Информация по итогам работы в первом квартале 2016 года

Информация

 об итогах деятельности государственной инспекции строительного надзора Курской области за 1-й квартал 2016 года и задачах на 2-й квартал 2016 года.

  1. 1. Анализ исполнения протокольных решений

В соответствии с заключенными соглашениями Инспекция при осуществлении своей деятельности поддерживает взаимодействие с ФГБУ СЭУ ИПЛ по Курской области, проектной и строительными саморегулируемыми организациями, государственной экспертизой проектов.

Совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» проработан ориентировочный перечень контрольных исследований и их стоимость на «пилотных» объектах различного назначения, находящихся в надзоре. С учетом средств, необходимых для проведения исследований, Инспекцией направлено обращение в комитет финансов Курской области об увеличении расходов бюджетного финансирования Инспекции, при корректировке областного бюджета.

В целях пресечения незаконного строительства на подведомственных территориях на ранней стадии, в 1 квартале 2016 года было направлено в Инспекцию 8-мь материалов для возбуждения административного производства следующими органами местного самоуправления:

Администрацией Хомутовского района – 1;

Администрацией Пристенского района -1; 

Администрацией Железногорского района -1;

Администрацией Октябрьского района -1;

Комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска - 4.

Часть протокольных решений итогов 2015 года находиться в работе (внесение изменений в АР в целях приведения его в соответствие с изменениями РД и градостроительного законодательства, подготовка к заседанию Совета РК ОГСН, запланированного на май 2016 года в г. Севастополь, контроль за продвижением законодательных инициатив) и мы ставим себе задачу завершить работу по ним во 2-м квартале 2016 года.

  1. 2. Регистрация объектов для осуществления ГСН

По состоянию на 31 марта 2016 года в Инспекции зарегистрирован 631 объект ( таблица №1).

 В течение 1-го квартала 2016 года зарегистрировано 39 объектов, что на 37% меньше, чем за АППГ. Можно предположить, что это связано с ситуацией в экономике, а также в связи с изменениями регионального градостроительного законодательства, допускающего строительство линейных объектов с определенными параметрами без получения разрешения.

По сравнению с АППГ в соотношении с общим количеством зарегистрированных объектов примерно на одном уровне остается количество многоквартирных жилых домов, крупных производственных комплексов. Несколько сократилось количество линейных объектов, в том числе автодорог.

В 1-м квартале 2016 года зарегистрировались небольшие объекты социального назначения (ФАП в Курском районе, 3-я очередь фехтовального центра в г.Курске, пристройка областного архива), но ни одного крупного объекта данного назначения, в АППГ их было - 3. По территориальному размещению 15 объектов, что составляет от объектов, поступивших на регистрацию почти 40%, строятся в городе Курске.

Из масштабных объектов в зарегистрировавшихся в отчетном периоде можно отметить: крупный производственный комплекс «Предприятие по переработке зерна и семян производительностью при приеме 100 т/ч, мощностью хранения 20 000 тыс. тонн» в с. Никольское Солнцевского района, а также крупный торговый центр по ул. Энгельса в г. Курске.

  1. 3. Надзорная деятельность

На поднадзорных объектах сотрудниками Инспекции в течение 1-го квартала 2016 года проведено 140 проверок, что на 42% меньше, чем за АППГ (242 проверки) (таблица №2). Сказывается снижение активности строительной отрасли 2-го полугодия 2015 года: отнесение застройщиками сроков работ подлежащих проверке на более поздние сроки, приостановки строительства, сокращение количества объектов поступающих на регистрацию.

Из общего количества внеплановых проверок – 7, что составляет – 5%. В целом количество внеплановых проверок и количество случаев, когда сотрудники Инспекции привлекались для участия в проверках, проводимых иными органами в отчетном периоде меньше, чем в АППГ.

Почти 40% проверок приходится на жилые дома, чуть меньше - 34% на линейные объекты, 6% на объекты соцкультбыта, более 4% на объекты сельскохозяйственного назначения.

