«Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения в 2011 году и задачах на 2012 год».

ДОКЛАД

Председателя комитета

социального обеспечения

Курской области

О.В.Новиковой

на расширенном заседании коллегии комитета

10 апреля 2012 года

Прежде чем, начать доклад о подведении итогов работы отрасли в прошедшем году и обсуждению перспектив развития отрасли, не могу не процитировать Владимира Владимировича Путина, который на прошедшей в конце марта коллегии Минздравсоцразвития поблагодарил всех работников нашей отрасли и особенно тех, кто как мы с вами работает на местах и ежедневно контактирует с людьми. Владимир Владимирович отметил, что «…Социальная сфера считается важной как раз потому, что её справедливо считают индикатором состоятельности, дееспособности самого государства, его ответственности перед обществом, перед конкретным человеком. Мы,- отметил он, выбрали активную политику социального развития в качестве приоритета и не отступали от этого принципа даже в самые сложные периоды нашей новейшей истории».

Определенные еще в 2006 году приоритетные для отрасли цели не изменились и на современном этапе, их достижение имеет долговременную перспективу, но сегодня можно сказать, что мы четко и последовательно, путем реализации отдельных направлений, идем к выполнению главной стратегической цели социальной политики Курской области - последовательному повышению уровня и качества жизни населения, обеспечению всеобщей доступности основных социальных услуг.

Исходя из намеченного, определены три основные стратегические и тактические цели в социальной сфере деятельности. Они обозначены главой государства в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию и вошли в Программу социально-экономического развития Курской области на среднесрочную перспективу и стратегию социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года. Это:

1.Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

2.Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Снижение бедности и повышение благосостояния населения

Каждая выше обозначенная цель сегодня имеет свою целевую программу, с перечнем мероприятий, количественными и качественными показателями и целевыми индикаторами их достижения, более того они вошли в оценочные показатели эффективности деятельности органов власти. Срок реализации достаточно значимой части мероприятий, пришелся на 2011 год.

Традиционно разговор о выполнении мероприятий начну с информации о финансировании отрасли. Вот уже более 10 лет бюджет Курской области остается социально-ориентированным с тенденцией ежегодного увеличения расходов отрасли.

В 2011 году объем финансирования комитета был предусмотрен в размере 4 959,4 млн. руб., и это больше предыдущего 2010 года почти на 1 023 млн. руб. Доля средств, направленных на решение отраслевых задач в структуре расходов областного бюджета 2011 года составила 13,6% (в 2010г.- 13,3%). 

Рост объема финансирования социальной сферы в 2011 году в основном связан:

- с передачей полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части санаторно-курортного лечения;

- и с принятием областной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы

Структура распределения средств 2011 года выведена на экран.

В 2011 году комитетом в полном объеме и своевременно были реализованы полномочия в части предоставления мер социальной поддержки гражданам, предоставляемые совместно с органами социальной защиты в муниципалитетах. В 2011 году объем вышеуказанных субвенций составил 1 908,0 млн. руб. или свыше 38% от общего объема бюджетных средств, выделенных на социальную сферу.

 

Свыше 961 млн. руб. из бюджетов различных уровней направлены на реализацию мероприятий 9 областных целевых программ, координаторами которых в основном является комитет соцобеспечения.

Доля средств, направляемых в 2012 году на решение отраслевых задач в структуре всех расходов областного бюджета возрастет с 13,6 до 14,7%.

В финансовом плане нашей работы мы вместе с вами еще с 2010 года начали работу по реализации положений 83 Федерального закона.

В 2011 году во исполнение закона была проведена работа по изменению статуса государственных учреждений социального обслуживания. С этой целью в течение прошлого года вносились изменения в более чем 20 нормативных актов. Приказом комитета утверждены Перечни гарантированных государством социальных услуг и дополнительных платных услуг, оказываемых областными бюджетными учреждениями социального обслуживания, внесены соответствующие изменения в уставы подведомственных учреждений, для всех бюджетных учреждений социального обслуживания было сформировано государственное задание. В итоге проделанной работы с 1 января 2012 года в системе социального облуживания и обеспечения Курской области работают 45 бюджетных учреждений, 13 казенных и 1 автономное учреждение.

По новым требованиям казенные, бюджетные и автономные учреждения должны обеспечить открытость и доступность учредительных документов, а также информации о планах и результатах своей деятельности. И уже в первом квартале 2012 года на официальном сайте в сети Интернет, ведение которого обеспечивает Федеральное казначейство, должны были быть размещены копии учредительных документов учреждения, в том числе внесенные в них изменения, свидетельства о государственной регистрации, государственные (муниципальные) задания на оказание услуг (выполнение работ), финансовой отчетности, сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах и ряд других отчетов. В установленный срок разместить информацию на сайте удалось 49 учреждениям.

В связи с этим задачами на самый ближайший период является завершение размещения информации об учреждениях на сайте, проверка размещенной информации и дальнейшее поддержание сайта в актуальном состоянии всеми подведомственными учреждениями.

Безусловно, все это дисциплинирует и повышает ответственность руководителей учреждений, а также способствует реализации первой целевой задачи по повышению эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, которая непосредственно реализуется через подведомственную комитету сеть.

Социальное обслуживание этой категории сегодня осуществляют 13 домов интернатов на 2193 койко-места и 32 центра социального обслуживания, расположенные в каждом районе и городе области.

В настоящее время все стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также комплексные центры социального обслуживания населения, оказывающие медицинские услуги на дому, в условиях отделений дневного пребывания и временного проживания имеют лицензию на осуществление основных видов медицинской деятельности.

