"Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2013 году и задачах на 2014 год".
3 апреля 2014 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Курск, ул.2-я Агрегатная, 23-А, ОБУССОКО «Курский пансионат ветеранов войны и труда «Сосновый бор» состоялось расширенное заседание коллегии комитета социального обеспечения Курской области с повесткой дня:
«Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2013 году и задачах на 2014 год».
Доклад председателя комитета социального обеспечения Курской областиВ.В.Дроженко на расширенном заседании коллегии комитета социального обеспечения Курской области 03 апреля 2014 года |
В прошедшем, 2013 году в сфере социального обеспечения была проделана определенная работа по достижению главной цели – последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг.
Все гарантированные федеральным и региональным законодательством меры социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставлялись своевременно и в полном объеме; были реализованы запланированные мероприятия ряда областных целевых программ, участниками и ответственными исполнителями которых мы являлись, подготовлены и утверждены государственные программы Курской области с началом реализации с 2014 года. Главными событиям 2013 года для отрасли считаю, стало утверждение и начало реализации Плана мероприятий "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) Курской области, и которая предусматривает как реформы в этом секторе, так и повышение заработной платы отдельных категорий работников, а также принятие Федерального закона об организации социального обслуживания, предусматривающего и новые механизмы работы с гражданами, и переход на индивидуальные программы нуждаемости, на внедрение механизма частно-государственного партнёрства, с целью привлечения негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг и др.
Таковы, если обозначить кратко, основные события ушедшего года. А теперь считаю необходимым остановиться на значимых этапах деятельности комитета социального обеспечения и всей системы социальной защиты в 2013 году. Как обычно начну с основы любой деятельности – анализа финансирования отрасли и финансово-хозяйственной деятельности.
В 2013 году общий объем консолидированного бюджета отрасли составил более 5,5 млрд. рублей, и это больше предыдущего 2012 года почти на 536 млн. рублей. Доля средств, направленных на решение отраслевых задач в структуре расходов областного бюджета 2013 года составила 13,5% с тенденцией к увеличению в 2014 году до более чем, 17% (по оценке). На увеличение финансирования отрасли повлияло не только плановое повышение (индексации) размеров социальных выплат, но и исполнение поручений, содержащихся в отдельных Указах Президента РФ от 2012 года, в том числе ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении третьего и последующих детей, повышение заработной платы отдельным категориям работников учреждений социального обслуживания. Объем средств областного бюджета на эти цели составил свыше 309 млн. рублей.
Несмотря на складывающуюся на протяжении нескольких лет дефицитность регионального бюджета, финансирование отрасли секвестрованию не подвергалось, более того, практически ежегодно вводятся новые выплаты, не исключением стал и 2013 год.
Распределение бюджетных средств 2013 года по направлениям деятельности отрасли представлено на При этом хочу обратить внимание, что более 50 % отраслевого бюджета расходуется на предоставление мер социальной поддержки.
Ежегодно на наших итоговых коллегиях, как одна из главных, ставится задача обеспечения своевременного и в полном объеме предоставления всех мер социальной поддержки гражданам Курской области. И здесь два направления работы:
1). это социальные выплаты, адресная социальная помощь, затрагивающие интересы около 50% населения области;
2). и система социального обслуживания (работа учреждений социального обслуживания).
В основном по первому разделу – это работа органов социальной защиты на местах, по переданным от региона полномочиям, а также комитета социального обеспечения и подведомственных учреждений.
Всего количество переданных государственных полномочий органам местного самоуправления насчитывается около 100, на реализацию которых только в 2013 г. было направлено в виде субвенций свыше 31% (более 1, 7 млрд. руб.). Из них подавляющую часть составляют назначение и выплата пособий, компенсаций и других социальных выплат. В сравнении с 2006 годом на территории области предоставлялось 36 видов социальных выплат 230,0 тыс. граждан.
Уже в 2007 году количество выплат увеличилось до 55. Численность получателей возросла до 430,0 тыс. человек.
Сегодня на территории области предоставляется 77 видов социальных выплат более 650 тыс. получателям, из них 33 вида социальных выплат осуществляются из средств областного бюджета.
Массовыми выплатами являются ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, ежемесячное пособие на ребенка, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Наиболее сложным в назначении является компенсация расходов на ЖКУ и начисление субсидий на оплату ЖКУ, всего получателей около 237 тыс. чел.
В этой связи в текущем году проводится работа и будут внесены соответствующие предложения по структурному изменению осуществления государственных полномочий в части назначения и выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возмещению расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Со своей стороны комитетом социального обеспечения Курской области осуществляется методическое руководство исполнения переданных полномочий, проводится мониторинг качества предоставления государственных услуг, осуществляется контроль за исполнением переданных полномочий. В течение 2013 года специалистами управления обеспечения и контроля социальных выплат осуществлялся контроль и методическое сопровождение исполнения органами социальной защиты переданных отдельных государственных полномочий.