Тем не менее, при уменьшении количества проверок более чем в 2 раза увеличилось количество выданных предписаний (10), и почти в 2 раза количество возбужденных административных дел за нарушение градостроительного законодательства. Основная причина - снижение производственной дисциплины со стороны подрядчиков и ослабление строительного контроля со стороны заказчиков.

Особое внимание в рамках строительного надзора уделялось надзору за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства. Начиная с этапа регистрации объекта в Инспекции и тщательного изучения, порой переходящего практически в экспертизу, проектной документации, размещения объектов с соблюдением требуемых разрывов и санитарно-защитных зон, надзором за использованием материалов, соответствующих требованиям СанПин, заканчивая проведением исследований воды, воздуха помещений на хим.состав, уровня шума, вибрации. Уже вошло в норму и не вызывает негативной реакции со стороны заказчиков по окончании строительства объектов соцкультбыта и жилья обязательное проведение исследований воздуха закрытых помещений на химический состав, что подтверждает качество использованных при отделке строительных материалов.

В 1 квартале 2016 года большое внимание со стороны Инспекции было уделено объектам сельскохозяйственного назначения, занимающимся хранением и первичной переработкой зерна. И вызвано это было, в первую очередь, жалобами и обращениями граждан во все инстанции, включая президента РФ и генпрокуратуру на нарушения со стороны предприятий как градостроительного, так и экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства. Погрузочно-разгрузочный терминал в п.Золотухино, предприятие по переработке зерна в Солнцевском районе и комбикормовый цех с зерноскладами в Советском районе стали объектами пристального внимания всех надзорных органов не только Курской области, но и федеральных структур. Самое неприятное в этом то, что органы местного самоуправления территорий, на которых находятся данные объекты, практически самоустранились от решения возникших проблем, связанных с размещением объектов, строительством без разрешения, эксплуатацией без ввода.

Количество выданных заключений о соответствии построенных объектов – 35. Эта цифра остается примерно на одном уровне с АППГ. Среди выданных ЗОС подавляющее количество приходится на линейные объекты (более 75%), жилье составляет 20% (7 объектов), 4 объекта соцкультбыта (более 11%), 1 объект сельхозназначения и 1 торговый центр.

Нагрузка на сотрудников подразделений Инспекции, непосредственно осуществляющих надзор, снизилась и в среднем за квартал составила – 15 проверок на одного человека, но исходя из количества выданных предписаний и возбужденных административных дел можно сделать вывод, что количество переросло в качество.

 Во исполнение поручения Губернатора Курской области А.Н. Михайлова в первом квартале текущего года сотрудники инспекции участвовали в проверках, проводимых департаментом финансово- бюджетного контроля Курской области в объектов, где выполнялся капитальный и текущий ремонт. В Касторенском районе это Жерновецкий сельсовет - 1 объект, Краснодолинский сельсовет - 1 объект, п. Касторное - 3 объекта. И хотя это текущий ремонт небольших участков сетей водопровода, канализации в 20 – 50 метров исполнительную документацию необходимо составлять.

В следующем квартале текущего года продолжится участие сотрудников Инспекции в совместных проверках, проводимых департаментом финансово-бюджетного контроля Курской области в проверках капитального и текущего ремонта объектов в других районах области.

  1. 4. Административная практика

В течение отчетного квартала за нарушение обязательных требований было возбуждено 21 административное дело ( таблица №3), что более, чем в 2-а раза превышает аналогичный показатель АППГ (10- административных дел). Лицами, осуществляющими строительство, допущен рост административных правонарушений, связанных с несоблюдением требований проектной документации, технических регламентов, с эксплуатацией объектов в отсутствие разрешения на ввод. Два административных дела возбуждены за несвоевременную уплату штрафа.

  1. 5. Штрафные санкции

По возбужденным и рассмотренным административным делам в отчетном периоде назначено 13 штрафных санкций на сумму 431,0 тыс. рублей ( таблица №4), что в количественном выражении почти вдвое больше, чем АППГ (7- санкций), в тоже время в сумме вдвое меньше, чем в 1-м квартале 2015 года, так как в отчетном периоде административной ответственности, в основном, подверглись должностные и физические лица.