Все учреждения с постоянным пребыванием людей, а их 26, практически не имеют нарушений требований пожарной безопасности, благодаря системной работы руководителей учреждений в данном направлении. Хочу выделить две составляющие этой работы в 2011 году:

1). во всех 26 действующих учреждениях с постоянным пребыванием людей установлено оборудование по передаче информации о состоянии комплексной безопасности в автоматическом режиме через тач-панели программно-аппаратного комплекса «Сирена-Альфа» (тем самым завершился эксперимент начатый в 2010 году в пансионате «Сосновый бор»);

2). в рамках реализации Федерального закона «О добровольной пожарной охране» в 2011 году в учреждениях созданы 25 добровольных пожарных дружин и одна добровольная пожарная команда, имеющая на вооружении пожарный автомобиль, которые включены в реестр добровольных пожарных Курской области.

Особенно хочется отметить руководителей Щигровского интерната (рук. Сапронова Людмила Ивановна), Беловского детского дома (рук. Ханина Валентина Александровна), Железногорского дома-интерната (рук. Крупичко Александр Владимирович),занявших 1 место среди учреждений в своей категории, в конкурсе на лучшее противопожарное состояние.

Не ослабевает внимание к учреждениям социального обслуживания со стороны надзорных органов по выполнению государственных стандартов социального обслуживания. Но здесь по сравнению с созданием безопасных условий жизнедеятельности учреждений, другая картина. В 2011 году Управлением Росздравнадзора по Курской области были проведены 22 проверки по устранению ранее выявленных нарушений, при этом установлено, что в 63% случаев нарушения не были устранены в полном объеме.

В основном это те нарушения, которые требуют значительных финансовых затрат: проведение капитального ремонта жилых корпусов, банно-прачечных комплексов, пищеблоков; создание доступных условий для проживания маломобильных групп граждан.

Вместе с тем, имеют место нарушения, устранение которых не требует вложения финансовых средств, а полностью зависят от добросовестного исполнения сотрудниками учреждений своих должностных обязанностей.

Так, администрацией ОБУССОКО «Ольшанский интернат» не были устранены следующие нарушения:

- не организован контроль качества предоставляемых социальных услуг;

- не обеспечена реализация в полном объеме индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

- не налажено взаимодействие с лечебно-профилактическим учреждением с целью реализации права инвалидов на обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, проведение ежеквартального медицинского осмотра врачом – психиатром, а также динамического наблюдения за лицами, подлежащими диспансеризации в связи с заболеваниями терапевтического профиля.

Надеюсь, что новый руководитель учреждения – Ситников Олег Николаевич, возьмет на контроль данные замечания и в самое ближайшее время предпримет меры по их устранению.

По многим учреждениям имеется замечание о не проведении анализа потребности проживающих в тех или иных технических средствах ухода и реабилитации.

В связи с этим всем руководителям учреждений, в которых выявлены и не устранены указанные недостатки, не требующие серьезных материальных вливаний – незамедлительно принять меры по их устранению и в дальнейшем недопущению в работе.

В 2011 году была принята областная целевая программа «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» на 2011-2013 годы. Это - комплекс мероприятий, охватывающий все стороны жизни пожилых людей: введение новых мер социальной поддержки (например по зубопротезированию), осуществление мероприятий культурно-массового, оздоровительного и образовательного направлений и многое другое. Развитие системы социального обслуживания, считаю наиболее важным разделом данной Программы.

 

Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, одним из мероприятий Программы была предусмотрена и выполнена разработка перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года.

Схема является основой для принятия решений по финансовой поддержке области за счет средств федерального бюджета по развитию стационарных учреждений социального обслуживания, укреплению их материально-технической базы.

Наряду с этим Администрацией Курской области предпринимаются самостоятельные меры по решению вопросов строительства новых, ремонта и реконструкции уже существующих учреждений, которые включены в Перспективную схему.

Так в 2011 году проведены работы по капитальному ремонту 4-х подведомственных учреждениях на сумму 25,0 млн. руб.

Были открыты отделения временного проживания в комплексных центрах социального обслуживания Касторенского и Рыльского районов, составлена проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта отделения временного проживания в комплексном центре социального обслуживания Мантуровского района и частично проведены работы по его реконструкции.

На особом контроле находится поручение Президента России по организации мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная работа проводилась в рамках реализации принятой в 2011 году областной целевой программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» учреждениями социального обслуживания совместно с Курским государственным медицинским университетом. Проанкетировано более 27,0 тыс. пожилых людей, составлены социальные паспорта на более 20,9 тыс. одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов с целью определения их нуждаемости в различного рода помощи. Собранные данные должны стать основой для совершенствования работы учреждений социального обслуживания, принятия мер по всесторонней поддержке и удовлетворению потребностей старшего поколения.

Кроме того, следует отметить, что практика проведения мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов органами социальной защиты во взаимодействии со структурными подразделениями МЧС, КОО «ВДПО», УВД и администрациями муниципальных образований позволила обеспечить безопасное проживание одиноко проживающих граждан пожилого возраста и стабильное функционирование стационарных учреждений социального обслуживания в зимний период.

И в связи с этим задача, которая стоит перед руководителями комплексных центров, органами местного самоуправления на местах продолжить и завершить мониторинг, чтобы можно было реально влиять на ситуацию с обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, особенно одиноких.

