Информация о результатах деятельности инспекции за 2015 год

Информация

«Об итогах деятельности государственной инспекции строительного надзора в 2015 году, задачах на 1-й квартал 2016 года по развитию комплексного подхода и обеспечению межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного строительного надзора»

  1. 1. Исполнение протокольных решений

Что касается работы Российской коллегии ОГСН, то очередная Межрегиональная конференция органов государственного строительного надзора субъектов РФ состоялась в ноябре 2015 года в г.Саратов. Я принимала участие в ее работе и как председатель Совета коллегии поддержала инициативу Инспекции г.Севестополь и следующее заседание Совета коллегии планируется провести в мае 2016 года в этом городе.

По результатам проведенных мероприятий общероссийского совещательного органа 3-мя субъектами РФ (Санкт-Петербург, Курская область, г.Севастополь) подготовлены предложения по внесению изменений в градостроительное и иное законодательство. Предложения нашей Инспекции, касающиеся вопросов строительного контроля, одобрены Курской Областной Думой и в виде законопроекта направлены и приняты к рассмотрению в комитетах Государственной Думы Российской Федерации. Профильным комитетом - Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству принято решение о соответствии проекта федерального закона №961811-6 части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и внесен на рассмотрение в Совет Государственной Думы к рассмотрению. На отчетную дату, решением Государственной Думы РФ проект федерального закона № 961811-6 включен в примерную программу на рассмотрение в первом чтении на февраль 2016 года. Срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет установлен – до 18.02.2016г.

 Проводя мониторинг предложений, по совершенствованию законодательной базы выдвинутых РК ОГСН, следует отметить, что во многом еще не реализованы, в то же время, на законодательном уровне нашли свою реализацию следующие из них:

1. Утверждена новая форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (Приказ Минстроя РФ от 19.02.2015 N 117/пр в силе с 16.05.2015г.).

2. В Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены следующие изменения, непосредственно касающиеся госстройнадзора:

- внесены изменения в пункты 2 и 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ в части того, что экспертиза в отношении проектной документации не проводится в случае, если строительство или реконструкция малоэтажных жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом (ФЗ №402 от 29.12.2015г., в силе с 01.01.16г.)

Таким образом, с 1 января 2016 года при строительстве или реконструкции указанных малоэтажных жилых домов с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется государственный строительный надзор.

3. На заседании межрегиональной конференции в декабре 2014 года поднималась проблема неактуальности руководящих документов (РД) Ростехнадзора, разработанных в 2006 году.

На сегодняшний день, актуализация руководящих документов (РД) начала осуществляться:

1) Внесены изменения в порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006). Начало действия редакции - 29.11.2015 г., приказ Ростехнадзора от 14.07.2015 г. №273;

2) Внесены изменения в порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора (РД-11-03-2006). Начало действия редакции - 21.12.2015г., приказ Ростехнадзора от 21.10.2015 г. №417.

Во исполнение протокольных решений в 2015 году своевременно информировали заместителей Губернатора Курской области С.А. Дюмина, А.П. Демина, курирующих соответствующие направления, о нарушениях, допускаемых подрядчиками на объектах социального назначения, многоквартирных малоэтажных жилых домах, предназначенных для переселения граждан из аварийного фонда, для предоставления гражданам из категории детей-сирот.

В целях урегулирования ситуаций, возникающих в ходе надзора в отношении проектной документации, между Инспекцией, АУКО «Государственная экспертиза проектов Курской области», НП СРО «Объединение проектировщиков города Курска и Курской области» заключено трехстороннее соглашение.

Также в 2015 году была изменена структура Инспекции, согласно требованиям градостроительного законодательства из сотрудников Инспекции, имеющих соответствующие знания, создан отдел специальных надзоров для осуществления в рамках ГСН пожарного, санитарно-эпидемиологического, экологического. В целях комплексного надзора внесены изменения в положения об отделах, должностные инструкции, изменен порядок организации проверок, формирования группы ответственных лиц. В ближайшей перспективе предстоит совершенствование деятельности Инспекции в этом направлении, внесение изменений в административный регламент.

