«Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2015 году и задачах на 2016 год»

ДОКЛАД

председателя комитета

социального обеспечения

Курской области

В.В. Дроженко

на расширенном заседании коллегии

комитета социального обеспечения

Курской области

5 апреля 2016 года

 

 «Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области в 2015 году и задачах на 2016 год»

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит подвести итоги нашей работы за 2015 год, определить задачи на ближайшее время.

Но сначала я хотел бы поблагодарить вас, сотрудников комитета социального обеспечения, руководителей и специалистов подведомственных учреждений, заместителей глав по социальным вопросам, руководителей органов социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов за слаженную и грамотно выстроенную работу по реализации на территории нашего региона государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения, нуждающегося в помощи со стороны государства.

Действительно прошедший год был не простым как для области, так и для нашей отрасли. Прежде всего, дефицит регионального бюджета потребовал от руководителей взвешенно просчитывать свои действия, направленные на исполнение программных мероприятий и рационального расходования бюджетных и внебюджетных средств. К тому же с 2015 года мы начали уже на практике работать в условиях действия нашего отраслевого 442 Федерального закона, столкнулись с определенными трудностями и сложностями в его исполнении. Кроме этого, изменения, которым подверглось федеральное законодательство в 2014-2015 гг. в сфере социальной защиты населения потребовали разработки большего количества соответствующих нормативных правовых актов Курской области, особенно в части обеспечения реализации 419 Федерального закона, касающегося вопросов доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных категорий граждан.

Но в целом, многое из того что было запланировано нам удалось сделать, решение отдельных вопросов находится в стадии завершения, или носят долгосрочную перспективу их реализации.

Ну а теперь приступаю к докладу по существу.

Содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам и др.) является одним из направлений расходования бюджетных средств. В бюджете 2015 года на финансирование социальной сферы было предусмотрено более 6,8 млрд. руб., что выше уровня 2014 года на 7,9%. Прирост расходов по отрасли обусловлен увеличением расходов на выплату пособий и социальной помощи.

В 2015 году комитетом продолжалась реализация ранее переданных полномочий.

В целях реализации Плана мероприятий (региональной «дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы) Курской области», в учреждениях, подведомственных комитету, оптимизирована штатная численность социальных работников в количестве 42,5 ед., среднего и младшего медицинского персонала - 10,5 шт.ед., административно-управленческого и иного персонала -11,75 ед. Реорганизованы 6 территориальных комплексных центров социального обслуживания.

Экономия от проведенных мероприятий составила 14,6 млн. рублей. Сэкономленные средства были направлены на повышение оплаты труда работников учреждений.

С 2014 года область перешла на программно-целевой метод финансирования, в том числе и социальная сфера. Как было сказано выше 6,7 млрд. руб. (остальная сумма на госпрограммы по которым комитет соисполнитель) из бюджетов различных уровней в 2015 году были направлены на реализацию мероприятий 2-х государственных программ, разработчиком, координатором и ответственным исполнителем которых является комитет социального обеспечения.

Государственная программа Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» является важнейшим стратегическим отраслевым документом, определяющим основные цели и задачи, стоящие в сфере социальной защиты. Для подтверждения достаточно сказать, что общий объем финансирования госпрограммы составил 92,7% предусмотренных всего по отрасли средств.

Одной из основных составляющих государственной программы - является предоставление мер государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Так, в 2015 году на территории Курской области осуществлялось 85 видов социальных выплат, из которых 41 - за счет областного бюджета. На учете в органах социальной защиты состоят более 640 тыс. получателей, из которых 393 тыс. получают выплаты из регионального бюджета.

Практически ежегодно увеличивается не только количество выплат, но и их размеры, устраняются административные барьеры, делая наши услуги более доступными для получателя.

Только в 2015 году в целях более качественного обеспечения жителей Курской области пособиями, компенсациями и другими выплатами принято 27 нормативных правовых актов.