В адрес руководителей территориальных органов социальной защиты населениябыли направлены 37 методических писем, 19 информационных писем, а также 27 письменных консультацийпо вопросам предоставления социальных выплат гражданам, были подготовлены 3 семинара-совещания.
В целом действующая система социальной защиты в муниципальных районах и городских округах доказывает свою эффективность и обеспечивает своевременное и качественное исполнение переданных государственных полномочий.
При этом необходимо отметить, что комитетом социального обеспечения Курской области разработаны и утверждены 76 административных регламентов по исполнению переданных полномочий. Регламенты предусматривают возможность приема документов от заявителей при предоставлении государственных услуг в многофункциональных центрах, открытых на территориях муниципальных образованиях. Однако в настоящее время возможности многофункциональных центров при предоставлении государственных услуг не используются в полной мере. Основная масса заявителей, по-прежнему обращается в органы социальной защиты населения.
В связи с этим, считаем необходимым рекомендовать органам муниципальной власти обеспечить более тесное взаимодействие с территориальными подразделениями МФЦ с тем, чтобы разгрузить органы социальной защиты населения в части приема документов от населения для получения государственных услуг.
В связи с активной работой по внедрению системы электронного межведомственного взаимодействия и переходом к оказанию услуг в электронном виде в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, морально и физически устаревшее техническое оснащение территориальных органов социальной защиты, которые в этих задачах выступают наиболее задействованной структурой, является одним из наиболее сдерживающих факторов. На данный момент существует необходимость в дополнительных средствах на приобретение программного и аппаратного обеспечения, а также их настройку и сопровождение.
Частично в 2013 году данная проблема была решена и на оснащение рабочих мест и приобретение технических средств, необходимых для осуществления процесса хранения, обработки информации в электронном виде и печати выплатных документов муниципальному образованию «Город Курчатов» на 2014 год предусмотрены денежные средства в объеме 985,5 тыс. рублей, муниципальному образованию «Город Курск» - 3674,7 тыс. рублей, «Город Железногорск – 1549,8 тыс. руб.
Необходимые расчеты будут направлены в комитет финансов Курской области для проработки вопроса о выделении дополнительного финансирования на укрепление материально-технической базы органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов, и эта работа сейчас уже активно осуществляется.
Недостаточно эффективно, на наш взгляд, исполняются переданные полномочия органам местного самоуправления по назначению и выплате субсидий, так как данные полномочия исполняют 327 муниципальных поселений, что влечет за собой отсутствие прозрачности их начисления, затруднение в осуществлении полноценного контроля, а также недостаточное организационно-методическое сопровождение органов местного самоуправления.
Комитетом в настоящее время отрабатываются варианты изменения механизма назначения и выплаты данной субсидии.
В целях улучшения качества предоставления мер социальной поддержки в части обеспечения жителей Курской области социальными выплатами, в 2013 году осуществлялась работа по приведению нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, в соответствие с действующим законодательством. Всего было рассмотрено 44 проекта нормативных правовых актов в части обеспечения социальных выплат, из них 10 - предусматривают процедуру индексации и перерасчета отдельных видов социальных выплат с 1 января и 1 апреля на 5,5%.
С 2013 года в рамках Закона Курской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» осуществляется предоставление единовременной денежной выплаты на погребение реабилитированного лица в размере 4000 рублей гражданам, взявшим на себя организацию погребения умерших реабилитированных лиц.
К тому же во исполнение майского Указа Президента Российской Федерации 2012 г. № 606 с 1 января 2013 года на территории Курской области осуществляется ежемесячная денежная выплата семьям при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего и каждого последующего ребенка, размер которой установлен на уровне величины прожиточного минимума для детей в Курской области и в прошлом году составлял 5461 руб.
Органами социальной защиты населения Курской области проведена большая работа по выявлению многодетных семей, имеющих право на данную выплату, оказанию этим семьям помощи в сборе документов, необходимых для её назначения и назначению им соответствующей ежемесячной денежной выплаты.
Правильное и своевременное определение права каждого жителя области на социальную поддержку со стороны государства имеет особое значение, как для получателей социальной выплаты, так и для бюджета области, а это и есть качество предоставления мер социальной поддержки.
Ровно год назад на расширенном заседании коллегии перед руководителями органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов была поставлена задача по повышению эффективности работы, снижению числа ошибок при формировании личных дел, однако правовая оценка документов по более 31 тысяче личных дел получателей социальных выплат показала наличие ошибок: возвращены на доработку 271 л/дело, или 0,9 % от общего количества назначенных выплат, надо отдать должное, что в 2012 году процент ошибок был несколько выше и составил 1,3 % от общего количества назначенных выплат.
До передачи на выплату предотвращено 77 случаев переплаты денежных средств на сумму 290,9 тыс. рублей и 14 недоплат на сумму 32,7 тыс. рублей.