  1. 2. Регистрация и состав объектов

Теперь несколько слов о регистрации объектов. За 2015 год в инспекции было зарегистрировано – 340объектов капитального строительства, в том числе:

- многоквартирные жилые дома – 43

- социально-значимые объекты – 6

- объекты АПК – 18

- крупные производственные комплексы – 1

- крупные торговые центры – 4

- линейные объекты (газопроводы, водопроводы, канализационные сети, тепловые сети, ЛЭП) – 184

- автодороги – 35

- иных – 49

Если сравнивать показатели за 2014 год, то было зарегистрирован 431 объект, что больше, чем в 2015 году на 21%. В 2015 год зарегистрировано больше объектов:

-АПК - на 7 объектов (среди них хотелось бы выделить объекты хранения и первичной переработки зерна, заказчиками которых выступали субъекты малого и среднего бизнеса),

-автодорог (в сельской местности) – на 10 объектов,

-крупных торговых центров – на 3 объекта.

Наблюдается незначительное снижение объемов строительства многоквартирных жилых домов меньше на 7, вполовину снизилось количество социально-значимых объектов, уменьшилось количество линейных объектов на 76 объектов, иного назначения на 29 объектов.

 Всего, по состоянию на 31.12.2015 года в надзоре - 631 объект капитального строительства.

Среди наиболее значимых объектов капитального строительства, за которыми в 2015 году осуществлялся государственный строительный надзор, хотелось бы выделить следующие объекты:

- подготовительный период строительства энергоблоков №1,2 Курской АЭС-2;

- элеваторный комплекс по приемке, очистке и сушке зерновых культур с объемом хранения 140000 куб.м. в окрестностях с.Паники Медвенского района Курской области;

- тепличный комплекс «АгроПарк» с инженерными коммуникациями в п.Теткино Глушковского района;

- комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса в г. Курчатове Курской области;

- строительство парогазового блока мощностью 115 МВт Курской ТЭЦ-1 филиала ОАО «КВАДРА»- «Южная генерация;

- автомобильная дорога «Крым»-«Курск-Петрин» (третий этап Юго-восточного обхода г.Курска) в Курском районе Курской области;

- автомобильная дорога «Курск-Шумаково-Полевая через Лебяжье» на участке км 2+600-км 3+700 со строительством путепровода через железную дорогу в Курском районе Курской области;

- объекты завода КПД им.А.Ф.Дериглазова в п.Северный г.Курска;

- объекты реконструкции ОАО «Фармстандарт-Лексредства».

  1. 3. Проведение проверок

За 2015 год сотрудниками Инспекции на поднадзорных объектах проведено 1175 проверок, по результатам которых вручено 48 предписаний, возбуждено 64 административных дела, выдано 404 заключения о соответствии построенного объекта, принято 1 решение об отказе в выдаче ЗОС. Несмотря на тенденцию сокращения количества объектов в надзоре, количество проверок не сократилось, а число внеплановых проверок даже возросло. Средняя нагрузка на сотрудника непосредственно осуществляющего надзор остается на высоком уровне – 136 проверок в год или более 11 проверок в месяц.

Около 30% внеплановых проверок были организованы в связи с необходимостью рассмотрения жалоб и обращений, проверкой неподнадзорных объектов по требованию прокуратуры.

Как видно из таблицы № 2 несколько снизилось количество выданных ЗОС, но это обусловлено не только уменьшением количества объектов, но и переносом застройщиками сроков завершения работ на более поздние сроки по причине отсутствия финансовой возможности реализации проектов. Практически по всем крупным объектам откорректированы сроки завершения работ и сроки строительства значительно продлены, а по некоторым объектам сроки завершения работ вообще не определены. Среди данных объектов более 15 объектов ЗАО «Агрокомплекс «Мансурово».