С целью недопущения снижения уровня благосостояния получателей была осуществлена ежегодная индексация размеров отдельных выплатна 5,5 процентов. В основном индексация коснулась детских пособий и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Я уже подчеркивал в начале своего выступления, что 2015 год был не простым для экономики региона, и поэтому принципиальным было сохранить существующие меры социальной поддержки, при этом с учетом поручений Президента страны В.В. Путина, который в своем послании Федеральному собранию в 2015 году обращал внимание на то, что «необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти, наконец, к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается», мы начали решать вопросы адресного оказания населению помощи.

Во исполнение решения итоговой коллегии 2015 года комитетом осуществлялась работа по инвентаризации социальных выплат и льгот, установленных региональными нормативными правовыми актами, с целью пересмотра условий их предоставления на основе критерия нуждаемости.

По результатам проделанной работы был принят Закон Курской области «О внесении изменений в Закон Курской области «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка», согласно которому данное пособие предоставляется семьям исходя из принципов нуждаемости, а также подготовлен и передан в Курскую областную Думу проект Закона «О внесении изменений в Закон Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области».

Таким образом, с 1 октября 2015 года ежемесячное пособие на ребенка стали получать только те семьи, которые смогли подтвердить свой низкий уровень жизни, что в свою очередь повлекло экономию средств областного бюджета за 3 мес. 2015 года в сумме 10,8 млн. рублей.

Второй законопроект, которым вносятся необходимые изменения в порядок назначения ежемесячного пособия семьям при усыновлении (удочерении) второго, третьего и каждого последующего ребенка и ежемесячного пособия семьям при рождении второго ребенка исходя из условий адресности и нуждаемости их предоставления, направлен Губернатором Курской области в Курскую областную Думу.

Переход на предоставление поддержки со стороны государства не по категорийному принципу, а с учетом уровня доходов граждан коснется и других видов социальной помощи, над этим нам предстоит поработать в текущем году.

Не могу не отметить и еще один оправданный расчет, который мы осуществили в 2015 году. С 1 января 2015 года государственные полномочия Курской области по организации предоставления жителям Курской области субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были переданы от органов местного самоуправления нашему учреждению «Центр социальных выплат» (городов Курск, Курчатов и Железногорск). В результате работы, были выявлены случаи необоснованного назначения выплат, и число получателей субсидий уменьшилось с 12,3 тыс. в декабре 2014 года, до 8,2 тыс. в декабре 2015 года, что в свою очередь повлекло за собой экономию бюджетных средств на 38,3 млн. руб.

Еще одной формой контроля эффективного расходования бюджетных средств является осуществление проверки личных дел получателей соцвыплат, поступивших от муниципальных органов социальной защиты в части своевременного и обоснованного их назначения. Специалистами комитета была проведена правовая оценка документов по более чем 20 тыс. личных дел получателей выплат, в результате которой выявлены ошибки и возвращено на доработку 83 л/дела, что составило 0,4 % от общего количества проверенных дел.

До передачи на выплату предотвращено 34 случая переплаты денежных средств.

Вместе с тем следует отметить, что территориальные органы социальной защиты населения в целом справляются с поставленной задачей – своевременное обеспечение жителей области социальными выплатами, гарантированными им действующим законодательством – это, в том числе, и ваша заслуга.

Не было замечаний по оформлению личных дел получателей социальных выплат специалистами отделов социальной защиты населения Горшеченского, Золотухинского, Курчатовского, Обоянского, Октябрьского, Поныровского, Суджанского районов и городов Курчатова, Льгова и Щигров, которые в прошедшем году направляли в комитет личные дела получателей социальных выплат, оформленные надлежащим образом.

Практически не было замечаний по оформлению личных дел получателей социальных выплат специалистами отделов социальной защиты населения Железногорского, Курского, Советского районов и городов Курска и Железногорска.

Хорошо поработали отделы социальной защиты населения Дмитриевского и Льговского районов.

Традиционно отмечаем, что, начиная с 2009 года, работа отделов социальной защиты населения Октябрьского и Суджанского районов признается лучшей.

