Информация комитета по труду и занятости населения Курской области по работе с обращениями граждан в 3 квартале 2023 года
В 3 квартале 2023 года в комитет по труду и занятости населения Курской области поступило 42 обращения. Из них по вопросам:
- оказания содействия в поиске подходящей работы, предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, информирования о востребованных профессиях для трудоустройства и обучения на территории Курской области – 23 обращения;
- трудовых отношений (заключение, изменение, прекращение трудового договора, установление факта и трудоустройство), уровня заработной платы и ее индексации, наличия задолженности по оплате труда, внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части реализации права работника на отдых – 14 обращений;
- порядка и условий участия в государственной программе Курской области «Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом» - 1 обращение;
- несогласия с действиями сотрудников центров занятости населения; предоставления государственной поддержки на открытие собственного дела и иным вопросам, рассмотрение которых относится к полномочиям комитета – 4 обращения.
По результатам рассмотрения обращений авторам давались исчерпывающие разъяснения в соответствии с положениями и нормами:
Трудового кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письмом Минфина России от 25.12.2019 № 03-04-05/101639 - по вопросам уровня заработной платы и ее индексации;
Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), распоряжения Администрации Курской области от 08.05.2019 № 199-ра - по вопросам наличия задолженности по оплате труда;
Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», приказа Минтруда России от 03.04.2023 № 256н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» - по вопросам заключения, изменения, прекращения, установления факта трудовых отношений, а также трудоустройства;
Конституции Российской Федерации, постановления Губернатора Курской области от 20.05.2010 № 201-пг «О комитете по труду и занятости населения Курской области» - по вопросу внесения изменений в законодательство РФ в части реализации права работника на отдых.
Все обращения, поступившие в комитет, рассматривались своевременно и носили индивидуальный характер. 13 обращений были рассмотрены коллегиально с иными органами исполнительной власти.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращений граждан сотрудниками комитета совместно с подведомственным учреждением проводились следующие мероприятия, способствующие снижению количества обращений граждан.
Обратившимся гражданам разъяснялся:
порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
функционал Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»;
порядок предоставления государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан.
Обратившимся гражданам, в случае необходимости, предлагались варианты трудоустройства. Работа с заявителями носила индивидуальный характер.
Кроме того, в целях снижения активности населения проводилась следующая работа.
В 3 квартале 2023 года органами службы занятости населения организовано профессиональное обучение 365 безработных граждан, а также направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 9 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Реализовывались мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
В рамках вышеуказанного проекта в 3 квартале приступили к обучению 379 граждан из следующих категорий: лица в возрасте 50 лет и старше, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, работники предприятий под риском увольнения, отдельные категорий молодежи, участники специальной военной операции и члены семей участников СВО, погибших в ходе боевых действий, а также безработные граждане.
Помимо вышеуказанных мероприятий, в 3 квартале 2023 года органами службы занятости населения с целью уменьшения роста количества обращений граждан, по вопросам труда и занятости населения, предоставлены такие государственные услуги как:
- профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования – 3 950 услуг;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке - 106 услуг;
- психологическая поддержка безработных граждан – 570 услуг.
В целях содействия защиты законных интересов работников (ввиду наличия признаков нарушения трудовых прав и свобод) обращение незамедлительно направлялось в Государственную инспекцию труда в Курской области для принятия мер инспекторского реагирования в отношении работодателя, привлечения его к соответствующей ответственности.
Кроме того, осуществлялась телефонная связь и связь по электронной почте с авторами для уточнения предмета обращения, разъяснения норм действующего трудового законодательства, а также оказания содействия в трудоустройстве.
Для снижения возможного числа обращений граждан коллективные договоры и отраслевые соглашения по регулированию социально-трудовых отношений регулярно проверяются на наличие государственных гарантий по оплате труда (МРОТ, выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца, определение конкретных сроков выплаты заработной платы, материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику), обязательств по индексации заработной платы, премированию работников, улучшению положения работников по сравнению с действующим законодательством (оказание материальной помощи в случае длительной болезни, смерти работника или члена семьи, юбилейной даты и др.). В случае отсутствия указанных условий, в адрес работодателей направляются рекомендации по их включению в локальные нормативные акты.
Осуществляется еженедельный мониторинг своевременности выплаты заработной платы/наличия задолженности по заработной плате, результаты которого направляются органам исполнительной власти Курской области, органам местного самоуправления и Государственную инспекцию труда в Курской области.
В целях минимизации обращений, связанных с реализацией программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, и вопросов об участии в государственной программе Курской области «Оказание содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом», комитетом проводятся видеопрезентации программы в режиме онлайн с сотрудниками Представительств МВД России за рубежом. На постоянной основе проводятся встречи со студентами, из числа соотечественников, выходцев из стран ближнего зарубежья, обучающимися в средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Курской области. В ходе указанных мероприятий до сведения соотечественников доводятся общие положения Государственной программы переселения, разъясняется порядок участия в региональной программе переселения, а также информация о получении предоставляемых льгот для участников Государственной программы.
Потенциальные участники государственной программы, проживающие за рубежом, имеют возможность получить консультацию об условиях участия в программе в режиме онлайн с использованием технических каналов связи. В рабочем порядке осуществляется личный прием граждан.
В комитете работает телефон «горячей линии», по которому соотечественники могут получить информацию по вопросам переселения на постоянное место жительства в Курскую область, а работодатели – порядок и условия приема на работу иностранных граждан.
Ежемесячно на официальном сайте комитета https://trudzan.kursk.ru/, официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области https://kursk.ru/ и в Автоматизированной информационной системе «Соотечественники» www.aiss.gov.ru размещается обновленная информация о нашем регионе, банке вакансий для потенциальных участников Государственной программы, о прибывших переселенцах, их обустройстве и трудоустройстве, социальной поддержке, вновь принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Курской области.
По результатам рассмотрения обращений заявителям предоставлялись подробные ответы по всем доводам обращений, давалась оценка действиям сотрудников центра занятости населения при осуществлении ими должностных обязанностей, разъяснялись положения действующего законодательства Российской Федерации, правила оказания государственных услуг в области содействия занятости населения.
В целях снижения количества обращений, разрабатываются разъяснения для центра занятости населения с целью недопущения различных подходов к осуществлению полномочий в сфере занятости населения, в том числе в связи с изменениями законодательства, а также информирование граждан посредством публикации на официальном сайте комитета информации с разъяснением действующего законодательства в сфере занятости и трудовых отношений и с пояснениями на самые распространенные вопросы, задаваемые в обращениях граждан. Кроме того, ответы на обращения граждан по возможно даются ранее установленного законодательством срока с целью повышения эффективности взаимодействия исполнительного органа с гражданами, снижения морально-психологической напряженности.
С этой же целью, на странице социальной сети «ВКонтакте», «Telegram», сайте комитета по труду и занятости населения Курской области публикуются изменения законодательства в сфере труда и занятости населения; актуальные сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, заявленные предприятиями и организациями региона; осуществляется информирование граждан и работодателей о реализации мероприятий государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также о государственной поддержке работодателей при трудоустройстве отдельных категорий граждан; проводится работа по формированию и размещению соответствующих материалов (статей) в целях осуществления эффективного и своевременного информирования граждан по наиболее проблемным вопросам.
Указанные меры способствовали тому, что ответы комитета по поступившим обращениям заявителями не обжаловались.
При организации работы по рассмотрению обращений граждан сотрудниками комитета соблюдались требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), а также Порядка организации работы с обращениями граждан в исполнительных органах Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 12.12.2022 № 412-пг.