Доклад об антимонопольном комплаенсе в комитете по тарифам и ценам Курской области за 2019 год
Утвержден
Общественным советом
при КТЦ Курской области
(протокол от 14.02.2020 № 1)
ДОКЛАД
ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ КОМПЛАЕНСЕ
КОМИТЕТА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2019 год
1. Общие положения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Губернатора Курской области от 27.02.2019 № 54-рг «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органах исполнительной власти Курской области» в комитете по тарифам и ценам Курской области (далее–КТЦ Курской области либо комитет) принят приказ от 21.02.2019 № 12 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете по тарифам и ценам Курской области», которым утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете по тарифам и ценам Курской области (далее - Положение).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Пунктом 2 распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.
Приказом КТЦ Курской области от 04.03.2019 №17/1 «Вопросы реализации в комитете по тарифам и ценам Курской области антимонопольного комплаенса) были утвердены:
карта комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы;
план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы;
ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области;
методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области.
Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, является Общественный совет при комитете.
Функции уполномоченного, ответственного за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете (далее – уполномоченный) возложены на начальника отдела правовой, финансовой и организационной работы КТЦ Курской области.
В целях реализации мероприятий по выявлению и оценке рисков нарушения комитетом антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) в каждом структурном подразделении комитета заместителям председателя комитета, руководителям структурных подразделений комитета определено организовать работу в возглавляемых подразделениях в соответствии с Положением.
Уполномоченным осуществлен полный комплекс мероприятий, предусмотренных Положением, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно: запрошены и проанализированы предложения от структурных подразделений комитета о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области, о возможных комплаенс-рисках, о возможных причинах и условиях их возникновения, предложения по их минимизации и устранению; проведены рабочие совещания в комитете с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков.
На заседании Общественного совета при КТЦ Курской области (коллегиальный орган) 14.02.2020 рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ действующих актов КТЦ Курской области, на предмет соответствия их антимонопольному законодательству.
Перечень действующих актов КТЦ Курской области с указанием источника их публикации размещены на сайтах Администрации Курской области и сайте КТЦ Курской области в разделе «Антимонопольный комплаенс». Там же размещено уведомление о начале сбора замечаний и предложений граждан и организаций по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действующих актов КТЦ Курской области.
Замечаний и предложений от коллегиального органа в КТЦ Курской области о необходимости внесения изменений (признании утратившими силу) в действующие акты комитета не поступало.
2. Рассмотрен и утвержден доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - Доклад) в комитете за 2019 год.
Доклад состоит из следующих подразделов :
-информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информация об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) комитета с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
2. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.
2.1. Информация о комплаенс-рисках.
В целях оценки рисков нарушения КТЦ Курской области антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-рисков) уполномоченным был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.
Для проведения анализа и оценки рисков уполномоченным применялись понятия, методы и принципы, установленные в национальных и международных стандартах.
Под комплаенс-рисками понимались те потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение КТЦ Курской области антимонопольного законодательства.
В качестве ключевых источников информации для выявления комплаенс- рисков Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р (далее - Методические рекомендации), называют:
информацию о нарушениях антимонопольного законодательства, которые были допущены органом власти (КТЦ Курской области) за предыдущие 3 года (подпункт «а» пункта 15 Методических рекомендаций);
информацию, полученную в ходе проводимого анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых КТЦ Курской области (подпункты «б-в» пункта 15 Методических рекомендаций).
2.2. Анализ выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области.
В целях проведения анализа выявленных рисков нарушений антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области уполномоченным были осуществлены следующие мероприятия:
проанализированы данные по количеству отмененных постановлений комитета в порядке контроля со стороны ФАС России (Курским УФАС России), а также в судебных инстанциях за 2017, 2018, 2019 годы;
проанализированы возможные причины отмены принимаемых постановлений, предложения по включению в карту рисков потенциально возможных рисков;
проанализированы предложения от структурных подразделений комитета о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области.
2.3. Анализ результатов контроля со стороны ФАС России.