  1. 4. Взаимодействие при осуществлении проверочных мероприятий

При проведении проверок Инспекция в рамках заключенных соглашений взаимодействует с ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Курской области», саморегулируемыми организациями в строительном комплексе. Коротко остановлюсь на этом вопросе, т.к. более подробно об этом проинформируют руководители этих организаций.

 В 2015 году ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курской области совместно с ГИСН проведен инструментальный контроль систем противопожарной защиты на 18-ти социально значимых объектах градостроительной деятельности, в том числе на 5-ти детских садах, 4-х торговых центрах, 2-х жилых домах повышенной этажности, физкультурно-оздоровительном центре, дворце молодежи, 3-х промышленных объектах. Для сравнения в 2014 году такая работа была проведена на 10-ти объектах: 4-х детских садах,4-х физкультурно-оздоровительных комплексах, одном торговом центре и одном объекте с/х назначения.

 Как положительный пример своевременного и эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления вот уже на протяжении последних двух лет отмечаем администрацию Пристенского района. Иллюстрацией такого взаимодействия органов власти, инспекции, проектировщиков и строителей в 2015 году явилась реконструкция детского сада в п.Кировский Пристенского района. Противоположный пример администрация п.Золотухино и Золотухинского района. Такие объекты, как мусороперарабатывающий объект в п.Золотухино и погрузочно-разгрузочный терминал в п.Золотухино получили очень широкий и негативный резонанс даже за пределами области (об этих я скажу более подробно ниже).

  1. 5. Административная практика

Как было сказано выше количество возбужденных должностными лицами Инспекции дел об административных правонарушениях – 64, что на 36% больше, чем в 2014 году (за 2014 год - 47), из них:

Занарушение требований проектной документации, технических регламентов9 (за 2014 год - 12)

Задействия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений – 7 (за 2014 год - 0)

Застроительство, реконструкция в отсутствие разрешения6 (за 2014 год - 5)

За нарушение сроков извещения о начале строительства, реконструкции – 27 (за 2014 год - 7)

Заэксплуатацию в отсутствие разрешения 6 (за 2014 год -15)

Занеисполнение предписания об устранении нарушения 7 (за 2014 год -5)

Занарушение требований пожарной безопасности2 (за 2014 год - 0)

Занепредставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности) - 1 (за 2014 год - 0)

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях – 76, из нихвозбуждены органами прокуратуры – 19.

К административной ответственности привлечено 69 лиц (в том числе, по 10 делам вынесено наказание в виде предупреждения):

юридических лиц – 13 (из них 2предупреждения)

должностных лиц – 35 (из них 5 предупреждений)

индивидуальных предпринимателей – 3

физических лиц – 18 (из них 3предупреждения)

При рассмотрении инспекцией 7 дел прекращено, в связи с истечением срока привлечения, малозначительностью, отсутствием состава административного правонарушения.

  1. 6. Штрафные санкции и судебная деятельность

Штрафные санкции назначены инспекцией по результатам рассмотрения 60 лицам на общую сумму 2 426 000 рублей.

Штрафные санкции назначены судами по 5 делам по административным протоколам, составленным должностными лицами инспекции по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ на общую сумму 89 700 рублей.

За этот период оплачено штрафов на сумму 2 061 000 рублей.

Для сравнения: оплата штрафов за 2014 год – 411 000,00 рублей.

Количество оспоренных в судебном порядке административных санкций, назначенных Инспекцией в 2015 году – 0, в 2014 году – 2. Находятся в суде на стадии рассмотрения заявлений об обжаловании – 12.

  1. 7. Анализ нарушений

Анализируя нарушения, выявленные Инспекцией в 2015 году, можно сказать о том, что наиболее характерными, как и в 2014 году, являются нарушение застройщиками сроков направления в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции в соответствии с ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за которое виновное лицо привлекается к административной ответственности по ч.2. ст.9.5 КоАП РФ.