Наибольшее число ошибок допущено специалистами органов социальной защиты населения Касторенского, Кореневского, Медвенского, Солнцевского, Тимского, Хомутовского, Черемисиновского и Щигровского районов.

Некачественное оформленные личных дел получателей социальных выплат может привести к нарушению срока предоставления государственной услуги и как следствие влечет за собой поток жалоб со стороны населения, мы с вами в этом смогли убедиться на примере города Железногорска и в начале 2015 и 2016 годов, когда смещение срока чернобыльских выплат на конец января повлекло поток обращений в администрацию области и Президента РФ.

В тоже время я хорошо понимаю, что практически ежегодно увеличивается количество государственных полномочий, передаваемых на исполнение в муниципалитеты, а уровень материального обеспечения и количество штатных единиц органов социальной защиты населения остается на уровне 2007 года. Мы со своей стороны не снимаем с контроля вопрос увеличения размеров субвенций, прорабатываем различные варианты решения.

При этом я призываю активнее использовать возможности многофункциональных центров в части приема от населения заявлений и документов на предоставление государственных услуг, тем самым специалисты органов социальной защиты будут разгружаться, что в свою очередь даст им возможность больше времени для работы с документами получателей выплат и принятия обоснованных решений. Более того, в ноябре 2015 года постановлением Администрации Курской области утвержден План мероприятий по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг в Курской области и одним из целевых показателей которого является увеличение доли услуг, предоставленных на базе МФЦ, от общего количества предоставленных услуг в сфере социального обеспечения, в 2016 году до 50%.

В этой части еще один сложный в исполнении вопрос, и сейчас я в большей степени обращаюсь к заместителям глав по социальным вопросам, в начале 2016 года перед отраслью была поставлена задача – увеличение количества обращений граждан за получением государственных услуг в электронном виде и данный показатель на 2016 год составляет 50%. По имеющейся у нас информации ряд органов социальной защиты не имеет подключения к сети Интернет, не говоря уже о единой информационной коммуникационной сети. Прошу в кратчайшие сроки оказать содействие руководителям органов социальной защиты по подключению рабочих мест к ЕИКС и регистрации в электронной системе исполнения услуг Курской области, а также организовать у себя в муниципалитетах масштабную информационно-разъяснительную работу с населением о возможностях и преимуществах получения услуг в электронном виде.

Меры социальной поддержки, оказываемые населению органами социальной защиты не ограничиваются только социальными выплатами. 

В 2015 году была продолжена работа по присвоению жителям области званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Курской области», оказанию адресной социальной помощи на газификацию домовладений, прикреплению к магазину «Ветеран», оказывалась помощь малоимущим гражданам на условиях социального контракта. Особо значима была работа по решению проблем ветеранов ВОВ, тружеников тыла.

По состоянию на 1 февраля 2016 г. 4376 участников войны или членов семей погибших участников войны получили свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, продолжают оставаться в очереди еще 187 ветеранов. Решение этого вопроса будет продолжено в текущем году.

Осуществлялась работа по реализации муниципальных программ, направленных на улучшение материально-бытовых условий жизни ветеранов. В 2015 году помощь оказана 200 ветеранам на сумму более 6 млн. рублей.

Кроме того, в Дмитриевском районе, а также городах Курчатове и Железногорске помимо проведения ремонтных работ в рамках программ, направленных на улучшение материально-бытовых условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной войны, была оказана дополнительная адресная материальная помощь участникам и инвалидам Великой Отечественной войны ко Дню Победы за счет средств муниципального бюджета.

Обращаюсь еще раз к заместителям глав по социальным вопросам, что пока с нами рядом остаются, живут ветераны той самой страшной войны, данную работу необходимо продолжать, стараться максимально делать их жизнь более комфортной.

Еще одним, не менее важным разделом Государственной Программы является обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании.

В рамках подпрограмм «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» и «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей» решались вопросы повышения качества оказания социальных услуг, укрепления материальной базы учреждений; повышение заработной платы социальных работников; развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.

