Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
I. Аналитическая часть Программы
1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области в соответствии с Положением о комитете промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее – Комитет), утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 10.06.2019 № 221-пг (в редакции постановления Губернатора Курской области от 25.09.2019 № 401-пг) осуществляет:
1) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
- государственный контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Курской области.
Государственный контроль (надзор) в пределах полномочий Комитета осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Обзор по каждому виду государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Количество подконтрольных субъектов:
по состоянию на 1 декабря 2019 года подконтрольными субъектами являются 1033 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- 244 юридических лиц, имеющих лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- 789 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
По состоянию на 1 января 2019 года количество подконтрольных субъектов составляло 982, среди которых: 262 юридических лиц, имеющих лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; 720 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведениирегионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: требования, установленные статьями 10.2, п.3 ст. 11, 12, 14, 16, 19, 20 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курской области и органов местного самоуправления Курской области, регулирующими правоотношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции сформирован Комитетом и размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» (https://adm.rkursk.ru/index.php?id=473&mat_id=74157).
Данные о проведенных мероприятиях по контролю:
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ), в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
С учетом действующего моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства плановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с согласованным с прокуратурой Курской области планом проведения плановых проверок на 2019 год не запланированы.
В 2019 году внеплановые проверки по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Комитетом также не проводились.
В период с 01.01.2019 по 01.12.2019 в рамках проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом, составлено 34 протокола об административных правонарушениях, из них: 4 - по ст. 15.13, 28 - по ч.3 ст.14.16, 2 - по ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По 7возбужденным административным делам вынесены постановления о прекращении производства по делу об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 34 постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, из которых: 6 – в виде административного штрафа на общую сумму 120 тыс. рублей, 28 субъектам наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
По результатам рассмотрения поступивших в Комитет обращений граждан в период с 01.01.2019 по 01.12.2019 по факту нарушения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных региональным законодательством, составлено 11 протоколов об административных правонарушениях по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа 9 организаций на общую сумму 900 тыс. рублей, 2 индивидуальным предпринимателям наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.
На основании рассмотрения материалов, поступивших из иных органов, вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 710 тыс. рублей, протокол об административных правонарушениях в отношении 1 юридического лица направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Всего в результате проведенного в вышеуказанный период государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции вынесено 61 постановление по делам об административных правонарушениях, из них: 8 о прекращении административного производства, 23 юридическим и должностным лицам назначено административное наказание в виде административного штрафа на сумму 1730 тыс. рублей, 30 юридическим и должностным лицам административный штраф заменен предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и ч.3 ст. 14.17 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находится на рассмотрении в Арбитражном суде Курской области. Кроме того, в производстве Арбитражного суда Курской области находятся дела по искам юридических лиц о признании незаконными и отмене 16 постановлений Комитета о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1600 тыс. рублей.
Проведенные мероприятия по профилактике нарушений и их результаты.
Главной проблемой в подконтрольной области, на решение которой направлена настоящая Программа, является розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением обязательных требований.
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Комитетом проводится работа, направленная на увеличение количества профилактических мероприятий и основанная, в том числе, на разъяснении подконтрольным субъектам необходимости выполнения обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой.
В 2018 году Комитетом реализована соответствующая Программа на 2018 год, утвержденная приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 27.12.2017 № 276.
Согласно Программе на 2019 год, утвержденной приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от29.11.2018 № 194 (в редакции приказа комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 18.10.2019 № 166), реализована системная профилактическая работа, приоритетом которой является соблюдение хозяйствующими субъектами предъявляемых требований, а не только наказания за выявленные правонарушения.
В целях информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции в городах и районах Курской области в период с 23.01.2019 по 30.10.2019 проведены зональные обучающие семинары с участием представителей областной Администрации и прокуратуры, Главного управления МЧС России по Курской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, отделения Пенсионного фонда России по Курской области, отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, в ходе которых хозяйствующим субъектам разъяснены нормы действующего законодательства.
График проведения Комитетом зональных семинаров в 2019 году размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=478&mat_id=89445.
В рамках проводимой профилактической работы Комитетом обеспечено размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:
- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=473&mat_id=74157 перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащего ссылки на тексты нормативных правовых актов иных документов;
- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=473&mat_id=85793 руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=478 материалов и рекомендаций, обеспечивающих разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении соответствующего вида деятельности;
- в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Нормативно-правовая база» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=465 текстов нормативных правовых актов.