Установленные переплаты и недоплаты свидетельствует о слабом контроле за приемом документов и оформлением решений о назначении пособий, компенсаций и других социальных выплат со стороны руководителей территориальных органов социальной защиты населения.
Вместе с тем следует отметить, что территориальные органы социальной защиты населения в целом справляются с поставленной задачей – своевременное обеспечение жителей области социальными выплатами, гарантированными им действующим законодательством и снижению числа ошибок при формировании личных дел на 0,4%.
Возвращение личных дел получателей на доработку неизбежно влечет за собой нарушение сроков предоставления государственных услуг. В ходе контрольных мероприятий были установлены и другие нарушения административных процедур установленных административными регламентами.
Расходование финансовых средств, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, контролируются к тому же федеральными надзорными органами. В 2013 году территориальным управлением федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Курской области была проведена проверка ОКУ «Центр социальных выплат» на предмет правомерности использования средств федерального бюджета на компенсационные выплаты отдельным категориям граждан по оплате жилищно–коммунальных услуг.
По результатам проверки установлены недостатки, имеющиеся в базах данных льготополучателей, которые повлекли за собой излишне начисленные льготникам суммы денежных средств.
В продолжение темы, на прошлогодней коллегии мы с вами уделили особое внимание одной из наиболее социально значимых выплат – компенсациям по ЖКУ отдельным категориям льготников, так как она самая многочисленная, финансово затратная для бюджета и предоставляется наиболее социально уязвимым слоям населения.
Однако по-прежнему 35 % от общего числа обращений, поступающих в управление обеспечения и контроля социальных выплат комитета, составили жалобы граждан на порядок предоставления компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, а именно на непрозрачность начислений, а это свидетельствует о недостаточном взаимодействии организаций, начисляющих эти компенсационные выплаты, с поставщиками коммунальных услуг, недостаточной разъяснительной работе специалистов с гражданами на личном приеме.
При этом получателям компенсационных выплат в связи с расходами по оплате ЖКУ через почтовую связь, выплата денежных средств производится разовыми почтовыми поручениями с расшифровкой сумм по периодам и видам коммунальных услуг, т.е. существующий механизм довольно прозрачен.
Подводя итог данному разделу, хочу напомнить, что Законом Курской области об административных правонарушениях установлена ответственность должностных лиц органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, работников государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению государственных или муниципальных услуг, за нарушение порядка или срока предоставления государственной или муниципальной услуги.
Учитывая всё вышесказанное, еще раз обращаю внимание руководителей территориальных органов социальной защиты населения и ОКУ «Центр социальных выплат» на необходимость усиления контроля за соблюдением порядка и сроков предоставления государственных услуг с целью недопущения административных правонарушений.
В разделе «система мер социальной поддержки» значимая роль отводится оказанию адресной социальной помощи. Одним из таких проектов региона, реализуемым совместно с органами исполнительной власти области и местного самоуправления является оказание адресной социальной помощи на газификацию домовладений.
В 2013 году на эти цели в рамках 2-х областных социальных программ были предусмотрены средства в объеме 16449,5 млн. руб. Адресная социальная помощь оказывалась в большей степени за счет средств областного бюджета, а также и из средств Пенсионного фонда Российской федерации.
По итогам года адресную помощь на газификацию за счет средств областного бюджета была оказана 993 гражданам (семьям). Не могу не отметить тот факт, что по сравнению с 2012 годом значительно повысилось качество работы органов социальной защиты на местах, с документами получателей адресной социальной помощи на газификацию.
2013 год стал знаковым для области - годом 70-летия Победы в Курской битве, в этой связи оказание адресной социальной помощи участникам войны на улучшение материально-бытовых условий проживания имело особую значимость.
В рамках реализации муниципальных программ помощь оказана 311 ветеранам на сумму 5919,84 тыс. рублей. В целом выполнение работ составило 94,2 %.
На сегодняшний день в комитет социального обеспечения продолжает поступать значительное количество жалоб и обращений от ветеранов Великой Отечественной войны по вопросу улучшения материально-бытовых условий. В этой связи, начатая в предыдущие годы работа должна быть продолжена.
Адресный характер носит такой вид социальной поддержки отдельных категорий граждан, как обеспечение продовольственными товарами со скидкой в стоимости 40%, или предоставление компенсационной выплаты (по выбору получателя).
В 2013г. в специализированных отделах (магазинах) «Ветеран» области получали льготные продовольственные товары около 3,1 тыс. чел., в том числе 1,0 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны; ежемесячную денежную компенсацию взамен - около 4,0 тыс. человек. С января 2013 года право на указанную меру соцподдержки приобрели граждане, относящиеся к категории реабилитированных или пострадавших от политических репрессий. Более того сегодня прорабатывается вопрос и, думаю в скором времени будет принято решение, о распространении действия указанной меры социальной поддержки и на такую категорию граждан как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.