Создание комфортных условий проживания, модернизация оборудования учреждений, расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их доступности – это ключевые составляющие, определяющие удовлетворенность и качество предоставленных социальных услуг гражданам.

В 2015 году капитальный ремонт был проведен в 2 областных учреждениях стационарного социального обслуживания с общим объемом финансирования из средств федерального и областного бюджетов более 9 млн. рублей, это:

- капитальный ремонт банно-прачечного комплекса в Ольшанском психоневрологическом интернате»;

- и капитальный ремонт наружных теплосетей в Краснооктябрьском психоневрологическом интернате.

Значительный объем работ по укреплению материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания руководителям удалось осуществить благодаря привлечению внебюджетных средств, полученных в качестве платы за социальное обслуживание.

Всего на проведение ремонтных работ в 2015 году было израсходовано более 24,0 млн. рублей, из них:

средства областного бюджета – 5, 661 млн. рублей;

ПФР – 3,648 млн. рублей;

внебюджетные средства – 14,224 млн. рублей;

благотворительные и спонсорские средства – 645,3 тыс. рублей.

Благодаря проделанной работе существенно снизился удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания, требующих реконструкции; зданий, находящихся в аварийном состоянии и ветхих зданий до значения 12,3% от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов. На начало 2013 года этот показатель составлял 17,0%.

Руководствуясь поручением председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева Губернатором Курской области А.Н. Михайловым осуществлялась проверка организации социального обслуживания в стационарных учреждениях. Были посещены и проверены 13 стационарных организаций социального обслуживания.

В ходе посещения учреждений было установлено, что все интернаты находятся в удовлетворительном состоянии, оснащены современными системами оповещения и пожарной сигнализацией, обеспечены автотранспортом, приобретенным в рамках реализации Программ, необходимым технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием, мебелью. Жилые корпуса, находящиеся в аварийном состоянии отсутствуют.

По результатам инспектирования Губернатором учреждений социального обслуживания запланирован ряд дополнительных мероприятий на 2016-2018 годы по укреплению материально-технической базы учреждений, по расчетам на общую сумму более 140 млн. руб.

Однако, продолжает вызывать тревогу тот факт, что по-прежнему не удается ликвидировать очередность на стационарное социальное обслуживания граждан, имеющих расстройства в здоровье психоневрологического профиля. Мы в предыдущие годы проводили работу по перепрофилированию отдельных стационарных отделений комплексных центров из общего типа в психоневрологического и это дало свой положительный эффект, но на непродолжительное время, в настоящее время очередь продолжает расти и составляет более 50 человек. Считаю, что здесь мы должны активизировать работу не только в части развития сети учреждений подобного типа, но и в продолжении увеличения количества приемных семей для пожилых граждан, нуждающихся в постороннем уходе.

Комплексными центрами продолжается развитие инновационных форм социального обслуживания: служба «Социальное такси», выездные мобильные бригады, приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, пункты проката технических средств реабилитации и средств ухода, осуществляется доставка лекарственных средств одиноким и одиноко проживающим гражданам, нуждающимся в лекарственном обеспечении и др.

Возрастающие темпы жизни, повсеместная информатизация общества и как следствие, возрастающие потребности граждан пожилого возраста, требует от нас поиска новых подходов в работе с пожилыми людьми. 

По инициативе председателя территориального отделения Союза пенсионеров России И.Ф. Жукова начиная с 2013 года, в Курской области ежегодно проводятся спартакиады среди граждан пожилого возраста. В 2015 году победители областной спартакиады приняли участие во Всероссийских соревнованиях в Саратове. Все большие масштабы приобретает работа по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с целью обеспечения им доступа к государственным информационным ресурсам, расширения возможности для их социальной адаптации и сохранения активной жизненной позиции. В истекшем году около 1200 граждан пожилого возраста прошли обучение компьютерной грамотности.

В июле 2015 г. в Курской области прошёл второй региональный чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров, победители которого представляли наш регион на финальном этапе Всероссийского чемпионата в Казани.

