сформированных по национальной принадлежности, представителями управлений и отделов международных отношений ВУЗов г. Курска, а также студенческих землячеств ВУЗов г. Курска .

Ежемесячно на интерактивном портале комитета https://trud46.ru/, официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области https://kursk.ru/ и в Автоматизированной информационной системе «Соотечественники» www.aiss.gov.ru размещается обновленная информация о нашем регионе, банке вакансий для потенциальных участников Государственной программы, о прибывших переселенцах, их обустройстве и трудоустройстве, социальной поддержке, вновь принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Курской области.

В целях содействия защиты законных интересов работников, при наличии признаков нарушения их трудовых прав и свобод обращения незамедлительно направлялись в Государственную инспекцию труда в Курской области для проведения внеплановых проверок у таких работодателей, привлечения их к соответствующей ответственности и недопущения аналогичных нарушений в отношении иных работников (перенаправление по двум обращениям).

Если указанные в обращениях разногласия между работниками и работодателями носили характер индивидуального трудового спора, заявители информировались о судебном порядке разрешения споров и сроках направления исковых заявлений.

Кроме того по большей части обращений осуществлялась телефонная связь с авторами для уточнения предмета обращения, разъяснения норм действующего трудового законодательства, а также оказания содействия в трудоустройстве.  

В целях осуществления эффективного и своевременного информирования граждан по вопросам регионального размера величины прожиточного     минимума, неформальной занятости и выплаты «серой» заработной платы проводилась работа по формированию и размещению соответствующих материалов (статей) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интерактивном портале комитета (https://trud46.ru), на официальных страницах в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/komtrud46), «Одноклассники»                               (https://ok.ru/komtrud46) и мессенджере Telegram.

Для снижения возможного числа обращений граждан коллективные договоры и отраслевые соглашения по регулированию социально-трудовых отношений регулярно проверяются на наличие обязательств по индексации заработной платы, премированию работников, улучшению положения работников по сравнению с действующим законодательством (оказание материальной помощи в случае длительной болезни, смерти работника или члена семьи, юбилейной даты и др.). В случае отсутствия указанных условий, в адрес работодателей направляются рекомендации по их включению в локальные нормативные акты.

Для информирования граждан по вопросам охраны труда комитетом распространяются информационные сообщения в сфере охраны труда в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Контакт», где комитетом зарегистрирован официальный аккаунт. В комитете действует горячая линия по охране труда. Администрацией Курской области создана цифровая платформа vmeste46.ru для обработки сообщений граждан. В числе тем, открытых для обсуждения, присутствует тематика «охрана труда», где заявитель может получить исчерпывающую информацию по интересующим вопросам.

Комитетом в 2022 году проводились семинары-совещания с участием работодателей, их представителей и специалистов организаций, учреждений, предприятий Курской области, представителей Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, комитета здравоохранения Курской области, Союза «Федерация организаций профсоюзов Курской области», УГИБДД УМВД по Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, Государственной инспекции труда в Курской области, Верхне-Донского управления Ростехнадзора по Курской области, представителей администраций всех районов и городов Курской области.

            Целью семинаров явилось обсуждение наиболее острых проблем, связанных с проведением специальной оценки условий труда, обучением по охране труда, использованием средств социального страхования для снижения уровня профессиональных рисков, проведением предварительных и периодических медицинских осмотров.

По результатам рассмотрения обращений заявителям предоставлялись подробные ответы по всем доводам обращений, давалась оценка действиям сотрудников центров занятости населения, разъяснялись положения действующего законодательства Российской Федерации, в случае поступления обращений по вопросам, разрешение которых не входит в полномочия комитета, обращения перенаправлялись в компетентные органы в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ.

По результатам изучения доводов, изложенных в обращениях, нарушений прав заявителей со стороны сотрудников органов службы занятости установлено не было.

Ответы комитета по данным обращениям заявителями не обжаловались. Повторные обращения в комитет не поступали.

В результате проделанной работы ряд заявителей ходатайствовал о прекращении рассмотрения своего обращения в связи с оперативным разрешением имеющихся вопросов.

При организации работы по рассмотрению обращений граждан сотрудниками отдела соблюдались требования Федерального закона  от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), Порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 03.10.2014 № 630-па, а также Порядка организации работы с обращениями граждан в исполнительных органах Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 12.12.2022 № 412-пг.

Дата опубликования: 26 января 2023