Извещая Инспекцию о начале строительных работ в нарушение установленных сроков (в том числе, когда строительство объекта завершено), в отсутствие государственного строительного надзора не обеспечивается предусмотренная законодательством, если так можно выразиться, гарантия конструктивной надежности и безопасности объекта капитального строительства, предусмотренная требованиями статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

По результатам проверок выданы предписания об устранении выявленных нарушений, составлены протоколы об административных правонарушениях, наложены административные штрафы (300 и 150 тыс. рублей).

 В связи с выявляемыми инспекцией нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, касающихся соблюдения размеров санитарно-защитных зон от строящихся промышленных объектов, либо необходимости обоснования их сокращения в условиях существующей застройки, следует обратить внимание на требования раздела IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.12000-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: для промышленных объектов I - V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены на основании санитарно-эпидемиологического заключения на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны (расчетной) с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух). Санитарно - эпидемиологическое заключение на проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны выдается органами Роспотребнадзора.

Т.е. вопрос возможности размещения промышленного объекта требующего установления санитарно-защитной зоны в условия существующей застройки (жилые дома, садово-огородные участки, школы, сады и.т.д.) должен подниматься и прорабатываться до начала строительства объекта на стадии проектирования, выдачи разрешения на строительства.

 Учитывать вышеуказанные требования необходимо и в связи с серьезностью возможных последствий при невыполнении указанного санитарно-эпидемиологического законодательства, выражающихся в обострении социальной обстановки в связи с жалобами населения, проживающего рядом со строящимся промышленным объектом или невозможностью сокращения размера санитарно-защитной зоны проектируемого (строящегося) объекта в виду превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или предельно-допустимых уровней шума при проектных расчетах, и как вероятное следствие, отсутствием возможности законной эксплуатации объекта в будущем.

  1. 8. Задачи на 1-й квартал и 2016 год
  2. Продолжить работу по реализации протокольных решений конференций органов государственного строительного надзора субъетов РФ, заседаний Советов коллегии:

- обеспечить сопровождение законопроекта, внесенного в Государственную Думу РФ от Курской области;

- поддерживать взаимоинформирование с органами ГСН г. Севастополь, Санкт-Петебург по продвижению подготовленной и внесенной ими законодательной инициативы;

- обеспечить подготовку материалов к проведению заседания Совета РК ОГСН в г. Севастополь в мае 2016 года и участие в нем

  1. На постоянной основе продолжать взаимодействие по заключенным соглашениям с ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Курской области», саморегулируемыми организациями в строительстве и проектировании, АУКО «Государственная экспертиза проектов в Курской области».
  2. Проработать вопрос с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» о проведении исследований и испытаний на объектах социальной сферы, многоквартирных жилых домах
  3. Совместно с органами местного самоуправления продолжить работу по пресечению строительства объектов без разрешения, в том числе и неподнадзорных, при этом, уважаемые коллеги, инициатива должна исходить от вас.

Завершить в 1-м квартале 2016 года работу по приведению административного регламента по исполнению основной функции в соответствие с обновленными руководящими документами и с учетом изменений в структуре Инспекции.

  1. 9. Участие в совещательных органах

В 2015 году начальник инспекции принимала участие:

- в заседаниях Координационного совета по вопросам промышленной и экологической безопасности Курской области (ежеквартально);

- в заседаниях Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов в строительстве и в заседании Координационного совета по взаимодействию с СРО;

- в совещаниях с заместителями глав муниципальных образований Курской области, курирующих строительную сферу, проводимых заместителем Губернатора Курской области С.А. Дюминым;

- в совещании по подведению итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС Курской области за 2015 год (18.12.2015);

- в заседании Курской областной Думы и выступлением с законодательной инициативой (16.12.2015);

- в заседаниях Общественного совета при инспекции.

- в заседаниях комиссии по обеспечению приемки жилых помещений во вновь построенных домах в рамках реализации адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017годы.

10. Кадровая работа и антикоррупционная профилактика

 В отчетном периоде в инспекцию принято 2-а сотрудника и уволено 2-а сотрудника (в связи со смертью – 1чел., по достижению предельного возраста пребывания на госслужбе – 1чел.).

