ОБЗОР практики осуществления комитетом промышленности, торговли и предпринимательства Курской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов за 2019 год

Настоящий обзор практики осуществления комитетом промышленности, торговли и предпринимательства Курской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ) по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за 2019 год.

Комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области в соответствии с Положением о комитете промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее – Комитет), утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 10.06.2019 № 221-пг (в редакции постановления Губернатора Курской области от 25.09.2019 № 401-пг) осуществляет:

1) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федерального закона № 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;

- государственный контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Курской области.

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

По состоянию на 25 декабря 2019 года на территории области осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции 241 организация - лицензиаты в 1800 территориально обособленных подразделениях и 99 лицензиатов на 225 объектах в сфере оборота черных и цветных металлов.

В текущем году Комитетом рассмотрено 412 заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предоставлении государственных услуг, из них: 380 заявлений юридических лиц в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, 32 – в части лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. По результатам рассмотренных заявлений принято 8 решений об отказе в предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции в связи с несоответствием организаций требованиям, установленных действующим законодательством.

С учетом действующего моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства плановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, на 2019 год не планировались и не проводились.

Внеплановые проверки по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Комитетом также не проводились.

В период с января по декабрь 2019 года включительно Комитетом проведен ряд мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем).

По фактам выявленных нарушений составлено 62 протокола об административных правонарушениях, из них: 32 - по ст. 15.13, 28 - по ч.3 ст.14.16, 2 - по ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По 7 возбужденным административным делам вынесены постановления о прекращении производства по делу об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 62 постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, из которых: 6 – в виде административного штрафа на общую сумму 120 тыс. рублей, 56 хозяйствующим субъектам наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

По результатам рассмотрения поступивших в Комитет обращений граждан по факту нарушения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных региональным законодательством, в 2019 году составлено 11 протоколов об административных правонарушениях по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 9 юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 900 тыс. рублей, 2 индивидуальным предпринимателям наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.

На основании рассмотрения материалов, поступивших из иных органов, вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 710 тыс. рублей, протокол об административных правонарушениях по ч.1 и ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении 1 юридического лица направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Всего в результате проведенного в 2019 году государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции вынесено 89 постановлений по делам об административных правонарушениях, из них: 8 о прекращении административного производства, 23 юридическим и должностным лицам назначено административное наказание в виде административного штрафа на сумму 1730 тыс. рублей, 58 юридическим и должностным лицам административный штраф заменен предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находится на рассмотрении в Арбитражном суде Курской области.

Кроме того, в производстве Арбитражного суда Курской области находятся дела по искам юридических лиц о признании незаконными и отмене 16 постановлений Комитета о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1600 тыс. рублей.

Действие 1 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции было приостановлено.

В 2019 году Комитетом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения:

1) розничная продажа алкогольной продукции в дни запретов (1 июня, 1 сентября) –28 протоколов об административных правонарушениях).

В соответствии с абзацем вторым п. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Законом Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» на территории Курской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с 8 часов до 22 часов по местному времени в Международный день защиты детей (1 июня), День знаний (1 сентября) (а в случае, если День знаний (1 сентября) приходится на воскресенье – в следующий за 1 сентября рабочий день).

Согласно абзацу двадцать четвертому п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 данного Федерального закона запрещается.

Нарушение лицензионных требований, установленных абзацем вторым п. 9 ст. 16, абзацем двадцать четвертым п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области», а именно: нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Меры, которые следует предпринять юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:

- изучить действующее законодательство, устанавливающее дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части соблюдения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;

- на регулярной основе осуществлять проверку кассовых аппаратов в целях исключения фактов сбоя показания времени, устанавливать блокировку розничной продажи алкогольной продукции в запрещенное законодательством время;

- использовать в работе информацию, размещаемую Комитетом на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (https://adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»;

2) нарушение сроков подачи декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей – 32 протокола об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:

- розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;

- розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

- розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом ЕАЭС, а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

- временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ.

Формы и правила представления деклараций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда».

Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка в целях недопущения нарушения сроков при декларировании розничной продажи алкогольной продукции:

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- заполнять декларации в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за своевременной сдачей деклараций через «Личный кабинет» на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

- не допускать нарушения сроков представления деклараций.

В 2019 году в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2019 год, согласованным с прокуратурой Курской области, Комитетом проведено 10 плановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий у 1 юридического лица выявлено нарушение лицензионных требований и условий, в связи с чем данному хозяйствующему субъекту выдано предписание об устранении нарушений ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которое исполнено в установленном порядке.