Новый импульс в развитии социального обслуживания дает поиск и внедрение новых форм работы. Успешно зарекомендовала себя недавно созданная, но уже крайне востребованная населением служба «социальное такси» в Рыльском (рук. Котельников Александр Петрович), Хомутовском (рук. Артюхова Светлана Вячеславовна), Железногорском (рук. Соколикова Наталья Васильевна), Льговском (рук. Дорофеева Ольга Васильевна) районах, г.Железногорске (рук. Афанасьева Зинаида Ивановна).

В ближайшем будущем хотелось бы видеть «социальное такси», функционирующее в каждом районе и городе Курской области. Считаю, что внедрение данной услуги во многом зависит от активности руководителей центров.

Получила дальнейшее развитие такая форма социального обслуживания как «мобильная выездная бригада», адаптированная под потребности населения удаленных территорий сельских районов. Если в 2010 году данная форма обслуживания применялась только в 3-х нестационарных учреждениях социального обслуживания, то в 2011 году данная форма обслуживания была внедрена во всех 28 районах области.

Выездная мобильная бригада не могла бы состояться без активного участия, в первую очередь, органов местного самоуправления. Если в начале создания мобильных бригад возникали определенные организационные трудности с сельскими администрациями, то в настоящее время органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ, МФЦ, совета ветеранов. Активное участие в выездах в нескольких районах принимали опять же студенты Курского государственного медицинского университета – врачи-ординаторы узких медицинских специальностей. 

Главы сельских поселений, хотя и не являются участниками нашего заседания, тем не менее, заочно хочу поблагодарить за активность в функционировании мобильных бригад на своей территории глав администраций:

- МО «Охочевский сельсовет» Щигровского района, Лаврову Татьяну Глебовну;

- МО «Никольский сельсовет» Щигровского района, Степанову Анжелику Александровну;

- МО «Городновский сельсовет» Железногорского района, Троянова Александра Николаевича;

- МО «Колпаковский сельсовет» Курчатовского района, Литвинова Виктора Сергеевича;

- МО«Вышнедеревенский сельсовет» Льговского района, Сергеева Владимира Викторовича;

- МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района, Белоусова Виктора Ивановича.

Благодаря совместным усилиям в 2011 году мобильными бригадами совершено более 850 выездов, общее количество обслуженного населения составило около 50, 0 тыс. чел.

Очень важным, считаю, состоявшееся новое дополнение, внесенное в 2011 году в постановление Правительства Курской области «О предоставлении социальных услуг», которое позволяет теперь направлять средства, поступающие от граждан в качестве платы за стационарное социальное обслуживание не только на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание жилых помещений, но и на повышение комфортности проживания, и что немаловажно на организацию культурно-массовых мероприятий в учреждении.

Хочется отметить зарекомендовавшую себя с положительной стороны практику работы учреждений социального обслуживания и регионального отделения Союза пенсионеров России по созданию и функционированию Университета пожилого человека. Университеты пожилого человека успешно функционируют на базе 15 учреждений социального обслуживания населения. Здесь обучают граждан старшего поколения различным дисциплинам и необходимым в их жизни практическим навыкам, как например работе с персональным компьютером и сетью Интернет.

Много нового и качественно улучшающего имидж социального обслуживания региона произошло в 2011 году. К сожалению, не удается пока окончательно решить проблему, которая заботит меня уже не первый год – ликвидация очередности пожилых граждан, нуждающихся как в стационарном, так и в надомном обслуживании.

На начало года в очереди на надомное (социальное и социально-медицинское) обслуживание состояло 411 человек, на помещение в дома-интернаты - 77 человек, в т.ч. в дома-интернаты общего типа - 7 чел., психоневрологического профиля – 70 чел. По сравнению с прошлым годом эта цифра снизилась: на 12,2% в основном за счет оптимизации нагрузки в центрах социального обслуживания, и более чем на 14% за счет открытия 35 новых койко-мест в стационарах. За этими казалось бы небольшими процентами стоит большая работа, но спрос на социальные услуги продолжает расти. Для решения обозначенной проблемы начата работа по строительству жилого корпуса на 250 мест на территории Букреевского психоневрологического интерната, а также прорабатывается вопрос строительства реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста (психоневрологического профиля) на 105 мест в Железногорском районе.

В планах 2012 года - открытие дополнительных отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в структурах комплексных центров социального обслуживания Конышевского, Дмитриевского и Тимского районов, а также реализация принятого в прошлого году Закона Курской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области», что должно стать еще одним способом сокращения существующей очередности причем как на надомное, так и на стационарное социальное обслуживание. 

Не скрою, на данном этапе реализации проекта «Приемные семьи для граждан пожилого возраста» мы испытаем некоторые трудности. А именно, при оформлении пакета необходимых документов для создания приемной семьи, центры социального обслуживания сталкиваются с проблемой несоответствия утвержденных нормативов общей жилой площади и фактической общей жилой площади лица, изъявившего желание организовать приемную семью для пенсионера. До утвержденной социальной нормы часто не хватает от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров.

Считаем, что данная проблема должна быть решена законодательно, внесением изменений в Закон Курской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» в части корректировки размера жилой площади на 1 проживающего человека (возможно 7 кв.м на 1 человека - норма жилой площади для проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания). Но не смотря на возникающие проблемы в рамках данного закона уже создано 12 семей, в которых проживают 19 пожилых людей.

Подытоживая сказанное, обозначу основные задачи на 2012 год по данному направлению - это:

  • реализация мероприятий областной целевой программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области».
  • обеспечение безопасного и комфортного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания и отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания.
  • реализация Закона Курской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области».

