Расширенное заседание коллегии комитета социального обеспечения Курской области "«Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2014 году и задачах на 2015 год"

ДОКЛАД

председателя комитета

социального обеспечения

Курской области

В.В.Дроженко

на расширенном заседании коллегии

комитета социального обеспечения

Курской области

09 апреля 2015 года

«Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2014 году и задачах на 2015 год»

С 2014 года комитет перешел на програмно-целевое финансирование отрасли.

По двум Государственным программам «Социальная поддержка граждан в Курской области» и «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» комитет являлся ответственным исполнителем. Объем финансирования этих госпрограмм был предусмотрен в сумме более 5,8 млрд. руб.

Кроме того, в 2014 году комитет являлся участником четырех Государственных программ, объем финансирования которых, был более 530 млн. рублей.

В целом объем финансирования социальной сферы в 2014 году был предусмотрен в размере более 6, 4млрд рублей и это больше предыдущего 2013 года на 1,1 млрд. рублей.

Увеличение объемов финансирования отрасли было связано в том числе с передачей полномочий:

по выплате государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством;

обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и Совета ветеранов войны и труда.

Также увеличение расходов в целом по отрасли было вызвано исполнением Указов Президента РФ № 597 и № 1688 в части повышения оплата труда отдельным категориям работников и Указа № 606 в части финансирования ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей).

За рамками государственных программ дополнительные денежные средства выделялись в связи с обеспечением мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынуждено покинувших территорию Украины, в пунктах временного проживания на базе учреждений социального обслуживания, оказанием адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории РФ. В общей сложность на эти цели было профинансировано из средств федерального бюджета более 13 млн. руб.

Хочу отметить, что расходы отрасли в 2014 году секвестрованию не подвергались.

В целом, основные задачи, которые были поставлены перед органами и учреждениями системы социального обеспечения Курской области на прошлогоднем расширенном заседании коллегии были выполнены, обозначу основные из них:

- обеспечение реализации в 2014 году запланированных мероприятий государственных программ Курской области «Социальная поддержка граждан Курской области», «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» с привлечением средств федерального бюджета и повышение качества оказываемых услуг;

- реализация мероприятий и достижение целевых показателей Плана мероприятий (региональной «дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) Курской области»;

- разработка и принятие в 2014 году региональной нормативной базы в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Предлагаю рассмотреть и оценить степень исполнения поставленных перед нами задач в 2014 году.

Значимую часть в социальном обеспечении составляют меры социальной поддержки в денежном выражении, получателями которых сегодня являются более половины всех жителей области. Более того ежегодно расширяется спектр предоставляемых мер социальной поддержки и увеличивается количество их получателей.

Только в 2012-2013 годах с целью материальной поддержки семей с детьми и стимулирования рождаемости и материальной поддержки многодетных семей в Курской области были введены 4 новые региональные выплаты.

Не исключением стал и 2014 год:

- из средств областного бюджета финансируется предоставление новой социальной выплаты на приобретение продуктов питания беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет;

- с целью стимулирование активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан началось оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты. 17 семей уже получили указанную помощь на развитие личного подсобного хозяйства, индивидуальной предпринимательской деятельности, обучение и др. По нашему мнению данная форма социальной поддержки граждан является эффективной и безусловно имеет свое развитие в последующие годы. В этой связи хотелось бы рекомендовать органам муниципальной власти рассмотреть возможность внедрения на своих территория аналогичные меры социальной поддержки.

К тому же в связи с известными событиями в Донецкой и Луганской областях Украины на территории Курской области органами социальной защиты населения Курской области была оперативно организована работа по оказанию адресной финансовой помощи проживающим на территории Курской области в жилых помещениях граждан Российской Федерации гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, в 2014 году.

В результате проведенной работы обеспечена выплата 1201-му гражданину Украины на сумму почти 3,5 млн. рублей.

В целом по итогам 2014 года по данному направлению все достойно справились с работой, государственные обязательства и гарантии социальной поддержки перед жителями области выполнялись своевременно и в полном объеме.

Практически ежегодное увеличение мер социальной поддержки, передача на исполнение федеральных полномочий, в первую очередь, ложится дополнительной нагрузкой на органы социальной защиты, подведомственные учреждения и повышает ответственность перед заявителями за обоснованное решение о предоставлении или об отказе в предоставлении тех или иных социальных гарантий и их своевременное в полном объеме получение.