Еще один важный раздел Государственной программы «Социальная поддержка граждан» является развитие и укрепление института семьи, снижения уровня семейного неблагополучия.

Основой государственной политики в отношении семей с детьми являются меры социальной поддержки в виде различных пособий, социальных выплат, реализуемых через органы социальной защиты, количество которых на сегодня в Курской области насчитывается 32. В прошедшем году в полном объеме без образования задолженности были предоставлены все гарантированные законодательством социальные выплаты.

Считаю, что важным звеном в системе социальной защиты, направленным на социальную поддержку семей с детьми, являются учреждения социального обслуживания семьи и детей. Приоритетным направлением деятельности данных учреждений является организация профилактической работы с семьями и детьми, предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, а самое главное - сохранение ребенку родной семьи.

Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в учреждениях данного типа к общему числу безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в 2015 году составил 73,9%, по сравнению с 2014 годом этот показатель увеличился на 1,6 %. Существенное увеличение показателя достигнуто за счет эффективного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики Курской области.

Стабильное увеличение численности несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в условиях стационарных отделений учреждений обеспечивает эффективность работы по профилактике социального сиротства на ранней стадии семейного неблагополучия.

Практика работы показывает, что при раннем вмешательстве в назревающее семейное неблагополучие в большинстве случаев удается сохранить для ребенка его кровную семью.

Основными проблемами, приводящими к возникновению неблагополучия в семье являются проблемы с трудоустройством, алкоголизация родителей, низкий материальный достаток семьи, детская безнадзорность.

С целью предупреждение и выявления на ранних стадиях семейного неблагополучия специалистами учреждений в 2015 году впервые обследовано 5,1 тыс. семей различных категорий, на социальном патронаже состояли 10,3 тыс. семей, при этом в 2014 г. эта цифра была гораздо выше - 13,6 тыс. семей. Снижение численности семей, прошедших социальный патронаж произошло в меньшей степени из-за повышения уровня жизни российских семей, а в большей части из-за того, что 442 Федеральным законом предусмотрено оказание социальных услуг на добровольной основе и оказывается после заключения договоров с гражданами и составления индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Отдельные семьи, как раз наиболее нуждающиеся в помощи специалистов, отказываются заключать такие договоры. Эта проблема в значительной мере нас беспокоит, поскольку речь идет о семьях, воспитывающих несовершеннолетних детей и имеющих веские основания предполагать, что без вмешательства в ситуацию социальных служб, семейное неблагополучие может усугубиться и привести к социальному сиротству.

В связи с чем я обращаюсь сегодня к присутствующим здесь представителям структур системы профилактики семейного неблагополучия, органам местного самоуправления активнее оказывать содействие специалистам межрайонных центров в работе с семьями, а также использовать возможности стационарных отделений для предупреждений кризисных ситуаций в семье приводящих порой к трагическим случаям.

Наибольшее количество детей, оказавшихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, прошли реабилитацию на базе стационарных отделений учреждений социального обслуживания семьи и детей из г. Курска (300 детей), из г. Железногорска (130 детей), из Золотухинского района (128 детей), из Тимского района (56 детей).

Недостаточно активно используются данная возможность Пристенским, Хомутовским районами, так, в 2015 году от указанных районов на реабилитацию в учреждения были направлены менее 10 детей.

Следующий значимый для отрасли и выделенный отдельным подразделом госпрограммы и является вопрос развития конкуренции в сфере социального обслуживания. Объективно следует отметить, что на сегодняшний день рынок социальных услуг представлен в основном государственными учреждениями. Однако нельзя сказать, что мы не предпринимаем шагов в данном направлении.

В целях реализации мероприятий Государственной программы по содействию развития конкурентной среды на рынке услуг социального обслуживания населения Курской области обеспечен поэтапный доступ социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в Курской области.

Приказом комитета социального обеспечения утвержден Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Курской области, состав комиссии по рассмотрению обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания населения.