Сегодня, отчитываясь и анализируя проделанную нами работу по повышению качества жизни курян в части предоставления мер социальной поддержки, необходимо отдельно выделять такую категорию, как инвалиды. В обеспечении максимальных социальных гарантий и расширении социально-бытовых возможностей наиболее слабым и незащищенным членам общества, проявляется сила государства и уровень развития гражданского общества, хотя после выступления наших паралемпийцев в Сочи, невольно задумываешься, кого на самом деле стоит отнести к категории слабых и незащищенных. Не большое отступление. На самом деле сегодня в Курской области проводится большая работа по средовой адаптации к возможностям маломобильных граждан.
В целях создания для инвалидов и других маломобильных групп населения условий безбарьерного доступа в рамках программы «Формирование доступной среды в Курской области» учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, культуры проводились работы по капитальному ремонту с учетом принципов доступности и универсального дизайна, освоено более 6 млн. рублей.
В целях развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья проведены ежегодные областные спартакиады среди инвалидов и детей-инвалидов Курской области. Кроме того, телерадиокомпанией «Сейм» осуществляется скрытое субтитрование общественно значимых программ – 25 часов еженедельно.
В рамках реализации программы в 2013 году укреплялась материально-технической базы учреждений социального обслуживания и культуры, за счет средств областного бюджета комитетом социального обеспечения предоставлены субсидии Курской областной организации ВОС, ВОГ и ВОИ в объеме 900,0 тыс. рублей, были выданы 360 единиц технические средства реабилитации по 35 наименованиям, не входящими в федеральный перечень, 21 семье, воспитывающей ребенка-инвалида за счет средств областного бюджета оказана адресная материальная помощь и др.
Всего по программе в 2013 году профинансировано и освоено – 47 200,6 тыс. рублей.
С 2014 года аналогичная работа будет осуществляться в рамках госпрограммы Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области».
Здесь необходимо отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден объем финансирования нашей госпрограммы в 2014 году, составляющий порядка 14 млн. рублей.
В 2013 году продолжалось обеспечение инвалидов и отдельных категорий ветеранов средствами реабилитации, ухода и путевками на санаторно-курортное лечение.
Всего для реализации исполнения федеральных полномочий комитетом было получено более 344,4 млн. рублей субвенций для приобретения технических средств реабилитации и 44,6 млн. рублей для обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение.
ОКУ «Центр медико-социальных услуг» в 2013 году было выдано более 5 млн. единиц технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, таких как эндопротезы тазобедренных и коленных суставов, кресло-коляски, сложная ортопедическая обувь, слуховые аппараты.
По итогам 2013 года была в полном объеме закрыта задолженность по заявкам инвалидов за 2012 год по всем наименованиям технических средств реабилитации. В полном объеме в 2013 году закрыта потребность по ряду наименований технических средств реабилитации: медицинские тонометры и термометры, слуховые аппараты, телевизоры с телетекстом, телефонные устройства. Выдача технических средств реабилитации инвалидам осуществляется непосредственно по месту их жительства. Ряд технических средств реабилитации выдаются инвалидам социальными работниками в комплексных центрах социального обслуживания.
Намного сложнее обстоят дела с санаторно-курортным лечением. По состоянию на начало 2014 года на учете на санаторно-курортное лечение состоит 9199 чел., ежегодно более 5 тыс. человек становятся на очередь. Выделенных субвенций хватает только на приобретение ежегодно около 2-х тысяч путевок, а в 2014 году и вовсе 1,5 тысячи. Таким образом, очередность стремительно растет, что неизбежно ведет к социальному недовольству в адрес органов власти. Об указанной проблеме в 2013 году неоднократно сообщалось в Минтруд, в том числе направлялось обращение депутатов Курской областной Думы. При этом нельзя сказать, что нам вовсе отказали в выделении дополнительных средств на указанные цели, 28 декабря 2013 года на счет комитет социального обеспечения поступили дополнительные 5 млн. рублей для приобретения санаторных путевок, при этом 31 декабря мы были вынуждены возвратить средства в федеральный бюджет, так как за оставшиеся 3-4 дня до конца финансового годы мы не смоги бы их реализовать.
Поэтому это проблема, пути решения которой предстоит еще искать.
В самом начале своего доклада я упомянул о том, что событием для отрасли стало принятие и начало реализации Плана мероприятий (региональной «дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) Курской области», направленного на реформирование системы социального обслуживания и повышение заработной платы работников отрасли. Свой доклад о реализации в 2013 году мер социальной поддержки в части организации социального обслуживания населения продолжу именно с анализа проделанной работы по достижению контрольных показателей и определения задач на 2014 год, основываясь на последних рекомендациях Минтруда.
Удовлетворение потребностей пожилых граждан, инвалидов и семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям невозможны без модернизации всей системы социального обслуживания, включающей и современное материально-технической оснащение учреждений, внедрение новых технологий предоставления услуг, возможность участия при оказании услуг населению негосударственных организаций; осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг.