В отчетном периоде по результатам рассмотрения поступивших в Комитет обращений граждан проведено 3 внеплановые проверки в отношении лицензиатов, из них: 2 – выездные по согласованию с прокуратурой Курской области, 1 – документарная. По результатам проведенных проверок по фактам выявленных нарушений составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ч.3 ст. 14.1, ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области, выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. Согласно решениям Арбитражного суда Курской области: 2 юридическим лицам административное наказание в виде штрафа заменено предупреждением согласно ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в удовлетворении исковых требований о привлечении к административной ответственности 1 юридического лица Комитету отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

Кроме того, Комитетом в отчетном периоде проведены 3 внеплановые документарные проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в рамках которых установлено, что нарушения устранены.

В рамках осуществления лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов в 2019 году Комитетом выявлено, что наиболее часто совершаемыми нарушениями являются несоблюдение хозяйствующими субъектами лицензионных требований и условий, в частности: отсутствие на объекте по приему лома и отходов черных и цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и цветных металлов; отсутствие документов, подтверждающих наличие квалифицированных работников, а именно: контроллеров лома и отходов металлов 2 разряда.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административное наказание, предусмотренное соответственно ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях предотвращения нарушений требований законодательства при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов хозяйствующим субъектам необходимо:

- изучить действующее законодательство, регламентирующее лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов и правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов;

- обеспечить наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролер лома и отходов металла 2 разряда, прессовщик лома и отходов металла 1 разряда; лиц, ответственных за проведение радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность лома и отходов металлов;

- обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных, цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также соответствующего оборудования в соответствии с установленными требованиями;

- использовать в работе информацию, размещаемую Комитетом на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (https://adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование».

В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Комитетом проводится работа, направленная на увеличение количества профилактических мероприятий и основанная, в том числе, на разъяснении подконтрольным субъектам необходимости выполнения обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики.

Согласно программе профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов,утвержденной приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от29.11.2018 № 194 (в редакции приказа комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 18.10.2019 № 166), реализована системная профилактическая работа, приоритетом которой является соблюдение хозяйствующими субъектами предъявляемых требований, а не только наказания за выявленные правонарушения.

В целях информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции в городах и районах Курской области в период с 23.01.2019 по 30.10.2019 проведены зональные обучающие семинары с участием представителей областной Администрации и прокуратуры, Главного управления МЧС России по Курской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, отделения Пенсионного фонда России по Курской области, отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, в ходе которых хозяйствующим субъектам разъяснены нормы действующего законодательства.

График проведения Комитетом зональных семинаров в 2019 году размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции.

В октябре 2019 года Комитетом совместно с сотрудником Управления МВД России по Курской области проведено совещание с лицензиатами, на котором обсудили острые проблемы, возникающие в отрасли заготовки, переработки и хранения лома черных и цветных металлов.

29 ноября 2019 года Комитетом совместно с Союзом переработчиков вторичных металлов Курской области проведен семинар с работниками предприятий, которые занимаются заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома чёрных и цветных металлов. Спикерами на мероприятии выступили представители Комитета, государственной инспекции труда в Курской области, Главного управления МЧС России по Курской области, учебно-методического центра по ГО ЧС Курской области, Управления МВД России по Курской области. Они подробно изложили о правилах обращения с ломом и отходами, о радиационном контроле и проверке на взрывоопасность, о соблюдении противопожарного режима, об охране труда и возможных нарушениях закона. Теоретическая база, полученная должностными лицами организаций, помогла сформировать у них единое понимание обязательных требований в соответствующей сфере деятельности.

В рамках проводимой профилактической работы Комитетом обеспечено размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:

- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, содержащих ссылки на тексты нормативных правовых актов иных документов;

- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;

- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции» материалов и рекомендаций, обеспечивающих разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении соответствующего вида деятельности;

- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов» материалов, разъясняющих подконтрольным субъектам обязательные требования действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении данного вида деятельности;

- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Нормативно-правовая база» текстов нормативных правовых актов.

Профилактическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится Комитетом путем устных консультаций заявителей по телефону или письменных ответов на поступившие запросы, а также посредством размещения информационных материалов на стенде.

В целях недопущения нарушения обязательных требований и предупреждения подконтрольных субъектов о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований Комитетом в 2019 году выдано 624 предостережения онедопустимости нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции.

Анализ проводимых профилактических мероприятий свидетельствует о снижении количества зафиксированных нарушений обязательных требований, об исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты, позволяет им осуществлять самостоятельную оценку соблюдения предъявляемых к ним обязательных требований и мотивирует к добросовестному поведению, что, как следствие, приводит к снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.