В настоящее время социально-ориентированный некоммерческий сектор социальных услуг в сфере социального обслуживания населения Курской области, представлен следующими организациями: центр социальной реабилитации «Вершина-Курск» некоммерческого фонда «Здоровая страна», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Концерна Росэнергоатом, ООО «Орто-доктор» им. Ю.И. Алехина», Курская областная общественная организация Союза женщин России, однако для включения указанных организаций в реестр поставщиков социальных услуг Курской области им необходимо внести определенные изменения в уставные документы, еще раз пересмотреть перечень и условия предоставления социальных услуг.

Работа в данном направлении не снимается с повестки дня и, надеемся, что в 2016 году организации не государственной формы собственности, составляя государственному сектору здоровую конкуренцию, станут надежными партнёрами.

В 2015 году в рамках межведомственного взаимодействия достаточно много сделано по созданию системы социальной реабилитации и ресоциализации бывших потребителей наркотиков в Курской области, и работа эта эффективно может быть выстроена в рамках частно-государственного партнерства. Органом исполнительной власти, уполномоченным на организацию такой деятельности определен комитет социального обеспечения.

Сегодня мотивирование наркопотребителей к лечению от наркотической зависимости осуществляется реабилитационным центром «Вершина – Курск».

Фондом разработана комплексная программа реабилитации и социальной адаптации наркозависимых и алкозависимых – «Вершина», по которой прошли реабилитацию 103 жителя Курской области, в том числе 22 жителя г. Курска и 1 житель г. Курчатова, которыми был реализован сертификат на получение реабилитации.

Сегодня проводится работа по созданию мотивационного кабинета на базе Социально-реабилитационного центра «Забота» города Курска, главной целью которого будет восстановление или формирование личностного, социального и семейного статуса, то есть, возвращение бывших наркопортебителей в семью и общество.

Уже прошли или проходят обучение специалисты комплексных центров для осуществления данной работы на территориях.

Комплексную реабилитацию наркопотребителей предполагается будет осуществлять некоммерческий фонд «Здоровая страна», который располагает штатом квалифицированных специалистов, и имеет большой опыт работы с наркозависимыми и их семьями.

В современных условиях в поисках необходимой информации все больше людей пользуются Интернетом. И нам надо активно использовать этот ресурс в части рекламирования своей деятельности, своих услуг, информирования населения об условиях их предоставления, в том числе, хотим мы этого или нет, в электронном виде.

На сегодняшний день у вас созданы официальные сайты. Однако вопрос поддержания их в актуальном состоянии и своевременного размещения информации, оставляет желать лучшего. В 2015 году общественным советом при комитете социального обеспечения Курской области с привлечением сторонней организации-оператора при проведении независимой оценки качества оказания услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей оценивалось качество и актуальность размещенной на сайтах информации. Во всех без исключения учреждениях были сделаны замечания. Я с полной уверенностью могу сказать, что аналогичная ситуация складывается и с сайтами учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Хочу напомнить, что официальный сайт – это визитная карточка ваших учреждений, позаботьтесь о том, чтобы учреждения выглядели достойно и представляли отрасль на должном уровне.

Теперь вернусь к независимой оценке. Уровень развития в регионах независимой системы оценки качества оказания услуг в социальной сфере определен как один из показателей социально-экономического развития Российской Федерации и внимание этому вопросу уделяется на самом высоком уровне. Мониторинг проведения данной работы осуществляется путем заполнения соответствующего раздела на федеральном сайте bus.gov.ru. Первые итоги проведения независимой оценки организаций социального обслуживания семьи и детей в 2015 году уже опубликованы.

В текущем году запланировано проведение независимой оценки качества работы учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Далее данная работа будет проводится ежегодно с тем, чтобы все учреждения системы социального обслуживания не реже одного раза в три года проходили через независимую оценку качества оказания услуг. По большому счету - это итог и оценка вашей работы по укреплению материально-технической базы, созданию комфортных и благоприятных условий проживания и получения услуг, расширения спектра предоставляемых социальных услуг, повышению профессионализма персонала учреждений.