Сегодня с учетом возможностей областного бюджета проводится достаточно большая работа по проведению капитальных ремонтов в учреждениях социального обслуживания.
В конце 2013 года введен в эксплуатацию после проведения масштабной реконструкции учебный корпус Курского профессионального училища-интерната. Сегодня это современное учебное заведение, оснащенное новым оборудованием и профессиональной техникой, помещения которого максимально приспособлены под нужды и возможности обучающихся здесь инвалидов, а также педагогического коллектива. Капитальные вложения областной областного бюджета в данное учреждение составили более 20 млн. рублей.
Завершилась реконструкция отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Мантуровском районе, начал функционировать Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В рамках «Плана строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий (сооружений) учреждений социального обслуживания, подведомственных комитету социального обеспечения Курской области, на 2013-2020 годы» проведены работы капитального значения отдельных блоков и сооружений в 9 учреждениях на сумму более 29 млн. рублей.
В целом, в результате проведенных мероприятий, удалось несколько перевыполнить контрольный показатель «Дорожной карты» - удельный вес зданий и учреждений социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции или находящихся в ветхом состоянии, запланированный показатель 17, по итогам года показатель составил 16.
Одним из современных требований, предъявляемых к организации социального обслуживания, является расширение перечня предоставляемых услуг, развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
Надо отдать должное, что еще за несколько лет до выхода майского Указа Президента № 597, с подписания которого началась широкомасштабная реформа в социальном обслуживании, мы взяли курс на разработку и внедрение инновационных форм социального обслуживания, и указанную работу осуществляли в рамках областной программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области».
Позвольте немного остановиться на уже действующих в Курской области инновационных формах социального обслуживания населения.
В настоящее время служба «Социальное такси» создана на базе центров социального обслуживания в 20 районах и 2 городах Курской области.
В гг. Курске и Железногорске транспортные услуги предоставляются инвалидам-колясочникам специально приспособленным для этого транспортом.
В 2013 году транспортные услуги предоставлены около 600 гражданам.
Начиная с 2011 года, в Курской области на базе 28 районных центров социального обслуживания населения действуют мобильные выездные бригады, осуществляющие выезды в отдаленные населенные пункты с целью предоставления различных социальных услуг нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам.
В 2013 году совершено более 700 выездов мобильных бригад, обслужено свыше 13,3 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
К сожалению, шесть комплексных центров социального обслуживания населения не имеют своего автотранспорта, в связи с чем, выезд мобильных бригад обеспечивается транспортом местной администрации, что вызывает определенные трудности в работе центров.
Учитывая это, комитетом в государственную программу Курской области «Социальная поддержка граждан Курской области», рассчитанную на период до 2020 года, внесены мероприятия, предусматривающие оснащение автомобильным транспортом областных бюджетных учреждений социального обслуживания населения для оказания неотложных социальных услуг (в т.ч. социально-медицинских) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, и предоставления льготных транспортных услуг маломобильным категориям граждан.
В целях расширения перечня предоставляемых дополнительных услуг в комплексных центрах гг.Курска, Железногорска, Щигры, Касторенского и Суджанского районов открыты и функционируют пункты проката средств и предметов ухода за пожилыми людьми.
У граждан пожилого возраста появилась возможность получения во временное бесплатное пользование (в отдельных случаях за символическую плату) технических средств ухода и реабилитации.
Данная услуга оказалась востребованной, в 2013 году около 140 пожилых граждан обратились в пункты проката. Эта цифра может быть гораздо выше. Я призываю руководителей комплексных центров расширять перечень предоставляемых вашими учреждениями услуг, в том числе за счет пунктов проката ТСР, также необходимо больше рассказывать о возможностях, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению области, осуществлять рекламу, от количества получателей услуг зависят и доходы. В этой связи хочу сказать, что еще в конце 2013 года свои сайты в сети Интернет имели всего лишь около 10 учреждений соцобслуживания, в декабре перед руководителями учреждений была поставлена задача занять свою нишу в информационном пространстве сети «Интернет» проще говоря, создать сайт учреждения. Практически все руководители уже отчитались о проделанной работе. В ближайшее время мы проведем соответствующий мониторинг.
Еще одна новая форма социальногообслуживания - приемная семья для пожилого человека или и инвалида позволила регламентировать форму жизнеустройства одиноких стариков, решив проблему социального одиночества престарелых граждан, а также заменить по некоторым факторам традиционное стационарное социальное обслуживание.
К концу 2013 года в городах и районах Курской области уже функционировали 75 приемных семей, обслуживающих 77 граждан пожилого возраста. Гражданам, осуществляющим уход за стариками в условиях приемной семьи, выплачивается вознаграждение, подлежащие индексации, и которое сегодня составляет 4984,9 рублей.
В настоящее время данный вид социального обслуживания применяется почти во всех районах и городах области, кроме Железногорского, Мантуровского (в данных районах существующие приемные семьи прекратили существование из-за смерти обслуживаемых граждан), Поныровского, Рыльского, Тимского районах и городе Льгове (в данных районах приемные семьи вообще не создавались).