В соответствии с планом-графиком проведения аттестации на 2015 год, проведена аттестация 7 сотрудников инспекции 26 июня и 29 декабря 2015 года.

В течение 2015 года десять сотрудников Инспекции привлекались к дисциплинарной ответственности. По итогам работы за год сотрудники инспекции поощрены денежной премией.

В Инспекции ведется работа по атикоррупционной профилактике. В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов государственные служащие, замещающие должности государственной гражданской службы Курской области в инспекции, обеспечены Памяткой об основах антикоррупционного поведения. Кроме того, 16 сентября 2015 года проведен семинар для сотрудников инспекции, с разъяснением норм Федерального закона от 27 июля 2004 года №79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части соблюдения запретов и ограничений), Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закона Курской области от 11 ноября 2008 года №85-ЗКО «О противодействии коррупции в Курской области», Кодекса этики и служебного поведения государственного служащего Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 19 мая 2011 №175-пг. 

 Вышеуказанные нормативно-правовые акты доведены под роспись до государственных гражданских служащих и служащих Инспекции.

В прошедшем году проведено 1 заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих государственной инспекции строительного надзора Курской области и урегулированию конфликта интересов в государственной инспекции строительного надзора Курской области. Должное внимание уделяется повышению квалификации и правовой грамотности должностных лиц Инспекции. Так в 2015 году проведены три семинарских занятия организованных сотрудниками инспекции в качестве самоподготовки по разъяснению норм законодательства о противодействии коррупции, защиты персональных данных, применения норм экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении государственного строительного надзора, по вопросам административной практики.

  1. 11.  Рассмотрение обращений

В 2015 году в Инспекцию поступило 189 обращений граждан, непосредственно в инспекцию - 42 (2-устные). Тематика обращений, в основном затрагивает вопросы компетенции инспекции (жалобы на качество приобретенного в новостройках жилья, на неудобства, связанные с проведением строительно-монтажных работ на строящихся объектах капитального строительства, вопросы, на размещение строительства промышленных объектов в черте населенных пунктов).

Все обращения рассмотрены, в установленный законодательством срок, при необходимости, с выездом на место, с направлением заявителям ответов, разъяснений и получением информации об удовлетворении заявителя рассмотрением Инспекцией обращения. Из органов прокуратуры в инспекцию поступило наибольшее количество обращений - 89. В соблюдение требований части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предметом которых являлось установление фактов, изложенных в обращениях, проведены после принятия прокуратурой Курской области решений о согласовании проведения проверок. В 2015 году направлено 16 заявлений о согласовании проведения проверки, из них по 12 принято решение о согласовании.

Прокуратурой Курской области по результатам проверки рассмотрения в инспекции обращений граждан в 2015 году вынесено представление о нарушении законодательства о рассмотрении обращений граждан ( Гончаров Н.А.), которое рассмотрено с участием представителей прокуратуры Курской области и заместителя Губернатора Курской области В.Н. Зубкова.

  1. 12.  Финансово-хозяйственная деятельность

Исполнение расходных обязательств на содержание Инспекции за 2015 г. составило 10717250 рублей – 99,97% от запланированных ассигнований (10720183 рублей). Из них на материальные и хозяйственные нужды израсходовано 745360 рублей. (99,99% от запланированных).

В 2015 году в соответствии с решением комитета по управлению имуществом Курской области от 25.11.2015 г. № 01-19/1882 «О государственном имуществе» инспекции переданы помещения площадью 27,2 м2 для размещения архивных документов. Для обустройства данного помещения приобретены 10 шт. металлических стеллажей, 3 шт. огнетушителя и гигрометр-термометр.

При весьма ограниченном финансировании в 2015 году были приобретены 2 принтера и 1 источник бесперебойного питания, приобретались необходимые для работы материальные запасы – канцелярские и хозяйственные товары.

Собственными силами отремонтированы три компьютера, обновляются антивирусные и другие программные продукты.