Значимая роль в организации независимой системы оценки качества оказания услуг организациями отводится общественным советам. В комитете социального обеспечения общественный совет функционирует уже третий год, в его составе - люди компетентные, профессионалы своего дела, в тоже время не равнодушные к проблемам жителей региона. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность членам общественного совета за умение обозначить болевые точки в отрасли, и в тоже время предложить оптимальные пути их решения, за здоровый компромисс в ходе обсуждения позиций дальнейшего развития сферы социального обеспечения Курской области. Надеюсь на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Если кратко подвести итоги нашей работы в 2015 году по исполнению мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка граждан в Курской области», то по методике комитета экономики, указанная работа признана высоко эффективной.

На протяжении последних 2-х десятилетий в области отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1995г. на учете состояло 64,1 тыс. инвалидов, на 1 января 2000 г. - более 82 тыс., сегодня на территории Курской области проживает 128,5 тыс. инвалидов, (более 40 процентов которых являются лицами трудоспособного возраста), в т.ч. 4,7 тыс. детей инвалидов. в связи, с чем актуальным является вопрос обеспечение доступности окружающей среды для маломобильных граждан.

Практической реализацией указанной деятельности явилось принятие государственной программы Курской области «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области». По результатам работы за 2015 год все запланированные мероприятия программы выполнены. Из предусмотренных средств на реализацию программы в объеме 352,8 млн. руб. кассовое исполнение составило 352,3 млн. руб.

В рамках государственной программы были проведены мероприятия по обеспечению доступности услуг, предоставляемых медико-социальным реабилитационным центром имени преподобного Феодосия Печерского, для инвалидов, передвигающихся на колясках, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и других маломобильных групп населения. Общая сумма затрат составила: областной бюджет – 1,5 млн. руб., федеральный бюджет – более 4,2 млн. руб. Выделенные средства освоены в полном объеме.

Осуществлялась работа по обеспечению инвалидов ТСР и ПОИ, на что было израсходовано более 330 млн. руб. консолидированного бюджета (330 млн. – федер. бюджет, 5,4 млн. руб.).

Также была продолжена работа по обследованию и паспортизации объектов социальной сферы в целях принятия решений о проведении мероприятий по повышению их доступности. Всего в истекшем году в области паспортизировано более 1600 объектов, и информация о 300 из которых размещена на сайте «Жить вместе». Данная работа продолжается и в текущем году.

К сожалению, отсутствие в 2015 году в государственной программе необходимого бюджетного финансирования по ряду приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов не позволило получить субсидию из федерального бюджета на софинансирование в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

С целью решения вопроса софинансирования мероприятий в 2016 году руководителям отраслевых комитетов заместителем Губернатора Курской области В.В. Проскуриным дано поручение принять меры по обеспечению необходимого объема средств на реализацию мероприятий указанной государственной программы Курской области, связанных с проведением работ по адаптации подведомственных учреждений в целях обеспечения доступности оказываемых ими услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В настоящее время завершается работа по подготовке нормативных правовых актов, направленных на определение порядка и уполномоченных лиц по осуществлению проверки объектов инфраструктуры всех видов собственности на предмет соответствия требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. В случае уклонения от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, виновные лица будут привлекаться к административной ответственности.

Кроме того ведется работа по созданию рабочей группы по согласованию заданий на проектирование социально значимых объектов с учетом действующих строительных норм и правил.

Указанная деятельность будет осуществляться в тесном взаимодействии и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ). И пользуясь случаем выразить благодарность нашим руководителям региональных общественных организаций – Александру Борисовичу Дюкареву, Александру Витасовичу Качергису, Валентину Викторовичу Твердохлебу за их настойчивость в решении проблем инвалидов, конструктивные предложения и тесное сотрудничество с комитетом, как уполномоченным органом исполнительной власти на создание безбарьерной среды в регионе.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В 2015 году с целью обеспечения реализации положений 419 Федерального закона была подготовлена вся необходимая региональная нормативная правовая база.