В целях обеспечения методической и правовой помощи органам местного самоуправления в вопросах, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий в адрес руководителей территориальных органов социальной защиты населенияспециалистами комитета подготовлено 80 методических и информационных писем, письменных консультацийпо вопросам предоставления социальных выплат гражданам.

С целью обеспечения доступности для населения информации о государственных услугах, предоставляемых в сфере социального обеспечения Курской области разработаны и размещены на официальном сайте Администрации Курской области в общедоступное пользование административные регламенты, в течение всего прошлого года и в текущем году специалисты комитета работают по актуализации отдельных положений регламентов в связи с изменяющейся нормативной правовой базой. Но административные регламенты разработаны не только для информирования получателей услуг, они являются хорошим методическим инструментарием для органов социальной защиты, специалистов Центра социальных выплат и других подведомственных учреждений. Вместе с тем анализ поступающих обращений граждан в различные инстанции показывает, что работа в направлении информирования населения должна быть усилена.

Одной из задач, поставленной перед органами социальной защиты на прошлогоднем расширенном заседания коллегии было повышение качества работы, снижение числа ошибок при формировании личных дел получателей услуг.

В 2014 году была проведена правовая оценка документов по 23 тысячам личных дел получателей пособий, компенсаций и других социальных выплат, в результате которой выявлены ошибки и возвращено на доработку 176 л/дел, что составило 0,8 % от общего количества назначенных выплат. В 2013 году процент ошибок составил 0,9 % от общего количества назначенных выплат.

Установленные ошибки и недочеты свидетельствует о слабом контроле за приемом документов и оформлением решений о назначении пособий, компенсаций и других социальных выплат со стороны руководителей территориальных органов социальной защиты населения.

Вместе с тем следует отметить, что территориальные органы социальной защиты населения в целом справляются с поставленной задачей – своевременное обеспечение жителей области социальными выплатами, гарантированными им действующим законодательством.

Необходимо уделить особое внимание на организацию межведомственного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти в ходе предоставления госуслуг с использованием электронной системы. Ежеквартальный мониторинг, проводимый комитетом во исполнение распоряжения Губернатора Курской области, показал, что не все органы социальной защиты подключены к электронной системе исполнения документов. Ежемесячно Министерство связи РФ составляет рейтинг регионов, по количеству запросов, сделанных по системе электронного взаимодействия, Курская область находится где-то в пятом десятке. Позиции Курской области в указанном рейтинге значительно могли улучшиться если бы все органы социальной защиты работали по СМЭВ.

Исполняя задачи прошлогодней коллегии мы приняли еще одно важное принципиальное решение, а именно осуществили передачу на исполнение с 1 января 2015 года государственные полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Центр социальных выплат и соответственно его территориальные отделы. Решение было принято с учетом результатов проводимых проверок, анализа деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений по предоставлению гражданам субсидий, которые показали многочисленные нарушения применения специалистами органов местного самоуправления, а зачастую и просто незнание, норм законодательства, регулирующего предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и как следствие - неправильный расчет размера или вообще необоснованное назначение субсидии.

В связи с чем, была подготовлена и принята вся необходимая нормативная правовая база, менее чем в месячный срок организовано получение более 4-х тысяч личных дел субсидиантов, осуществлен ввод информации в автоматизированную базу данных и дальнейшее начисление гражданам субсидий. Вместе с этим параллельно осуществлялась проверка личных дел. В итоге - более 25% граждан, получавших меру социальной поддержки не подтвердили своё право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В муниципальных образованиях "город Курск", "город Курчатов" и "город Железногорск" сложившаяся практика работы по предоставлению гражданам субсидий не изменилась.

В связи с совершенствованием разграничений полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, на исполнение с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы федеральные полномочия по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Буквально в 2-х месячный срок были подготовлены 7 нормативных правовых актов Курской области, позволивших с января начать указанные выплаты.

В честь празднования 70-летия Великой победы над фашистской Германией в бюджете Курской области предусмотрены средства на единовременную денежная выплату участникам Великой Отечественной войны в размере 3тыс. рублей и вдовам (вдовцам) участников Великой Отечественной войны в размере 1тыс. рублей. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 13,6 млн. руб.

Аналогичные выплаты будут осуществляться за счет средств федерального бюджета через отделение Пенсионного фонда по Курской области.

Не теряют своей актуальности на протяжении ряда лет вопросы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями участников войны и проведение ремонта их домовладений и квартир.