 

Слайд 13

И наконец, завершая раздел своего выступления отражающий состояние социального обслуживания, особо хочу остановиться на повышении престижа труда работника социальных служб. В 2011 году по поручению Председателя правительства РФ В.В. Путина в целях стимулирования профессиональной деятельности и распространения передовых технологий работы был учрежден ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший работник учреждения социального обслуживания», который курирует Минздравсоцразвития России. Конкурс проводится по 20 номинациям с призовым фондом 20 млн. рублей.

При проведении торжественного мероприятия, посвященного Дню социального работника, по итогам конкурса 2011 года мы чествовали старшую медицинскую сестру Ширковского психоневрологического интерната Притыченко Валентину Леонидовну, с присуждением первого места, подкрепленного денежным вознаграждением.

В 2012 году специалисты учреждений оказались более активны и смелее. На участие во Всероссийском конкурсе в комитет представили документы 12 номинантов, качество подготовленных материалов на порядок выше. Это говорит о том, что растет профессиональный уровень и уверенность в своих силах наших специалистов. При подведении второго этапа Конкурса комиссией комитета принято решение о направлении в Минздравсоцразвития на рассмотрение конкурсной комиссии документы 9 –ти номинантов.

Победители определятся в канун нашего профессионального праздника. Пожелаем им успеха.

Еще одной не менее значимой составляющей в предоставлении мер государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан является обеспечение их социальными пособиями и компенсациями.

Общее количество социальных выплат предоставляемых через органы социальной защиты сегодня, достигло 74, против - 69, предоставляемых в 2011 году.

Увеличивается не только количество выплат, но и их размеры, устраняются административные барьеры, делая наши услуги более доступными для оформления.

Только в 2011 году в целях доступного и качественного обеспечения жителей Курской области пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами принято 34 нормативных правовых актов.

В целях повышения уровня жизни населения в 2011 году осуществлена индексация размеров в 1,065 раза (то есть на 6,5 процентов) полагающихся гражданам социальных выплат.

В течение всего года обеспечивался контроль за работой муниципальных органов социальной защиты в части своевременного и обоснованного назначения и выплаты пособий, компенсаций и других социальных выплат.

В целях обеспечения целевого использования денежных средств, проведена правовая оценка документов по почти 32 тыс. личным делам получателей социальных выплат, в результате которой выявлены ошибки и возвращено на доработку 159 л/дел, что составило 0,5 % от общего количества назначенных выплат. Это почти в 3 раза меньше выявленного в 2010 году

Это свидетельствует о том, что в целом, территориальные органы социальной защиты населения справились с поставленной задачей.

Хочется отметить, что по итогам анализа работы, начиная с 2009 года, работа отделов социальной защиты населения Дмитриевского (Журкин Александр Леонидович), Железногорского (Локотилова Ольга михайловна), Октябрьского (Ломакина Лариса Васильевна), Суджанского (Крапивная Надежда Николаевна), Фатежского (Жиляева Татьяна Алексеевна) районов и городов Курск (Цвирова Светлана Витальевна) и Курчатов (Безмельцева Татьяна Васильевна) признается лучшей.

Наибольшее число ошибок пока допускают специалисты Большесолдатского, Глушковского, Горшеченского, Касторенского, Кореневского, Конышевского, Рыльского, Солнцевского и Тимского районов.

Работа специалистов Глушковского (Бутырская Людмила Александровна) и Горшеченского (Сергеева Надежда Викторовна) отделов социальной защиты населения опять, как и по итогам 2009 и 2010 годов признана худшей.

Уважаемые коллеги, в 2012 году всем нам предстоит серьезное испытание. На одной из наших тематических коллегий уже обозначилась необходимость перехода к предоставлению компенсационных выплат по ЖКУ без авансовой выплаты, только по фактическим расходам. Весь период мы внимательно изучали и общественное мнение по данному вопросу, и готовность к этому наших партнеров от ЖКХ. (Отвлекаются средства областного бюджета в объеме более 20 млн. руб. в год) Накануне заседания коллегии Александр Николаевич Михайлов дал поручение о переходе на новый механизм выплаты с июня 2012 года. Новый механизм должен стать прозрачным для льготников, несмотря на то, что по техническим причинам, денежные средства будут направляться гражданам исходя из факта оплаты жилищно-коммунальных услуг по истечении 2-х месяцев (в марте - по факту января).

В связи с этим перед нами и органами социальной защиты стоит глобальная задача по организации проведения разъяснительной работы среди населения в районах области. Исходя из этого, прошу вас заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов в ближайшие два месяца, руководствуясь разъяснениями комитета социального обеспечения, организовать проведение указанной работы среди поставщиков услуг, жителей районов, а также освятить особенности перехода на новую форму предоставления компенсационных выплат в районных средствах массовой информации.

Хочу обратить ваше внимание, что в целях повышения эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания населения с первого июля 2012 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым все государственные и муниципальные услуги должны будут предоставляться в соответствии с административными регламентами.

Всего к разработке запланирован 71 административный регламент, в том числе 54 по предоставлению социальных выплат. В настоящее время указанная работа идет к завершению. 

С первого июля работа органов соцзащиты должна быть выстроена строго в соответствии с административными процедурами и сроками, прописанными в регламентах, нарушение которых ведет к административным взысканиям.

Еще одним новшеством 210 федерального закона является введение межведомственных взаимоотношений между органами, предоставляющими государственные услуги. А именно документы, находящиеся в распоряжение государственных (муниципальных) органов, организаций должны получаться по межведомственному запросу, если клиент не принес данный документ самостоятельно.