Наибольшее количество приемных семей организовано в Беловском, Касторенском, Конышевском, Кореневском, Пристенском, Солнцевском, Суджанском, Хомутовском, Щигровском районах. Что является на мой взгляд заслугой руководителей учреждения, сумевших хорошо организовать рекламно-разъяснительную работу у себя в районах, тем самым уменьшив нагрузку на стационарные учреждения.
Следует отметить, что желающих организовать приемную семью или быть принятым в приемную семью не становится меньше и число организованных приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов продолжает увеличиваться, что является показателем востребованности данной услуги.
Совместная работа органов социального обеспечения с региональными отделениями Союза пенсионеров России и ВВП «Единая Россия» по реализации в области социального проекта по созданию сети филиалов Университета пожилого человека «Куряночка» позволила в районах и городах Курской области на различной базе открыть 55 филиалов Университета, в том числе на базе учреждений социального обслуживания - 27 филиалов (факультетов).
Факультеты (филиалы) Университета пожилого человека функционируют на базах 6-ти стационарных учреждений и 21 нестационарного учреждения социального обслуживания населения, в которых предоставляются образовательные услуги свыше 5,5 тысяч гражданам старшего поколения.
Кроме того, в центре социального обслуживания «Участие» города Курска производится надомное обучение компьютерной грамотности пожилых граждан, находящихся на обслуживании в Центре.
Хотелось бы отдельно выделить внедренную комплексным центром социального обслуживания населения Суджанского района новую форму социального обслуживания, являющуюся инновационной для комплексного центра. С 2013 года в отделении дневного пребывания функционирует кабинет социально-медицинской реабилитации, оказывающий реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам по медицинским показаниям. Предоставляемые услуги пользуются большой популярностью, как у инвалидов, так и у детей-инвалидов.
В целом все комплексные центры социального обслуживания населения активно работают над расширением перечня дополнительных услуг.
В 2013 году учреждениями социального обслуживания населения Курской области предоставлены социальные услуги 99,7% гражданам от общего числа обратившихся, и это на 04,% выше контрольного показателя (99,3%), запланированного «Дорожной картой» на 2013 год.
Существенно на достижение показателя повлияло открытие двух отделений социального обслуживания на дому в структурах комплексных центров социального обслуживания населения Дмитриевского и Тимского районов в рамках областной целевой программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» на 2011-2013 годы». Однако одним из ключевых событий дорожной карты является оптимизация штатной численности и индивидуальной нагрузки на одного социального работника, за счет чего и планируется повышать заработную плату, в том числе работникам учреждений, не поименованных в Указах Президента РФ 2012 года. Да определенная работа в этом направлении уже сделана и руководители учреждений об этом хорошо знают. Был проведен анализ нагрузки на одного социального работника в истекшем году, который показал, что действительная нагрузка на одного социального работника превышает используемые нормативы и составляет в среднем по отделениям надомного обслуживания 7,1 чел.
Следует отметить, что проведенная в 2013 году работа позволила на 44 % (до 157 чел.) уменьшить количество граждан, состоящих в очереди на надомное обслуживание, и повысить ее качественный показатель (только два нуждающихся гражданина состоят в очереди в Медвенском районе более 1 года).
К сожалению, не удалось сократить очередность на стационарное социального обслуживания в учреждения психоневрологического профиля, более того она возросла по сравнению с началом 2013 года на почти 40 человек. Решение данной проблемы видим в открытии нового корпуса в Букреевском психоневрологическом интернате. Сейчас завершается разработка проектно-сметной документации, проводится работа по переводу земельного участка из земель сельхоз назначения в земли населённых пунктов.
Возникли трудности с определением места под строительство ОБУСО «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определённого места жительства». В настоящее время ведётся разработка проектно-сметной документации на указанный объект, проводится совместная работа комитета строительства и архитектуры Курской области с комитетом по управлению имуществом Курской области по выбору земельного участка под строительство учреждения.
Задавая ускорение процессу преобразований в сфере социального обслуживания, в своих Указах № 597 и 1688 Президент РФ четко обозначил необходимость повышения заработной платы в социальной сфере и конкретно отдельных категорий работников, более того в Указах установлены четкие параметры, которых мы должны будем достигнуть к 2018 году. С целью достижения параметров заработной платы, установленных на 2013 год в части повышения оплаты труда педагогических работников подведомственных учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальным работникам были дополнительно выделены и направлены в учреждения средства областного бюджета в объеме свыше 244 млн. рублей, что позволило обеспечить запланированный уровень оплаты труда региональной «Дорожной картой». На слайде вы можете увидеть среднюю заработную плату в учреждениях за 2013 год по отдельным категориям работников.