По состоянию на 1 апреля 2015 г. количество инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также членов их семей получивших право на улучшение жилищных условий составило 4466 человек.

4376 ветеранов получили свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Работа по выявлению нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны, разъяснению им порядка постановки на жилищный учет не прекращается и будет продолжена до тех пор, пока все участники войны, вдовы погибших не будут проживать в достойных социально-бытовых условиях.

С целью оказания дополнительной помощи ветеранам Великой Отечественной войны в районах и городах Курской области с 2010 года действуют программы, направленные на проведение ремонта и создание более комфортных условий проживания ветеранов.

В период действия данных программ помощь была оказана около 3-х тысячам ветеранам на сумму 37,9 млн. рублей, из которых в 2014 г. помощь оказана 229 ветеранам на сумму более 4-х млн. рублей.

В текущем году практически все муниципальные районы и города Курской области запланировали мероприятия по оказанию помощи в ремонте домовладений ветеранов Великой Отечественной войны, кроме Суджанского района. Всего помощь будет оказана 176 ветеранам на сумму почти 3,5 млн. рублей.

 Продолжается оказание и такой меры социальной поддержки как обеспечение продовольственными товарами со скидкой в стоимости 40% или выплата соответствующей денежной компенсации участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, труженикам тыла старше 80 лет, участникам разминирования территории Курской области и другим льготным категориям. В 2014г. приобретали льготные продовольственные товары около 2,2 тыс. чел., в том числе 823 инвалида и участника Великой Отечественной войны, денежную компенсацию получили около 4,8 тыс. граждан, в том числе около 1,3 тыс. инвалидов и участников войны, сумма компенсации составляет 472 рубля.

Дополнительно в 2014 г. получили право обеспечиваться продовольственными товарами по льготным ценам бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.

Планомерно осуществляется работа по присвоению звания и выдаче удостоверений «Ветеран труда Курской области». В 2014 году звание присвоено более чем 2,4 тыс. чел., а всего за период действия закона – 28,7 тысячам чел. Кроме того звание «Ветеран труда» в 2014 году получили более 2-х жителей области.

В зоне особого внимания в Курской области находится вопрос обеспечения жильем граждан из числа детей-сирот.

С 2014 года эта работа осуществляется в рамках государственной программы Курской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области».

Всего за период реализации проекта 2218 человек из числа детей-сирот были обеспечены жилыми помещениями. Ежегодно за счет экономии средств, складывающейся по итогам проведения торгов, обеспечивается перевыполнение показателя программ по приобретению жилых помещений.

В 2013 году было запланировано приобретение 570 квартир, фактически приобретены 584 (+2,4%).

В 2014 году приобретено 559 жилых помещений из запланированных 550, которые войдут в специализированный жилищный фонд Курской области. Таким образом в 2014 году, программа выполнена с превышением на 1,6% запланированного показателя.

Приоритетным направлением в системе социального обеспечения Курской области является социальное обслуживание населения, которое сегодня подвержено процессам реорганизации и оптимизации. И первым позывом к этому послужила разработка реализация с 2013 года региональной «Дорожной карты», и принятие Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-фз «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Необходимость перемен в социальном обслуживании и принятие закона требовали происходящие изменения социально-экономического характера в отрасли и стране в целом, система социального обслуживания стала более современной и уже вышла за рамки регулирования действовавшего правового поля. Действительно закон расширил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, четко разграничил права и обязанности поставщиков социальных услуг и получателей социальных услуг, при чем под термином «поставщики социальных услуг» понимается не только государственные организации социального обслуживания населения, но и коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги.

В Законе четко определено понятие «трудная жизненная ситуация». Установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.

Но при этом возникло много новых вопросов, не регулируемых законодательством, и на которые еще предстоит получить ответ в процессе его правоприменительной практики.

С целью обеспечения реализации с 2015 года вышеназванного федерального закона на территории Курской области и обеспечения функционирования учреждений в новых условиях всего было разработано и принято 18 нормативных правовых актов.

Также проводилась большая информационно-разъяснительная работа среди населения, с общественными организациями о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 1 января 2015 года в условиях действия федерального закона путем выступления ответственных руководителей комитета в СМИ: пресс-конференции, выступления в прямом эфире на курских телеканалах, публикации в печатных изданиях.О первых итогах работы в условиях правового регулирования 442 Федерального закона сегодня скажут мои содокладчики, поэтому я подробно на этом не останавливаюсь. Продолжу с анализа исполнения мероприятий отраслевой «Дорожной карты» и достижения целевых показателей государственной программы «Социальная поддержка граждан в Курской области».