Кроме того, 25 февраля текущего на заседании Курской областной Думы рассмотрены проекты «О внесении изменений в Закон Курской области «Об объектах культурного наследия Курской области», в ближайшее время ожидается его официальное подписание.

Также с ноября 2015 года в соответствии с утвержденным графиком проводится работа по внесении соответствующих изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг во всех сферах жизнедеятельности инвалидов и указанную работу необходимо будет завершить в срок до 1 июля 2016 года.

В сентябре 2015 года был принят еще один документ - план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Курской области» на 2015 - 2020 годы.

Мероприятия «дорожной карты» направлены на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, предоставление им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.

В результате реализации мероприятий ожидаются позитивные изменения значений показателей социально-экономического развития Курской области, характеризующих положение инвалидов, уровень и качество их жизни, повышение мобильности.

Следует отметить, что во всех муниципальных образованиях Курской области также приняты планы мероприятий («дорожные карты») «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» 2015 - 2020 годы.

Однако проанализировав муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») «Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления подошли к написанию своих дорожных карт чисто формально. Мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом требований Конвенции и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ в большинстве районов области отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, прошу заместителей Глав по социальным вопросам взять на особый контроль «дорожные карты» с внесением в них соответствующих изменений в деятельности и полной мере соответствующих требованиям действующего законодательства.

В целом по итогам исполнения в 2015 году мероприятий двух государственных программ Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» и «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области» обе программы получили оценку «эффективность реализации государственной программы высокая».

Не могу обойти вниманием в своем докладе еще одно достаточно важное направление деятельности в реализации которого задействованы в том числе все муниципальные образования и их структурные подразделения – обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комитет социального обеспечения Курской области является исполнителем подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области».

С 2011 года на первичном рынке жилья приобретено 2369 однокомнатных благоустроенных квартир в 27 муниципальных образованиях, в том числе в 2015 году - 151жилое помещение.

Так, в 2013 - 2014 году в Курской области приобретено 1114 квартир, что сопоставимо с количеством предоставленного жилья в Калужской, Липецкой, Орловской и Смоленской областях, вместе взятых.

По итогам выполнения подпрограммы в 2015 году достигнуты следующие основные результаты:

обеспечены жилыми помещениями 155 граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства утвержденного бюджета в 2016 году позволят приобрести 211 жилых помещений.

Уважаемые коллеги! В своем докладе я затронул основные направления нашей совместной работы, постарался отразить те сложности с которыми нам пришлось столкнуться в 2015 году, и которые предстоит решать в году наступившем. Однако отмечу, что в социальной сфере в центре внимания всегда был и остается человек. Владимир Владимирович Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию сказал:
«в социальной сфере нельзя имитировать внимание к людям - надо вспомнить о таком понятии как репутация».

В 2016 году, учитывая определенные экономические сложности, перед нами стоят не менее сложные ответственные задачи.

Но именно в таких условиях проверяется профессионализм руководителей и тех, кто за ним стоит!

Не секрет, что в основе профессионализма лежит последовательная, методически грамотная выстроенная работа на научной основе. И здесь я с гордостью могу назвать нашими партнерами, соратниками, единомышленниками - Курский государственный медицинский университет, Курский институт социального образования (филиал РГСУ), Государственное образовательное автономное учреждение высшего образования Курской области «Академия госслужбы». Уверен, что предстоящую работу по внедрению профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания, в том числе по подготовке и переподготовке кадров выполним в оптимальные сроки и на высочайшем профессиональном уровне.

Мне бы очень хотелось, чтобы у всех нас было больше позитива, больше искренней заинтересованности в повышении наших с Вами результатов работы. 

Получать положительный результат, делать шаг вперед - только при таком подходе мы сможем рассчитывать на успех.

В заключение, желаю всем терпения, удачи, благополучия и, конечно же, новых идей и профессиональных успехов.

 

Спасибо за внимание!

 

Дата опубликования: 11 апреля 2016
Решение коллегии
Презентация коллегии
Повестка дня