На текущую дату оплачено 81,6% штрафов, при этом ни одного штрафа не оспорено и не направлено материалов на взыскание судебным приставам. Это свидетельствует об объективном подходе со стороны должностных лиц Инспекции.

6. Судебная практика

Инспекция продолжает отстаивать и защищать свои интересы и законные требования в судебных инстанциях. Статистические данные за прошедший квартал и АППГ практически остаются одинаковыми (таблица №5). Специалисты Инспекции принимали участие в 15 судебных процессах. Почти половина судебных дел из вышеназванных завершена, 8 судебных процессов остаются не завершенными.

  1. 7. Малоэтажное строительство

В Курской области работают две комиссии по оценке пригодности построенного социального жилья.

За первый квартал 2016г. в рамках реализации адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы комиссия, созданная распоряжением Губернатора Курской области от 12 мая 2015 № 343-ра, которую возглавляет начальник Инспекции Т.Д. Березникова, по приемке жилых помещений во вновь построенных домах, направляла рекомендации органам местного самоуправления по приобретению жилых помещений во вновь построенных следующих домах:

«Многоквартирный жилой дом в п. Касторное по ул. Буденного», (январь 2016г);

«Многоквартирные жилые дома №7, №9, №11, №13 по ул. Ленина в пос. им. Карла Либкнехта Курчатовского района (январь 2016);

«Многоквартирный жилой дом №76 в г. Рыльске по адресу:г. Рыльск, ул. Р.Люксембург» (февраль 2016).

Строительство этих жилых домов начиналось: в г. Рыльске в ноябре 2014г., в п. Касторное и п. Карла Либкнехта в сентябре 2015 года. Застройщики домов в п. Касторное и г. Рыльске с момента начала строительства и до начала работы комиссии ни разу не обратились в инспекцию с целью оказания помощи в вопросах консультации строительства данных домов, как делали это другие заказчики, которые осуществляли строительство в других поселениях в 2015г. При первом посещении стройки комиссии по просьбе глав муниципальных образований на эти объекты было установлено множество нарушений, в том числе: несоответствие сечений элементов стропильной системы кровли домов в сторону уменьшения, установка отопительных котлов меньшей мощности, отсутствие пожизвещателей, тамбурных дверей, отмостки вокруг домов, вентиляции (п. Касторное), утепления вентиляционных шахт, ограждения кровли, утепления чердачного перекрытия, дверей для разделения поэтажных коридоров от лестничной клетки, исполнительной документации, несоответствие санитарным нормам размещения жилого дома (г. Рыльске), отсутствие положительного заключения госэкспертизы проектной документации в соответствии с соглашением о покупке жилых помещений, отсутствие разделов проектной документация, которые должны включаться в состав проекта в соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, это:

- архитектурные решения;

- проект организации строительства объектов капитального строительства;

- перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

 В связи с этим сотрудникам Инспекции пришлось выезжать несколько раз на эти объекты. 

 В связи с тем, что для устранения нарушений потребовалось время, затянулись сроки реализации, предусмотренные областной программой по переселению. Надо также отметить, что хотя по домам в г. Рыльске и п. Касторное даны положительные рекомендации комиссии на приобретение жилых помещений, но в мае еще придется выезжать на эти дома для проверки выполнения благоустройства, так как эти работы не были завершены в зимнее время.

Что касается перспектив планирования работы комиссий в области, то Инспекцией в ходе подготовки к совещанию была получена информация из комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, комитета социального обеспечения Курской области. В целях уточнения мест размещения объектов, их состояния, застройщиков – подрядчиков, в телефонном режиме была получена информация от должностных лиц муниципалитетов.

Так, в городе Дмитриеве планируется переселить 50 человек из 30 аварийных помещений общей площадью 920,1 м2, адрес строящегося объекта: г. Дмитриев, ул. Железнодорожная, 2И. В городе Льгове планируется переселить 22 человека из 12 аварийных помещений общей площадью 378,2 м2, адрес строящегося объекта: г. Льгов, ул. Овечкина, д.14А.