Для организации данной работы комитетом разработаны и проходят согласование 33 технологические карты межведомственного взаимодействия в соответствии с которыми, необходимые документы будут предоставляться в электронном виде или на бумажном носителе.

Своевременное проведение всей запланированной работы станет залогом успешного перехода на новую форму предоставления государственных услуг.

 Это является нашей задачей 2012 года.

Если организация социального обслуживания населения является полномочием субъектов Российской Федерации, то повышение эффективности системы социальной защиты инвалидов, учитывая имеющиеся полномочия, в большей степени зависит от федерации. Работа с этой категорией ведется в трех направлениях, путем:

- предоставления социальных услуг, о которых говорилось выше;

-участия в создании условий для безбарьерной среды и введения дополнительных к государственным форм социальной поддержки;

- и наконец, выполнения части переданных субъектам федеральных полномочий.

В рамках требований Президента и Правительства Российской Федерации создана правовая и организационная основа для межведомственного взаимодействия различных служб по созданию благоприятных, доступных условий для ведения полноценного образа жизни инвалидов.

Достаточно сказать, что проведенная в 2011 году работа создала необходимую основу для ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. А это значит, что делая этот шаг, государство берет на себя обязательство обеспечить каждому инвалиду возможность для реализации общегражданских прав наравне с другими лицами.

Уже в этом году на федеральном уровне подготовлены изменения более 20 законодательных актов, которые не соответствуют требованиям положений Конвенции.

Вы, наверное, обратили внимание, что едва ли не впервые во время подготовки к выборам в 2011 году были предъявлены требования к оборудованию отдельных избирательных участков для свободного доступа инвалидов.

В настоящее время, целью реализации социальных программ является не столько обеспечение инвалидов средством, помогающим преодолеть препятствия, как непосредственное устранение самого препятствия (каким бы оно ни было), а также проведение деятельности, не допускающей возникновение новых препятствий. Тогда и инвалиды перестанут себя ощущать «людьми с ограниченными возможностями».

Этот принципиально новый подход лег в основу при разработке областной целевой программы «Формирование доступной среды в Курской области» со сроком реализации до 2015 года. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 100 млн. рублей.

За первый год реализации программы разработана проектно-сметная документация по реконструкции и созданию доступной среды зданий в восьми подведомственных комитету социального обеспечения учреждений (700 тыс. руб.),

é для службы «Социальное такси» Комплексного центра социального обслуживания населения города Железногорска приобретен специально оборудованный микроавтобус для перевозки инвалидов-колясочников (684 тыс. руб.);

é приобретено компьютерное оборудование (200 тыс. рублей) для создания диспетчерской службы, обеспечивающей видеосвязь для инвалидов и детей-инвалидов по слуху на базе нашей областной организации Всероссийского общества глухих и другое;

Также в рамках указанной областной программы:

é выполнены строительно-монтажные работы по пристройке лифтовой шахты и монтажу лифта для маломобильных категорий в главном корпусе основного областного реабилитационного учреждения – медико-социального реабилитационного центра им. преп. Феодосия Печерского» (на общую сумму 4 млн. руб.) который в ближайшее время будет введен в эксплуатацию. Это позволит принимать в Центр на реабилитацию более широкий круг инвалидов, нуждающихся в реабилитации, в том числе инвалидов-колясочников и с последствиями перенесенных инсультов.

В 2012 году также планируется осуществить:

начало поэтапной реконструкции зданий областных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, культуры, целью которой является обеспечение их доступности для людей с ограниченными возможностями (2012 г. — 9,9 млн. рублей);

приобрести мобильные лестничные подъемники для обеспечения доступа инвалидов с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата к социально значимым объектам в рамках развития службы «Социальное такси» (700 тыс. рублей) для областного Центра медико-социальных услуг, Центров социального обслуживания населения г. Железногорска и «Участие» г. Курска;

купить для службы «Социальное такси» Центра социального обслуживания «Участие» специально оборудованный микроавтобус для перевозки инвалидов-колясочников, а также специальный автотранспорт для перевозки детей-инвалидов, обучающихся дистанционно в Курском областном центре диагностики и консультирования «Новые технологии» (1,7 млн. рублей).

Учитывая развитие спортивного движения среди инвалидов, которое в последние годы набрало силу и популярность, соисполнителем программы комитетом по физической культуре и спорту Курской области для обеспечения участия курских инвалидов в спортивных соревнованиях планируется приобрести специальный низкопольный автобус для перевозки инвалидов (5,4 млн. рублей).

Данная работа должна осуществляться и в муниципалитетах, но существующие сегодня муниципальные программы по доступной среде в большинстве своем носят декларативный характер. Запланированные в них мероприятия не могут обеспечить на требуемом уровне создание таких условий среды, которые должны быть созданы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Вот наглядный пример, из 575 административных муниципальных зданий, в той или иной степени приспособлены для доступа инвалидов – 132; из почти пяти тысяч торговых учреждений доступ для инвалидов обеспечен лишь менее чем в 8%. И список этот можно продолжать.

Поэтому в последнем решении Совета по делам инвалидов при Губернаторе Курской области руководителям муниципальных образований и органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить проведение необходимых мероприятий по соблюдению законодательства в части обеспечения доступности для инвалидов социально значимых объектов.