В своем Указе Президент РФ № 597 «О государственной социальной политике» говорил о повышении роли общественных объединений, попечительских советов в оценки качества предоставления государственных услуг в социальной сфере, в том числе о необходимости создания общественных советов. С целью реализации поручений, содержащихся в Указе в июне 2013 года при комитете социального обеспечения Курской области был создан общественный совет и сразу активно включился в работу, рассматриваются проекты нормативных правовых актов, подготовленных специалистами комитета, а самое главное, в конце 2013 года была разработана и утверждена на очередном заседании общественного совета независимая система оценки качества работы учреждений социального обслуживания. С 2014 года независимая оценка качества работы будет проводиться в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, как в стационарных и не стационарных. Это первый опыт такой работы совместно с общественным советом при комитете социального обеспечения Курской области, поэтому было решено опробовать насколько эффективна разработанная система независимой оценки качества только на учреждениях указанных типов.
Я хочу поблагодарить членов общественного совета за активное работу, за то, что находят время и откликаются на наши обращения, рассматривают вопросы, касающиеся деятельности комитета, а именно руководителей общественных организаций инвалидов ВОИ - Дюкарева Александра Борисовича, ВОГ - Качергиса Александра Витасовича, ВОС - Твердохлеба Валентина Викторовича, председателя территориального объединения Союза Пенсионеров России Жукова Ивана Федосеевича, главного редактора газеты «Курская правда» Борцову Ольгу Аркадьевну, руководителя многофункционального центра Кожевникова Сергея Владимировича, преподавателей курских ВУЗов Сазонову Светлану Валерьевну, Еремину Анастасию Николаевну, ответственного секретаря общественного совета, сотрудника комитета социальной защиты населения г. Курска Теплицкого Игоря Львовича, наверное самого занятого члена общественного совета, многодетную маму Алферову Элину Валерьевну.
В целом хочу отметить, что запланированные контрольные показатели реализации отраслевой «Дорожной карты» мы выполнили.
Совсем недавно, в марте месяце, в целях исполнения отдельных пунктов перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. в региональную «Дорожную карту» были внесены изменения, касающиеся корректировки контрольных показателей её реализации, в связи с чем необходимо в самое кратчайшее время внести необходимые корректировки в «Дорожные карты» учреждений.
Безусловное исполнение мероприятий «Дорожной карты», обеспечение достижения контрольных показателей является задачей № 1 для руководителей учреждений социального обслуживания на 2014 год.
Осуществление полноценного реформирования системы социального обслуживания, как правило, начинается с совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания», к чему уже давно была готова отрасль.
В конце декабря 2013 года был принят новый Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2015 года. Таким образом, регионам дан переходный период, чтобы подготовить региональную правовую базу, обеспечивающую реализацию закона. С этой целью комитетом социального обеспечения утвержден график разработки и принятия региональных нормативных правовых актов, значительную роль в разработке отдельных из них мы определяем учреждениям социального обслуживания, непосредственным исполнителям тех или иных нормативных решений, в целом такая работа уже начата, принято постановлении Администрации Курской области об уполномоченном органе в сфере социального обслуживания, идет активное обсуждение и корректировка отдельных нормативов в сфере социального обслуживания. В конце октября запланировано совещание с руководителями учреждений социального обслуживания уже по итогам указанной работы и с целью обсуждения перехода на предоставление услуг в условиях действия нового Федерального закона.
Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации еще одна общегосударственная цель, на достижение которой работают многие ведомства, включая нашу отрасль.
В этой связи создание условий для устойчивого семейного благополучия является одной из задач учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Основные итоги работы детских учреждений вы можете увидеть на слайде, остановлюсь лишь на некоторых аспектах.
С целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства учреждениями социального обслуживания семьи и детей ведется работа по раннему выявлению неблагополучия семьи и ее сопровождение во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики, так в 2013 году впервые обследовано 8,7 тыс. семей различных категорий. Численность семей, охваченных социальным патронажем в 2013 году, увеличилась на 6 % по сравнению с 2012 годом и составила 14,5 тыс.
В результате проведенной работы специалистов детских учреждений и всех заинтересованных структур системы профилактики безнадзорности в 2013 году с учета в региональной базе данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, было снято 1107 семей, указанной категории и 1403 несовершеннолетних, в т.ч. в связи с положительным изменением ситуации – 960 семей (87%) и 1238 детей (88,2%); с учета в областной базе данных о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в дополнительной социальной поддержке - 1238 семей и 2219 детей, в т.ч. в связи с положительным изменением ситуации – 1120 семей (90,4%) и 1866 детей (84,1%).
Наличие в структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей стационарных отделений дает положительный эффект в работе по профилактике социального сиротства на ранней стадии семейного неблагополучия, когда мероприятия по реабилитации несовершеннолетних в стационарных условиях ведутся параллельно с родителями по месту жительства.
Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей к общему числу безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, в 2013 году по отношению к 2012 году увеличился на 7,2 % и составил 69,2% при планируемом показателе 62,0% (2012 г. – 66,6%).