В случае изменения обязательных требований Комитет подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, в том числе, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» и иных средств массовой информации.
В целях минимизации нарушений норм, установленных действующим законодательством, со стороны хозяйствующих субъектом Комитетом до 31 декабря текущего года осуществляется обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием наиболее часто встречающихся нарушений и причин, способствующих возникновению типовых нарушений обязательных требований.
Соответствующий обзор правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорной деятельности в 2018 году подготовлен Комитетом в установленном порядке и размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Разное»/ «Результаты проверок, проведенных в органах исполнительной власти Курской области, в Администрации Курской области» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=72&mat_id=87964 &page=2.
Профилактическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится Комитетом путем устных консультаций заявителей по телефону или письменных ответов на поступившие запросы, а также посредством размещения информационных материалов на стенде.
В целях недопущения нарушения обязательных требований и предупреждения подконтрольных субъектов о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований Комитетом в период с 01.01.2019 по 01.12.2019 выдано 624 предостережения онедопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ проводимых профилактических мероприятий свидетельствует о снижении количества зафиксированных нарушений обязательных требований, об исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты, позволяет им осуществлять самостоятельную оценку соблюдения предъявляемых к ним обязательных требований и мотивирует к добросовестному поведению, что, как следствие, приводит к снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Для анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитетом используется показатель, отражающий уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), который рассчитывается по формуле:
где:
Д - доля соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных действующим законодательством, %.
Кн – количество подконтрольных субъектов, допустивших нарушение обязательных требований, единиц;
Ко - общее количество подконтрольных субъектов, единиц.
Так, по состоянию на 01.12.2019 Д=
что свидетельствует об отсутствии рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в том числе жизни и здоровью граждан.
2.2. Лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Подконтрольные субъекты: юридические лица ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Курской области деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Обязательные требования, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора): перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области» https://adm.rkursk.ru/index.php?
id=473&mat_id=74165.
Количество подконтрольных субъектов: по состоянию на 1 декабря 2019 года подконтрольными субъектами являются 99 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- 94 юридических лица, имеющих лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- 5 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
На 1 января 2019 года подконтрольных субъектов насчитывалось 97, среди которых: 93 юридических лица и 4 индивидуальных предпринимателя, имеющих лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Таким образом, увеличение количества подконтрольных субъектов за 11 месяцев незначительно и составляет 2 %.
Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
Лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее– Федерального закона № 294-ФЗ), в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
В 2019 году в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2019 год, согласованным с прокуратурой Курской области, Комитетом проведено 10 плановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий у 1 юридического лица выявлено нарушение лицензионных требований и условий, в связи с чем данному хозяйствующему субъекту выдано предписание об устранении нарушений ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которое исполнено в установленном порядке.
В период с 01.01.2019 по 01.12.2019 по результатам рассмотрения поступивших в Комитет обращений граждан проведено 3 внеплановые проверки, из них: 2 – выездные по согласованию с прокуратурой Курской области, 1 – документарная. По результатам проведенных проверок по фактам выявленных нарушений составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ч.3 ст. 14.1, ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области, выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. Согласно решениям Арбитражного суда Курской области: 2 юридическим лицам административное наказание в виде штрафа заменено предупреждением согласно ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в удовлетворении исковых требований о привлечении к административной ответственности 1 юридического лица Комитету отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Кроме того, Комитетом в отчетном периоде проведены 3 внеплановые документарные проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в рамках которых установлено, что ранее выявленные нарушения устранены.
Проведенные мероприятия по профилактике нарушений и их результаты.
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, Комитет осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой.
В 2018 году Комитетом реализована соответствующая Программа на 2018 год, утвержденная приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 27.12.2017 № 276.
Согласно Программе на 2019 год, утвержденной приказом комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области от 29.11.2018 № 194 (в редакции приказа комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 18.10.2019 № 166), реализована системная профилактическая работа, которая направлена преимущественно на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований, снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
Для предотвращения нарушений норм действующего законодательства подконтрольными субъектами и мотивации их к добросовестному поведению Комитетом осуществляется информирование хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним требованиям посредством проведения публичных мероприятий, устных переговоров, письменных ответов на запросы, через средства массовой информации.