По остальным объектам, а их намечается построить в следующих муниципальных образованиях:

 г. Дмитриев планируется переселить 53 человека из 35 аварийных помещений общей площадью 1072,1 м2

г. Обоянь планируется переселить 8 человек из 4 аварийных помещений общей площадью 109,9 м2;

 г. Щигры планируется переселить 35 человек из 12 аварийных помещений общей площадью 477,4 м2;

 п. Глушково планируется переселить 6 человек из 2 аварийных помещений общей площадью 95,3 м2;

 г. Рыльск планируется переселить 9 человек из 3 аварийных помещений общей площадью 114,2 м2,

 Мантуровский сельсовет планируется переселить 14.человека из 14 аварийных помещений общей площадью 512 м2;

 Сазановский сельсовет планируется переселить 21 человека из 17 аварийных помещений общей площадью 535.55 м2;

 п. Кировский планируется переселить 21 человека из 9 аварийных помещений общей площадью 452 м2,

 Ярыгинский сельсовет планируется переселить 13 человек из 6 аварийных помещений общей площадью 303,3м2.

По приемке жилых помещений построенных для последующего предоставления гражданам из категории детей - сирот работает комиссия, созданная совместными приказами комитета строительства и архитектуры Курской области, комитета социального обеспечения Курской области. В состав комиссии входят два сотрудника Инспекции. В отчетном периоде сотрудники Инспекции к работе комиссии не привлекались.

Комитетом социального обеспечения Курской области предоставлена информация о том, что строительство жилых домов для категории детей-сирот будет осуществляться в 27 муниципальных образованиях.

В тоже время органы местного самоуправления предоставили сведения о том, что строительство жилья для данной категории граждан не планируется в 10 районах (Глушковском, Дмитриевском, Льговском, Обоянском, Пристенском, Советском, Солнцевском, Суджанском, Хомутовском, Щигровском). В 5-ти районах (Беловском, Б.Солдатском, Горшеченском, Конышевском, Кореневском) сообщили о том, что готовы предоставить земельные участки.

Понятна перспектива строительства жилья в следующих районах:

Железногорский: на очереди 27 человек, планируется покупка у ЗАО «ЖБИ-3»;

Касторенский: 6 земельных участков;

Мантуровский: 2 земельных участка для двух 4-х квартирных домов;

Медвенский: 2 дома;

Октябрьский: четыре 4-х квартирных дома;

Поныровский: 2 дома;

Фатежский: 2 земельных участка.

В Курчатовском районе очередь на эту категорию граждан закрыта в 2015 году. По Курскому району информация отсутствует.

В такой «не прозрачной» ситуации всем участникам процесса сложно планировать работу по организации подготовки земельных участков, проектной документации, строительства и контроля за качеством выполнения работ.

 При таком подходе, не возможно использовать Методические рекомендации, которые были утверждены Администрацией Курской области в 2015 году, направленные на совместную работу застройщиков-подрядчиков, муниципалитетов, профильных областных комитетов и надзорного органа.

8. Предложения по повышению эффективности деятельности

С целью повышения эффективности деятельности Инспекции необходимо продолжить работу по внесению изменений в административный регламент, в соответствии с изменениями руководящих документов; изменении структуры инспекции; продолжить взаимодействие с комитетом финансов Курской области по выделению необходимых бюджетных средств для заключения соглашения с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» по проведению необходимых лабораторно-инструментальных исследований санитарно-гигиенического профиля на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в надзоре; с органами местного самоуправления в целях пресечения незаконного строительства не поднадзорных объектов. 

Постоянно проводить оперативный анализ организации осуществления должностными лицами инспекции государственного строительного надзора на территории области; мониторинг изменений действующего законодательства в области градостроительной деятельности, административного законодательства, руководящих документов государственного строительного надзора.

Поддерживать конструктивный диалог с участниками строительной деятельности: проектировщиками, строителями, экспертизой проектов, саморегулируемыми организациями в форме локальных рабочих совещаний по возникающим проблемам на поднадзорных объектах, а также в рамках заключенных соглашений о взаимодействии.