В 2014 году в целом все определенные «дорожной картой» показатели нормативов были достигнуты.

Проведение работы по увеличению численности получателей социальных услуг, а также динамики нормативов обслуживания, на одного социального работника, позволило впервые ликвидировать очередность на надомное социальное обслуживание.

В 2014 году значительно увеличилось количество предоставленных центрами социального обслуживания дополнительных платных услуг. Если в 2013 году от предоставленных дополнительных платных услуг поступило 6,6 млн. рублей, то в 2014 году уже 13,8 млн. рублей.

За счет внебюджетных средств, поступивших от предоставления платных социальных услуг, в отчетном году были приобретены автомобили пятью комплексными центрами социального обслуживания населения Горшеченского, Глушковского, Курчатовского, Пристенского и Суджанского районов. На сегодняшний день 29 центров социального обслуживания населения из 31 обеспечены автомобильным транспортом.

Кроме того, комплексным центром социального обслуживания Курчатовского района и города Курчатова и социально-реабилитационным центром «Забота» города Курска при поддержке областного фонда социальной поддержки приобретен спецавтотранспорт для перевозки инвалидов-колясочников. 

Имеющийся автотранспорт активно используется учреждениями, в том числе, и для развития на территории обслуживания новых форм социального обслуживания населения:

мобильные выездные бригады;

служба «Социальное такси».

Сегодня проводится подготовительная работа по внедрению «социального такси» в Горшеченском районе, в г. Курчатове и в структуре социально-реабилитационного центра «Забота» г. Курска.

Хорошо зарекомендовала себя и востребована среди получателей услуг и такая новая форма социального устройства одиноких пожилых граждан как «Приемная семья». С 1 февраля 2012 года в области было создано 118 приемных семей. На сегодня в городах и районах Курской области функционируют 83 приемных семей, обслуживающих 84 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Хотелось бы особенно выделить работу центров социального обслуживания населения Суджанского района, г.Щигры и Щигровского района, «Участие» города Курска.

В отделении дневного пребывания центра социального обслуживания «Участие» города Курска (Казарян Татьяна Ивановна) созданы и функционируют:

- комната психологической разгрузки;

- университет пожилых людей, имеющий 11 факультетов;

- компьютерный класс.

Кроме того, волонтерами совместно со специалистами отделения проводится обучение компьютерной грамотности на дому маломобильных пенсионеров и инвалидов.

На базе отделения дневного пребывания комплексного центра социального обслуживания населения Суджанского района с 2014 года организована работа социально-реабилитационного отделения с целью проведения социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими из числа пенсионеров, инвалидов, детей-инвалидов.

Кроме того, в учреждении на протяжении 20 лет функционирует единственная в структуре центров социального обслуживания населения Курской области столовая для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обслуживающая ежегодно свыше 200 человек.

На базе комплексного центра социального обслуживания г. Щигры и Щигровского района вот уже 5 лет функционирует Университет пожилого человека, в котором на 10 факультетах различной направленности обучаются 300 пожилых граждан. Следует отметить обучение «студентов» в Университете здоровому и активному образу жизни: посещение бассейна, проведение физкультурных занятий, спортивных соревнований и т.п., а также развитие творческих способностей обучающихся: обучение живописи, музыке, народным промыслам, компьютерной грамотности.

В рамках выполнения мероприятий областной «дорожной карты», комитетом проведена работа по оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения Курской области и непрофильных подразделений с целью повышения эффективности деятельности учреждений. 

Уменьшены показатели по штатным и занятым должностям персонала нестационарных служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за счет реорганизации комплексного центра социального обслуживания Льговского района и комплексного центра социального обслуживания города Льгова путем слияния и создания на их базе комплексного центра социального обслуживания населения города Льгова и Льговского района.

Экономия от проведенных мероприятий в 2014 году составила почти 21,9 млн. рублей, которые были направлены на повышение оплаты труда работников учреждений.

В истекшем году в стационарных учреждениях социального обслуживания и отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения обслужено 2449 человек. Проведенное в 2014г. перепрофилирование отделений временного проживания комплексных центров Советского и Касторенского районов в отделения для лиц, страдающих нарушениями психического здоровья, позволило минимально к концу года сократить имеющуюся очередность для направления в психоневрологические интернаты с 90 до 16 человек.