В октябре 2019 года Комитетом совместно с сотрудником Управления МВД России по Курской области проведено совещание с лицензиатами, на котором обсудили острые проблемы, возникающие в отрасли заготовки, переработки и хранения лома черных и цветных металлов.
29 ноября 2019 года Комитетом совместно с Союзом переработчиков вторичных металлов Курской области проведен семинар с работниками предприятий, которые занимаются заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома чёрных и цветных металлов. Спикерами на мероприятии выступили представители Комитета, государственной инспекции труда в Курской области, Главного управления МЧС России по Курской области, учебно-методического центра по ГО ЧС Курской области, Управления МВД России по Курской области. Они подробно изложили о правилах обращения с ломом и отходами, о радиационном контроле и проверке на взрывоопасность, о соблюдении противопожарного режима, об охране труда и возможных нарушениях закона. Теоретическая база, полученная должностными лицами организаций, помогла сформировать у них единое понимание обязательных требований в соответствующей сфере деятельности.
На официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1102 размещены материалы, разъясняющие подконтрольным субъектам обязательные требования действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении данных видов деятельности.
В рамках профилактической работы Комитетом разработано и размещено в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=473&mat_id=85796 руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
По итогам 2019 года не позднее 31 декабря Комитетом будет проведена работа по обобщению правоприменительной практики с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Обзор правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Комитетом в указанной области деятельности, за 2018 год размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Разное»/ «Результаты проверок, проведенных в органах исполнительной власти Курской области, в Администрации Курской области» https://adm.rkursk.ru/index.php?id=72&mat_id=87964&page=2.
Реализация вышеуказанных профилактических мероприятий приводит к снижению нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, устранению причин и факторов, способствующих возможному нарушению требований действующего законодательства, что, в свою очередь, приводит к минимизации уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Для анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении Комитетом лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов используется качественный показатель, отражающий исключение случаев повторных нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).
По результатам анализа проведенных Комитетом в 2019 году контрольно-надзорных мероприятий факты повторяющихся нарушений обязательных требований отсутствуют.
3. Цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба
3.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- повышение прозрачности деятельности Комитета при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
3.2. Задачи программы профилактики нарушений обязательных требований.
Основными задачами профилактических мероприятий являются:
- формирование единого понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- оценка состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения.
Создание системы профилактики нарушений обязательных требований в сфере деятельности Комитета направлено на правовое информирование хозяйствующих субъектов посредством размещения информации в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет», разъяснений при проведении зональных семинаров, консультаций.
Результатом, ожидаемым от реализации профилактических мероприятий, является повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению, снижение количества правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
II. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований
Цели и задачи программы профилактики осуществляются посредством реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2020 год (приложение № 1 к Программе) и проектом плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2021-2022 годы (приложение № 2 к Программе).
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета (руководителем, заместителем руководителя) в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях минимизация возможных рисков нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований не являются плановым профилактическим мероприятием, а составляются и направляются по мере получения сведений о признаках нарушений обязательных требований в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».
Информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований размещается на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
III. Отчетные показатели
Для оценки мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей указанной программы устанавливаются отчетные показатели.
Отчетные показатели предназначены способствовать максимальному достижению сокращения количества нарушений подконтрольными субъектами, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
3.1. Отчетные показатели оценки мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований за 2020 год
№ п/п | Наименование отчетного показателя | Значения показателей за год, % |
1 | Количество проведенных профилактических мероприятий в отчетном году по каждому виду контроля (надзора) по отношению к количеству проведенных профилактических мероприятий в предыдущем году | |
2 | Количество выявленных нарушений обязательных требований от общего числа проведенных проверок | |
3 | Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, по отношению к общему количеству подконтрольных субъектов |
Проведенные Комитетом мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 11 месяцев 2019 года свидетельствуют об их эффективности. Количество проведенных профилактических мероприятий в 2019 году в 2 раза превышает их количество по итогам 2018 года. Доля подконтрольных субъектов, охваченных профилактической работой, в отчетном периоде составляет 95 %. Количество выявленных нарушений от общего числа контрольных мероприятий в период с 01.01.2019 по 01.12.2019 составляет 87 %.