 

С 2011 года комитет социального обеспечения Курской области участвует в федеральном эксперименте по выполнению полномочий, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

Останавливаясь на этом достаточно серьезном и финансово-емком направлении в деятельности комитета, я в меньшей степени буду говорить о достигнутом, а попытаюсь обозначить проблемы, с которыми мы столкнулись в первый год их реализации. Но сначала несколько цифр и статистики, которые в целом характеризуют объемы и масштабы проводимой работы в данном направлении.

Для реализации исполнения федеральных полномочий комитетом социального обеспечения Курской области в 2011 году получено субвенций для обеспечения:

техническими средствами реабилитации – более 200 млн. руб., из них на административные расходы 10,8 млн. руб.

путевками на санаторно-курортное лечение – 62, 8 млн. руб.

Через созданный для этого Центр медико-социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение были обеспечены 3291 человек, выдано 3,5 млн. технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.

 А теперь, собственно говоря, о проблемах.

Первая и основная проблема – это недостаточное финансирование данного направления в предшествующие годы и как следствие образовавшаяся очередность, которая была передана комитету от Фонда СС. Здесь же затянувшаяся процедура передачи базы данных от Фонда, отсутствие ее программного обеспечения, подготовленных специалистов (из Фонда к нам люди не перешли), в какой то степени несостоятельность федерального законодательства, регламентирующего закупки ТСР. В совокупности все это, несомненно, повлияло на организацию в 2011 году работы в данном направлении.

Еще одна проблема - отсутствие должного межведомственного взаимодействия с четким определением доли участия каждой структуры в обеспечении инвалида тем или иным средством реабилитации, начиная от оформления ИПР и до его выдачи (зачастую специалисты МСЭ выписывают инвалиду технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень или не соблюдаются сроки их замены). 

Надеемся, что нам в ближайшее время удастца получить дополнительные федеральные транши на обеспечение техническими средствами реабилитации и санаторным лечением и проблема очередности будет полностью решена.

Я хотела бы поблагодарить руководителей комплексных центров за проделанный колоссальный труд по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторными путевками. Вы являетесь важным связующим звеном между Центром медико-социальных услуг и инвалидом и тем самым делая получение государственной услуги более доступным для потребителя. Сегодня предстоит отладить четкое взаимодействие «клиент – комплексный центр – Центр медико-социальных услуг» и обратно.

 

Безусловно, информация о поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов будет не полной, если подробнее не остановится на важнейших направлениях работы, с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны.

В 2011 году продолжалась планомерная работа по выдаче жилищных сертификатов ветеранам ВОВ в рамках Указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

По состоянию на 1 марта 2012 г. общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, получивших право на улучшение жилищных условий составило 3595 человек, из которых 3099 уже получили свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Казалось бы, работа должна подойти к концу, тем более что категория для отработки не самая многочисленная, и уж тем более каждый из них на виду, если речь идет о сельских районах, где главы поселений, как правило, лично знают каждую семью.

Учитывая это, решением коллегии по итогам прошлого года главам муниципальных образований было рекомендовано завершить в 2011 году работу по выявлению ветеранов, имеющих право на улучшение жилищных условий.

Тем не менее, уже в текущем году впервые признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий от 40 до 50 ветеранов в месяц (наибольшее количество ветеранов за указанный период было поставлено на учет в Большесолдатском, Мантуровском, Обоянском и Конышевском районах).

Прошу еще раз проанализировать причины. Допускаю, что они могут быть объективными, но в той или иной степени предсказуемыми, например - вступление в силу судебных решений, признание жилья непригодным, завершение 5-летнего периода с момента намеренного ухудшения условий проживания и лишь единицы могут попасть в впервые подтвердивших льготную категорию. А судя по пояснительным эта наиболее встречающееся объяснение. Это дает вполне законные основания сомневаться в реальном положении дел. Есть опасность, что если работа не будет завершена в 2012 году, в последующий период на это будет необходимо выделять средства областного бюджета.

Есть еще одна проблема в данном вопросе. Ни для кого не является секретом, что в основном жилье приобреталось в городе Курске и в более 90% случаев после приобретения жилья, в квартирах проживают дети и внуки, в худшем случае - квартира уже продана.

2012 год стал впервые годом дефицита нового жилья по социальным ценам (т.е. в объеме получаемой социальной выплаты) в г. Курске. Соответственно остается вариант приобретения жилья на первичном рынке – это его строительство на территории центральных поселков муниципальных районов, по типу строительства жилья для детей-сирот. Наша задача - с вами вместе провести поименный опрос тех, кто ещё не получил документы на социальную выплату (это 528 чел.) и представить его результаты в комитет строительства Администрации области не позднее 1 мая 2012 года. Официальный запрос по данному вопросу мы направим в адрес глав администраций районов области.

С 2010 года в области реализуется еще один социально значимый региональный проект – проведение ремонта квартир и домовладений, принадлежащих ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств муниципальных образований и внебюджетных средств.

За двухлетний период в рамках реализации принятых районных и городских программ в различных формах оказана помощь 2083 ветеранам-курянам на общую сумму 21,9 млн. руб. Средний размер предоставленной помощи одному ветерану составил 10,5 тыс. рублей.

С лучшей стороны можно отметить работу, проведенную в городах Курске, Курчатове, Льгове и Железногорске, а также в Поныровском и Советском районах, где в среднем каждому ветерану помощь оказывалась на сумму от 16,5 до 50 тыс. рублей.

Но, в то время как в городе Курске планируют довести эту сумму до 80 тыс. руб., в отдельных районах помощь сведена к незначительной материальной помощи, которая фактически не способная повлиять на улучшение условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны. Например, в Суджанском районе средний размер предоставленной помощи каждому ветерану составил всего 2,1 тыс. рублей. 