В мае 2014 года после проведенной реконструкции возобновлена деятельность отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 40 мест, входящего в структуру комплексного центра социального обслуживания населения Мантуровского района.

Не менее значимым для повышения качества обслуживания, обеспечения комфортности и безопасности проживания обслуживаемых являются мероприятия по укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений социального обслуживания населения. На что было обращено внимание председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на Форуме в Ярославле в марте текущего года.

В рамках реализации мероприятий государственной программы в 2014 году был проведен капитальный ремонт в 7-и стационарных учреждениях социального обслуживания более чем на 20 млн. руб.

Привлеченные спонсорские средства в размере 4,4 млн. рублей стационарными учреждениями так же были направлены на улучшение быта проживающих граждан и создание условий для приближения объема и качества предоставляемых услуг к потребностям пожилых граждан и инвалидов.

 Не смотря на принимаемые меры, вопрос укрепления материально-технической базы остается актуальным и работа в данном направлении безусловно будет продолжена, в том числе во взаимодействии с федеральными структурами.

В рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан в Курской области» в 2014 году решались вопросы оказания помощи семьям с детьми, а также профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

Здесь огромную роль, если не основную, играют учреждения социального обслуживания семьи и детей. Результаты работы детских учреждений более подробно выведены на слайды, остановлюсь лишь на некоторых.

Численность семей, охваченных социальным патронажем в 2014 году, составила 13,6 тыс. семей.

С целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства учреждениями социального обслуживания семьи и детей впервые обследовано 6,5 тыс. семей различных категорий.

В 2014 году социальную реабилитацию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли 1644 несовершеннолетних.

Наибольшее количество детей, оказавшихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, прошедших реабилитацию на базе стационарных отделений учреждений социального обслуживания семьи и детей были из г. Курска (350 детей), из Поныровского района (138 детей), из Фатежского района (114 детей).

Недостаточно активно используются данная возможность Суджанским, Железногорским, Конышевским, Октябрьским, Льговским районами, г. Курчатовом, г. Щигры, так, в 2014 году от указанных районов и городских округов на реабилитацию в учреждения были направлены менее 10 детей.

В рамках профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, учреждения социального обслуживания семьи и детей реализуют свыше 50 социальных программ.

Специалисты органов и учреждений системы социального обеспечения входят в состав Координационных советов по оказанию помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в состав различных рабочих групп.

В 2014 году 170 человек из семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета прошли оздоровление на базе «Пансионат «Соловей» в г. Анапа, в 2015 году планируется направить на отдых 95 человек из семей указанных категорий.

Считаю необходимым отметить активную работу Солнцевского (Коровина Надежда Васильевна) и Щигровского (Цвернова Анна Васильевна) межрайонных центров социальной помощи семье и детям по взаимодействию с сельскими муниципальными образованиями в решении вопросов профилактики социального неблагополучия в семьях и, как следствие, социального сиротства.

Действительно работа в сфере социального обеспечения всегда была и остается не простой, вы ежедневно берёте на себя чужие заботы, проблемы, беды. Скажем прямо, нести такую ношу нелегко. И чтобы заниматься этим помимо силы духа, необходим и более ощутимый материальный стимул.

Поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы стало одним из ключевых мероприятий отраслевой «дорожной карты». Пока не могу сказать, что в настоящий момент мы достигли желаемых результатов. Тем не менее, за два предыдущих года всё-таки мы смогли увеличить зарплату социальных работников – практически в два раза.

По итогам 2014 года целевой показатель «дорожной карты» в части повышения труда работников в учреждениях социального обслуживания населения Курской области, достигнут, даже с некоторым опережением. Обратите внимание, на слайд выведены размеры заработных плат по категориям работников учреждений социального обслуживания, которые сложились по итогам 2014 года.

Наиболее сложным и спорным в исполнении является показатель «Дорожной карты», связанный с расширением круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги. Этот вопрос неоднозначен, но, тем не менее, работу в этом направлении будем продолжать и дальше.

Уважаемые коллеги, вот уже на протяжении ряда лет на особом контроле Президента Российской Федерации, Премьер-министра остается вопрос создания комфортных условий проживания и доступной социальной инфраструктуры в нашей стране для инвалидов и маломобильных категорий граждан. Не менее актуальным этот вопрос является и для Курской области - по данным статистики на 1 января 2015 года в регионе проживает более 125 тыс. инвалидов, из которых 4631дети-инвалиды.