Профилактическая работа Комитета при осуществлении лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов в текущем году показала свою результативность и эффективность, оценка которой производилась по указанным показателям. Так, количество проведенных профилактических мероприятий в отчетном периоде превышает на 17 % их количество по сравнению с предыдущим годом. Доля выявленных правонарушений в подконтрольной сфере деятельности от общего числа проверок – 17 %. Доля подконтрольных субъектов, охваченных профилактической работой, в отчетном периоде составляет 82 %.
3.2. Отчетные показатели оценки мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2021-2022 годы
№ п/п | Наименование отчетного показателя | Значения показателей за год, % |
1 | Количество проведенных профилактических мероприятий в отчетном году по каждому виду контроля (надзора) по отношению к количеству проведенных профилактических мероприятий в предыдущем году | |
2 | Количество выявленных нарушений обязательных требований от общего числа проведенных проверок | |
3 | Количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, по отношению к общему количеству подконтрольных субъектов |
Ежегодно значение показателей должно увеличиваться не менее, чем на 5 % от значения показателей за предыдущий период.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к программе профилактики нарушений
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
обязательных требований на 2020 год
и плановый период
2021 и 2022 годов
План мероприятий
по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2020 год
№ п/п | Наименование профилактического мероприятия | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
1 | Размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) для каждого вида государственногоконтроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом соответствующего вида контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В течение года (по мере внесения изменений в нормативные правовые акты, но не позднее 1 месяца со дня их принятия) |
2 | Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен федеральным законом | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В течение года по мере необходимости |
3 | Регулярное (не реже 1 раза в год) обобщение практики осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) в разделе «Лицензирование» соответствующих обобщений, в том числе с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | По итогам года, публикация обобщенной практики (не позднее 31 декабря 2020 года) |
4 | Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | На постоянной основе |
4.1 | разработки и опубликования на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) руководств по соблюдению обязательных требований; | по мере необходимости при принятии руководителем (заместителем руководителя) решения о подготовке руководства по соблюдению обязательных требований | |
4.2 | проведения зональных семинаров; | в соответствии с утвержденным графиком | |
4.3 | устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований, письменных ответов на поступающие письменные обращения | в течение года по мере поступления соответствующих обращений | |
4.4 | проведения семинаров с руководителями хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов | ноябрь 2020 года | |
4.5 | разъяснительной работы в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) | по мере необходимости | |
5 | В случае изменения обязательных требований подготовка и распространение: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | По мере необходимости |
5.1 | информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие | ||
5.2 | рекомендаций по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований | ||
6 | Разработка и утверждение программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов | Управление лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | До 20 декабря 2020 года |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к программе профилактики нарушений
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
обязательных требований на 2020 год
и плановый период
2021 и 2022 годов
Проект плана мероприятий
по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2021-2022 годы
№ п/п | Наименование профилактического мероприятия | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
1 | Размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) для каждого вида государственногоконтроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом соответствующего вида контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно (по мере внесения изменений в нормативные правовые акты, но не позднее 1 месяца со дня их принятия) |
2 | Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен федеральным законом | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно по мере необходимости |
3 | Регулярное (не реже 1 раза в год) обобщение практики осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) в разделе «Лицензирование» соответствующих обобщений, в том числе с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Не позднее 31 декабря каждого года |
4 | Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно на постоянной основе |
4.1 | разработки и опубликования на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) руководств по соблюдению обязательных требований; | по мере необходимости при принятии руководителем (заместителем руководителя) решения о подготовке руководства по соблюдению обязательных требований | |
4.2 | проведения зональных семинаров; | в соответствии с утвержденным графиком | |
4.3 | устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований, письменных ответов на поступающие письменные обращения | ежегодно в течение года по мере поступления соответствующих обращений | |
4.4 | проведения семинаров с руководителями хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов | ежегодно в течение года | |
4.5 | разъяснительной работы в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) | по мере необходимости | |
5 | В случае изменения обязательных требований подготовка и распространение: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно по мере необходимости |
5.1 | информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие | ||
5.2 | рекомендаций по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований | ||
6 | Разработка и утверждение программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов | Управление лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно не позднее 20 декабря |