Сворачивать эту работу не планируется, в этой связи Главам муниципальных образований направлено письмо о необходимости продолжения работы. Мы рекомендуем ежегодно предусматривать средства на эти цели в местных бюджетах, а норму закрепить в муниципальных актах или долгосрочных программах.

Изложив результаты работы в данном направлении, хочу озвучить задачи, которые предстоит решить в текущем году.

Во первых - это конечно выполнение в полном объеме всех запланированных в областной целевой программе «Формирование доступной среды в Курской области» мероприятий; второе – это завершение совместной работы с Главным бюро МСЭ по созданию электронной базы данных инвалидов (в том числе детей-инвалидов), имеющих ИПР; третье - задача которая ставилась и не была реализована в 2011 г., завершение в 2012 году выявление и учет всех нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ветеранов ВОВ и вдов ветеранов и инвалидов войны.

Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации еще одна общегосударственная цель, на достижение которой работают многие ведомства, включая нашу отрасль. По данной теме сегодня выступит Татьяна Алексеева Сукновалова, директор департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политики.

Я же остановлюсь на том, через какие направления деятельности социальных служб осуществляется стимулирование рождаемости и профилактика семейного неблагополучия. Их два - предоставление государственных гарантий, прежде всего социальных выплат и обеспечение работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении через подведомственные комитету учреждения.

В 2011 году через систему социальной защиты предоставлялось 32 вида социальных выплат предназначенных семьям с детьми, в т.ч. 4 областных, установленных Законом Курской области № 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» (причем своевременно и в полном объеме).

Основная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей нацелена на выявление семей группы риска, содействие в устранении причин трудной жизненной ситуации, а также проведение адаптации и реабилитации несовершеннолетних и их родителей в случае создания предпосылок для социального сиротства.

Показатели работы «детских» учреждений приведены на слайдах, тем не менее, озвучу наиболее важные количественные результаты их деятельности.

 

Общее количество детей, проживавших в стационарных отделениях центров, в течение 4-х последних лет увеличилось на 34,8%.

Благодаря проводимой работе, в т.ч. раздельно – с детьми в условиях стационара и родителями по месту их жительства – наметилась стойкая положительная динамика увеличения числа детей, возвращаемых в родные и опекунские семьи с 48,6 % в 2008 году (510 детей) до 69,6 % в 2011 году (2011 г. – 985; 2010 г. – 889 детей, 2009 г. - 653 ребенка) от общего числа детей, прошедших реабилитацию в стационарных отделениях учреждений и динамика снижения с 18,6% (2008 г. – 195 детей) до 6,9% (2011 г. – 98; 2010 г. - 126, 2009 г. - 153 ребенка) детей, направляемых в интернатные учреждения системы образования.

Так решается достижение основной задачи, которую мы перед собой ставим – сохранить для ребенка семью.

Активно работает в этом направлении Солнцевский межрайонный центр социальной помощи семье и детям (Н. В. Коровина), публикации газеты «Погода в доме» помогли определить судьбу уже 16 детей;

Железногорский межрайонный центр социальной помощи семье и детям (Н.А.Шелестова), который реализует программу «Добродея» - психолого-педагогическое сопровождение потенциальных родителей. Благодаря участию в программе оказана поддержка 84 семьям, принявшим на воспитание 86 детей.

В рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми на базе Курского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ориентируясь на решение данной проблемы, озвученной Президентом РФ в своем послании, продолжала действовать созданная в предыдущем году Служба детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером. За год число звонков увеличилось с 3,7 тысяч до 14 тысяч, из них 169 –по вопросам жестокого обращения с детьми.

Наибольшее количество звонков поступило из Железногорского (более 750 звонков), Курского (650 звонков), Суджанского (69) районов, Ивановский детский дом (Рыльский район) - более 90 звонков. А из Тимского, Мантуровского, Дмитриевского, Медвенского, Хомутовского, Обоянского, Беловского, Советского, Черемисинского за год, от 5 до 10 звонков, есть сомнения, что в этих районах дети и взрослые не владеют информацией о деятельности такой службы на территории области.

7 детей, поступивших в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних узнали о том, что здесь они смогут получить необходимую им помощь именно через детский телефон доверия.

Все мы - комитет, муниципальные органы власти, детские учреждения, являемся участниками реализации долгосрочной областной программы «Поддержка семьи - защита ребенка» со сроком действия до 2015 года, которая частично финансируется за счет средств федерального гранта, поступающего в регион. Это позволило внедрить ряд инициатив и расширить спектр социально-реабилитационных услуг. В частности: в рамках программы на базе Курского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних открыто Отделение «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей и постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений». Я уверена, что данная структура является недостающим звеном в системе работы социальных служб, ведь мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, самостоятельную взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе.

Безусловно, в 2011 году мы значительно расширили свои услуги, адресованные семье. Тем не менее, комитет продолжает работать как в этом направлении, так и по созданию новых учреждений с учетом их территориальной и профильной востребованности. Одной из задач 2012 года является завершение работы по капитальному ремонту здания, переданного недавно созданному Черемисиновскому реабилитационному центру для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 30 койко-мест) и его открытие. 

Сеть социальных учреждений социального обслуживания прирастает не только областными учреждениями. В ноябре 2011 году в дополнение к государственной сети учреждений открыто первое в регионе муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания населения города Курска «Социальная гостиная для оказания помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», которое помимо юридической, психологической, социальной помощи, имеет возможность предоставить женщинам, переживающим острый кризисный период своей жизни, временный приют.