Результатом совместной целенаправленной работы всех участников системы профилактики безнадзорности (комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних ОМ, органы опеки, органы социальной защиты, органы здравоохранения) является стойкая положительная динамика увеличения числа детей, возвращаемых в родные и опекунские семьи с 67,8% в 2012 году (1015 детей) до 77,1 % в 2013 году (2013 г. – 1284 ребенка) от общего числа детей, прошедших реабилитацию в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Предъявляемые требования к повышению эффективности и качества работы учреждений заставляют постоянно разрабатывать, внедрять новые формы работы с детьми и семьей.
Приведу примеры лишь наиболее интересных из них.
В Солнцевском центре соцпомощиразработана и действует программа«Помоги себе сам», целью которой является поддержка семей в решении проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; содействие достижению экономической самостоятельности патронируемых семей; развитию личных подсобных хозяйств как основной социальной базы трудовой мотивации; содействие трудоустройству малоимущих граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В рамках этой программы в 2013 году 72 семьи улучшили свое благосостояние, из них 50 семей — за счет разведения подсобного хозяйства, 5 — за счет развития собственного дела, 17 — за счет развития земледелия, продажи продукции, выращенной на собственном участке. 182 взрослых членов семей были трудоустроены, у 16 семей появились дополнительные источники доходов.
К тому же в учреждении создано детское добровольческое волонтерское движение, с привлечением социально-ориентированных учащихся школ района «Больше, чем друг».
Цель волонтерского движения - обучение подростков эффективному общению и психологической поддержке сверстников, организация работы в подростковой среде, участие в социально-значимых акциях, проектах, круглых столах, деловых играх (по профилактике алкоголизма, табакокурения, о вреде наркотиков). Волонтеры, работающие по направлениям профилактической деятельности, контролируются специалистами по социальной работе. В движение включились более 80 подростков. Проведено 6 значимых мероприятий - «Стань волонтером» (праздник-посвящение в волонтеры), «С уважением к мамам» (изготовление и вручение сувениров-открыток с праздником 8 марта женщинам, индивидуальные и групповые поздравления), акция по посадке деревьев в честь знаменитых односельчан «Гордость села», акция «Неделя добрых дел», акция «Твой друг-одноклассник» (по оказанию помощи в подготовке к школе сверстникам из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации), акция «Загляни к бабушке» (помощь пожилым людям).
Результатом эффективного использования традиционных технологий социальной работы и внедрения инновационных методик являются количественные показатели работы Солнцевского центра социальной помощи семье и детям - в 2013 году с учета были сняты 199 семей и 388 детей, находящихся в ТЖС, и 93 семьи и 152 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в связи с улучшением ситуации.
В рамках реализации программы «Когда мы станем взрослыми» в Щигровском центреразработан и внедрен Практико-игровой комплекс «Мой дом», который предполагает дневное проживание несовершеннолетних в условиях смоделированной домашней обстановки, в рамках данного проекта осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, прежде всего, в части развития навыков самообслуживания, самоорганизации и саморегуляции.
Положительной практикой работы по повышению уровня компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей является сложившаяся система проведения семинаров-совещаний, обеспечивающих внедрение лучших социальных практик, конкурсов профессионального мастерства среди специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В 2013 году сеть областных учреждений расширилась еще на два: с мая 2013 года начал функционировать Черемисиновский реабилитационный центр для несовершеннолетних на 30 койко-мест, в конце года в ведение комитета социального обеспечения Курской области передано автономное учреждение Курской области «Пансионат «Соловей» г. Анапа, уже в 2014 году ежемесячно 170 человек из семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с мая по сентябрь будут оздоровлены на базе пансионата за счет средств областного бюджета.
В зоне особого внимания в Курской области находится вопрос обеспечения жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В 2013 году приобретены 584 квартиры на общую сумму 518,8 млн. руб. (447, млн. руб. - средства областного бюджета, 70,9 млн. руб. - средства федерального бюджета). Из этого числа 500 квартир включены в специализированный жилой фонд, 84 квартиры заселены по договорам социального найма в соответствии с судебными решениями по ранее образовавшейся задолженности предоставления квартир детям-сиротам.
С 2014 года обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории будет осуществляться в рамках государственной программы Курской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области», На реализацию данного направления программы предусмотрен объем денежных средств областного (464319,0 тыс. рублей) и федерального (58675,6 тыс. рублей) бюджетов в общей сумме 523,0 млн. рублей.
Уважаемые коллеги, подводя итог своего доклада, не могу не отметить, что вся самая трудная работа по реализации принимаемых решений ложиться в первую очередь на вас, нет ничего труднее, чем работа в социальной сфере, непосредственно с людьми, а к нам приходят люди со своими проблемами, болезнями, обидами, старики, инвалиды.
Поэтому я хочу сказать вам спасибо за труд, терпение и преданность делу!