Предложения по вопросам, связанным со строительством малоэтажного социального жилья:

- обобщить информацию о складывающейся в области ситуации со строительством социального малоэтажного жилья, направить в адрес заместителей Губернатора Курской области: Зубкова В.Н., Дюмина С.А., Проскурина В.В., Демина А.П.;

- подготовить предложения в адрес заместителя Губернатора Курской области С.А. Дюмина о привлечении УКСов Курской области для осуществления строительного контроля на возводимых объектах малоэтажного жилищного строительства.

  1. 9. Участие в совещательных органах

В первом квартале 2016 года начальник Инспекции принимал участие:

- в заседании Координационного совета по вопросам промышленной и экологической безопасности Курской области;

- в заседаниях Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов в строительстве и в заседании Координационного совета по взаимодействию с СРО;

- в совещании с заместителями глав муниципальных образований Курской области, курирующих строительную сферу, проводимом заместителем Губернатора Курской области С.А. Дюминым;

- в заседании Общественного совета при инспекции;

- в заседаниях комиссии по обеспечению приемки жилых помещений во вновь построенных домах в рамках реализации адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017годы.

В отчетном квартале проводилась работа по оказанию содействия в организации проведения заседания Совета Российской коллегии органов государственного строительного надзора субъектов РФ, намеченного на май 2016 года в г.Севастополь.

  1. 10.  Рассмотрение обращений

В первом квартале 2016 года в инспекцию поступило 45 обращений граждан, в том числе: непосредственно в инспекцию- 17;

из органов прокуратуры-9;

роспотребнадзора-6;

муниципальных образований-2;

МЧС- 2;

полиции1;

органов исполнительной власти-6;

росреестра-1;

приемной Президента РФ-1.

Тематика обращений, в основном, затрагивает вопросы компетенции инспекции (жалобы на качество приобретенного в новостройках жилья, на неудобства, связанные с проведением строительно-монтажных работ на строящихся объектах капитального строительства, вопросы, касающиеся размещения строящихся промышленных объектов в черте населенных пунктов).

Все обращения рассмотрены, в установленный законодательством срок, при необходимости, с выездом на место, с направлением заявителям ответов. На исполнении находится 7 обращений.

В соблюдение требований части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предметом которых являлось установление фактов, изложенных в обращениях, проведены после принятия прокуратурой Курской области решений о согласовании проведения проверок. В отчетном периоде направлено 1 заявление о согласовании проведения проверки, по которому принято положительное решение.

  1. 11. Финансово-хозяйственная деятельность

За 1 квартал 2016 г. на нужды Инспекции использовано 1876,7 тыс. рублей – 89,1% бюджетных средств, предусмотренных кассовым планом расходов бюджетных средств, в том числе на выплату заработной платы и начислений на нее израсходовано 1803,7 тыс.руб., на материально-хозяйственные нужды – 73,0 тыс.руб. Материально-хозяйственные затраты Инспекции это в основном: оплата услуг связи, почтовых и коммунальных услуг, поддержание и обновление имеющихся программных продуктов. Инспекция в 1-м квартале 2016 года осуществляла свою деятельность в режиме строгой экономии бюджетных средств, направленной на обеспечение первоочередных платежей.

12. Работа с личным составом

В отчетном периоде в порядке перевода уволен 1 сотрудник, в настоящее время проводится работа по утверждению новой структуры и штатной численности инспекции.

К дисциплинарной ответственности сотрудники не привлекались.

Систематически проводится работа по ознакомлению сотрудников инспекции с изменениями в антикоррупционном законодательстве. Так в первом квартале 2016 года приказами начальника инспекции утвержден порядок сообщения госслужащими инспекции о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов и внесены изменения в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих инспекции и урегулированию конфликта интересов.

Завершается работа по предоставлению госслужащими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

Таблица №1Сведения об объектах зарегистрированных в ГИСн КО
Таблица №2 Сведения о проверках 2016
Таблица №3 Сведения о возбужденных должностными лицами Инспекции за 2016 год
Таблица №4 Штрафы
Таблица №5 Судебная практика