Как руководитель отрасли хочу поблагодарить администрацию города Курска и ее главу Николая Ивановича Овчарова за принятое решение.

С 2011 года комитету переданы полномочия по обеспечению жильем сирот. Губернатором Курской области перед нами была поставлена непростая по своим масштабам задача, ведь в 2010 году жилые помещения по договору социального найма были предоставлены всего 24 гражданам этой категории.

В течение 2011 года удалось кардинально переломить ситуацию и сдвинуть многолетнюю проблему с мертвой точки. В самые сжатые сроки была разработана и утверждена областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы. Выделены бюджетные средства, а это 363,1 млн. руб. областного и 96,02 млн. руб. федерального бюджетов, приобретены 545 новых благоустроенных квартир на территории 16 муниципальных образований Курской области. Особенно радует, что 243 квартиры выдали практически всем гражданам, впервые получившим право на обеспечение жилой площадью в 2011 году, т.е. после окончания учебных заведений, службы в рядах Вооруженных сил и др., оставшиеся 302 жилых помещения, а это более 55%, были выданы очередникам прошлых лет, как погашение долга.

Этому предшествовала достаточно объемная работа по актуализации базы данных на 4132 человека, проводимая совместно с органами местного самоуправления.

Необходимо отметить качественную работу по ведению учета данной категории граждан органами местного самоуправления г. Курска, Щигры, Дмитриевского, Конышевского, Льговского, Советского районов.

Вместе с тем, в ходе формирования общего списка граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, ряд нареканий вызвали документы, представленные администрациями г. Железногорска, Горшеченского, Железногорского, Золотухинского, Поныровского, Пристенского, Рыльского, Черемисиновского районов. Это постановка на жилищный учет граждан после исполнения им 23-х лет, снятых с регистрационного учета и имеющих регистрацию за пределами Курской области, включение в список лиц, имеющих закрепленное жилье.

Требуется организовать работу по соблюдению действующего законодательства в вопросах постановки на учет в качестве нуждающихся граждан данной категории, в том числе – их ежегодной перерегистрации по месту жительства.

В 2012 году в бюджете области предусмотрено 374,1 млн. рублей, ожидается поступление федеральных средств по нашей заявке в объеме 291,4 млн. рублей, что позволит увеличить темпы обеспечения жильем данной категории.

Я хочу поблагодарить всех Глав Администраций муниципальных районов за понимание важности проблемы и активное личное участие в реализацию программы на своих территориях.

Однако необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального Закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" которым предусмотрено изменение типа жилищного фонда, предоставляемого данной категории граждан (специализированного жилищного фонда вместо жилищного фонда Курской области по договорам социального найма), нам предстоит очень существенно изменить региональное законодательство, регламентирующее данное направление – (потребуется разработка около 10 нормативных правовых актов), и, соответственно порядок работы.

Задачами на 2012 год по данному направлению являются:

1. Поиск и внедрение в работу учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных форм работы;

2. Как я уже озвучивала выше – открытие Черемиссиновского социально-реабилитационного центра;

3. Продолжение работы с органами местного самоуправления по качественному ведению учета граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма;

4. Подготовка необходимой нормативно - правовой базы в связи с принятием закона № 15-ФЗ.

И наконец, перехожу к завершающей части своего доклада, к рассмотрению еще одной тактической задачи комитета социального обеспечения Курской области - развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, - содействие усилению адресности социальной помощи.

Уже на протяжении нескольких лет в Курской области реализуется областная целевая программа по оказанию адресной социальной помощи на проведение работ по газификации домовладений жителям Курской области, в том числе малоимущим пенсионерам, многодетным семьям, которая и на сегодня остается актуальной и востребованной. В 2011 году в рамках реализации программы адресную социальную помощь получили 1240 жителей области, в том числе 89 многодетных семей. Размер адресной социальной помощи составлял от 15 до 30 тыс. рублей. Данная работа будет проводиться в 2012 и последующие годы.

По сути, в настоящее время это единственное мероприятие, носящее социальный адресный характер.

В числе задач, стоящих перед органами социальной защиты населения в настоящее время, является переход на оказание государственной социальной помощи на основе социальных контрактов, целью которых является выход малоимущих граждан на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников доходов в денежной и натуральной форме.

Минздравсоцразвития РФ сейчас осуществляется подготовка проекта соответствующего федерального Закона, которым будут внесены связанные с этим изменения в действующий Закон «О государственной социальной помощи». Пилотные проекты были апробированы в 17 регионах России, в т.ч. в Белгородской, Тульской областях, и доказали свою эффективность.

В ближайшее время и нам предстоит внедрение социальных контрактов.

Уважаемые коллеги! Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что у нас до сих пор сохраняется имидж «собеса» как некой сиситемы господдержки нуждающихся граждан и притом не всегда эффективной. Современный имидж органов социальной защиты необходимо ассоциировать с мерами по укреплению качества жизни граждан, развитию человеческого потенциала. Об этом же говорят эксперты Правительства РФ по совершенствованию Стратегии – 2020. В Курской области созданы предпосылки для этого.

Социальное благополучие в регионе во многом зависит от успешного выполнения всех поставленных задач на 2012 год и будущий период. Это должен понимать каждый руководитель, присутствующий в зале.

 

 

Дата опубликования: 17 апреля 2012
Презентация коллегии