Решение вопросов их социальной адаптации и интеграции в обществе, а также определение наиболее значимых направлений деятельности органов исполнительной власти Курской области в сфере социальной защиты инвалидов в значительной степени осуществляется в рамках реализации государственной программы Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области».

В 2014 году консолидированный бюджет госпрограммы составил свыше 180 млн. рублей. В связи с тем, что средства субсидии из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование госпрограммы, поступили в первой декаде декабря и с учетом норм 44 Федерального Закона, предполагающих продолжительное проведение мероприятий по определению поставщика, средства федерального бюджета не были освоены в полном объеме.

Однако сегодня достигнута договоренность о возврате в 2015 году в Курскую область средств неизрасходованной субсидии в размере более 9,5 млн. рублей.

По результатам исследований, проведенных Курским государственным медицинским университетом в 2014 году, удовлетворенность инвалидов состоянием доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности Курской области (здравоохранение; социальная защита спорт; физическая культура; культура; образование; информация и связь; транспорт) составляет 49,7%.

При этом наибольший процент удовлетворенности инвалидов состоянием доступности приоритетных объектов и услуг наблюдается в сфере социальной защиты (67,6%), на втором месте сфера образования (52,2%), наименьший процент удовлетворенности выявлен в сфере транспорта (39,8%).

В целом показатель удовлетворенности полностью соответствует целевым параметрам Государственной программы, даже немного превышает, но наша задача на ближайшее будущее сделать его гораздо выше, а жизнь инвалидов намного легче.

Одним из поручений в решении коллегии Минтруда 2015 г. руководителям органов исполнительной власти, органов управления соцзащиты стало утверждение региональных Планов разработки нормативных правовых актов («дорожные карты») по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов до 1 октября 2015 года; при принятии регионального законодательства определить полномочия всех органов исполнительной власти по созданию инвалидам условий доступности инфраструктурных объектов и услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, строительства, транспорта связи, коммунального хозяйства; определить ответственных лиц в ранге заместителей руководителей.

В этой связи, данному направлению будет уделено особое внимание, и работу необходимо начинать с завтрашнего дня.

Не простая ситуация складывается с исполнением переданных федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, ухода и путевками на санаторно-курортное лечение.

Всего для приобретения технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий в 2014 году из федерального бюджета комитетом было получено более 216 млн. рублей субвенций.

Полученных средств хватило, чтобы полностью удовлетворить потребность в средствах реабилитации порядка 7 тыс. заявителей. Тем не менее, на 1 января 2015 года очередь на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий ветеранов составляла почти 11 тыс. человек. По предварительным расчетам для полного удовлетворения всех заявок инвалидов на средства реабилитации требуется почти 400 млн. руб.

На 2015 год в федеральном бюджете для Курской области предусмотрено 231,4 млн. рублей, при чем финансирование осуществляется поквартально. Большая часть средств первого квартала текущего года перечислена на погашение задолженности 2014 года перед инвалидами за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Не проще обстоят дела и с обеспечением инвалидов санаторно-курортным лечением. В 2014 году из федерального бюджета бюджету Курской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда к месту лечения и обратно Курской области выделено 45 млн. руб., во второй половине года было дополнительно выделено еще 182 млн. рублей, что позволило, в общей сложности, приобрести 2550 путевок в здравницы Курской области, Краснодарского, Ставропольского края, Крыма и Севостополя.

Однако полученных средств оказалось недостаточно для полного удовлетворения всех заявок, сегодня очередность на обеспечение санаторно-курортным лечением составляет более 7,5 тыс. человек.

В 2015 году на средства, выделенные федеральным бюджетом на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту оздоровления и обратно (40,3 млн. руб.) приобретены1539 путевок.

Таким образом, если не поступит дополнительное финансирование на указанные цели, очередь на оздоровление среди инвалидов будет только увеличиваться.

 Неоднократно мы на своем уровне, от имени депутатов Курской областной Думы направляли обращения в Министерство труда и социальной защиты РФ о имеющейся потребности в увеличении размера субвенций, направляемых в Курскую область, о дополнительном финансировании исполнения государственных полномочий, однако пока проблема остается не разрешенной.

 

Обращаясь ко всем присутствующим сегодня в зале, хочу пожелать не снижать уровня ответственности в достижении поставленных задач, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения главной цели нашей с вами работы - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

 

Спасибо за внимание, доклад закончен!

Дата опубликования: 17 июня 2015
Повестка дня итогового заседания коллегии комитета социального обеспечения Курской области
Презентация коллегии