Комитетом было принято постановлений по установлению тарифов в регулируемых сферах деятельности:
в 2017 году – 427;
в 2018 году – 407;
в 2019 году – 400.
Отмены постановлений КТЦ Курской области в соответствии с подпунктом «в» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543, за период 2017-2019 годов не имеется.
За рассматриваемый период ФАС России предписаний в адрес комитета о нарушениях антимонопольного законодательства в деятельности КТЦ Курской области не выдавалось.
В 2017 году в адрес комитета Курским УФАС России было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам).
Указанное предупреждение содержало требование об открытии тарифного дела и было исполнено комитетом в установленный срок.
КТЦ Курской области было открыто дело об установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод для ООО «Комфорт», по итогам рассмотрения которого был принят нормативно- правовой акт об утверждении тарифов.
2.4. Анализ судебной практики.
За период 2017-2019 годы постановления комитета не признавались судом полностью либо частично не соответствующими антимонопольному законодательству.
2.5. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Совершенствование законодательства Российской Федерации и регионального законодательства, а также совершенствование правоприменительной практики является стратегическим приоритетом государственной политики, поскольку от своевременности принятия и эффективности применения актов законодательства Российской Федерации зависят действенность конституционных прав и свобод граждан, защищенность граждан, а также дальнейшее развитие государства.
Ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования, поскольку его развитие неразрывно связано с развитием законодательства в целом.
Важнейшей задачей при этом является обеспечение соответствия актов КТЦ Курской области актам более высокой юридической силы.
Проводимые отделом правовой, финансовой и организационной работы комитета правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов комитета направлены на выявление и исключение случаев нарушения положений актов законодательства Российской Федерации и Курской области, выявление в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение, использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему, а также исключение случаев произвольного толкования положений нормативного правового акта, обеспечение наличия четких и однозначных формулировок.
При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принимающего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Также оценивается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируются на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также оценке с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской и федеральными законами.
При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отдел правовой, финансовой и организационной работы комитета в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Администрации Курской области от 22 марта 2010 г. № 105-па «Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового акта в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Отделом правовой, финансовой и организационной работы комитета за 2019 год было подготовлено порядка 250 заключений по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Комитетом осуществляется опубликования принимаемых нормативных правовых актов в установленном законом порядке.
Комитетом в 2019 году продолжена работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов Губернатора Курской области и Администрации Курской области, а также нормативных правовых актов комитета в целях приведения их в соответствие с изменениями в законодательстве Российской Федерации.
Так, в 2019 году комитетом были подготовлено 6 проектов о внесении изменений в областные нормативно-правовые акты.
КТЦ Курской области уделяется особое внимание разработке нормативных правовых документов для эффективного осуществления полномочий комитета в установленной сфере деятельности, а также приведению действующих нормативных правовых актов комитета в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации направления «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении комитетом мероприятий по контролю (надзору) опубликован на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков КТЦ Курской области на 2019-2020 годы утвержден приказом комитета от 04.03.2019 № 17/1.
Информация о исполнении плана мероприятий (дорожной карты) за 2019 год
№ | Мероприятие | Описание действий | Ответственный | Срок | Показатель |
1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. | Недопущение необоснованного препятствия деятельности регулируемых организаций, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований,в т.ч.: Нарушение установленных законодательством сроков открытия, рассмотрения дела об установлении тарифов (цен). Необоснованный отказ в открытии дела об установлении тарифов (цен). Необоснованный отказ в установлении тарифов (цен). Необоснованный отказ в утверждении производственной программы регулируемой организации. Необоснованное требование о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством. | Детальный анализ и мониторинг применения материальных и процессуальных норм права. Оценка на соответствие требованиям действующего законодательства: проектов ответов на обращения регулируемых организаций; проектов правовых актов; проектов запросов документов, информации. Проведение обучающих мероприятий по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу. Усиление со стороны руководства контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в т.ч. за недопустимостью действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. | Заместители председателя комитета. Руководители структурных подразделений. Специалисты, в должностные обязанности которых входит правовое обеспечение деятельности комитета. | Пос- тоянно | Принятие комитетом правомерного решения, правового акта в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
2 | Недопущение нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. | Повышение профессиональной компетенции контрактного управляющего: курсы повышения квалификации, семинары, тренинги. Усиление контроля за закупками. | Контрактный управляющий. | В 2019 году принято участие в двух семина-рах, 1 тренин-ге. | Заключение комитетом государственных контрактов в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
4. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) комитета с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
В комитете предусмотрено систематическое обучение государственных гражданских служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) КТЦ Курской области на государственную службу (работу), в том числе при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, а также при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности комитета.
Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством. За 2019 год курсы повышения квалификации прошли 6 сотрудников комитета.
Аттестация государственных гражданских служащих (работников) комитета в 2019 году не проводилась.
5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
К ключевым показателям эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в КТЦ Курской области относятся:
1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны КТЦ Курской области по сравнению с предыдущим годом.
2. Доля проектов нормативно-правовых актов КТЦ Курской области, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
3. Доля нормативно-правовых актов КТЦ Курской области, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
4. Доля сотрудников КТЦ Курской области, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
1. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом рассчитывается по формуле:
КСН=, где:
КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом;
КНг. – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета в году, предшествующим отчетному году;
КНоп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета в отчетном году.
При расчете коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета под нарушением антимонопольного законодательства со стороны комитета понимаются:
- возбужденные антимонопольным органом в отношении комитета антимонопольные дела;
- выданные антимонопольным органом комитету предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
- направленные антимонопольным органом комитету предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
КСН= = 0/0=0
Ежегодная оценка значения ключевого показателя «коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета по сравнению с предыдущим годом» призвана обеспечить понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в комитете и о соответствии мероприятий антимонопольного комплаенса комитета направлениям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, установленных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Национальный план).
Ключевой показатель «коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Комитета по сравнению с предыдущим годом» коррелирует с ключевым показателем мероприятий, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, а именно: «снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом».
2. Доля проектов нормативно-правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
Дпнпа =, где:
Дпнпа – доля проектов нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
Кпнпа – количество проектов нормативных правовых актов комитета, в которых комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году;
КНоп – количество нормативных правовых актов комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году.
Дпнпа = = 0/0=0
Оценка значений ключевых показателей «доля проектов нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» и «доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» направлена на понимание эффективности мероприятий антимонопольного комплаенса, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 Методических рекомендаций.
3. Доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
Днпа =, где:
Днпа – доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
Кпнпа – количество нормативных правовых актов комитета, в которых комитетом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году;
КНоп – количество нормативных правовых актов комитета, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства в отчетном году.
Днпа = = 0/0=0
При эффективном проведении мероприятий по анализу нормативных правовых актов комитета и их проектов на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства должно наблюдаться уменьшение нормативных правовых актов, в отношении которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (то есть, низкое значение знаменателя).
4. Доля сотрудников КТЦ Курской области, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
В комитете 33 сотрудника, из них 23 непосредственно взаимодействуют с регулируемыми организациями по вопросам открытия, рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), утверждении производственной программы регулируемой организации, запросов требований о предоставлении документов, на 1 сотрудника возложены функции контрактного управляющего.
Доля сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитывается по формуле:
ДСо =, где:
ДСо – доля сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
КСо – количество сотрудников комитета, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
КСобщ – общее количество сотрудников комитета, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.
ДСо = = 25/24= 1,04 (104% от общего числа занятых в данной сфере).
Консультирование и обучение сотрудников комитета по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом, отнесено к компетенции уполномоченного должностного лица, и направлено на профилактику нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности комитета. В том числе от эффективности работы уполномоченного должностного лица по данному направлению напрямую зависит возможность достижения целей Национального плана, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 Национального плана.
Расчет данного показателя предусматривает определение сотрудников комитета, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, и определение из их числа количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
Высокое значение количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (числитель), обеспечивает высокое значение ключевого показателя эффективности.
6. Выводы по результатам проведенного анализа.
При формировании перечня комплаенс-рисков необходимо учесть такие факторы как сфера (направление) деятельности комитета, в которой может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства и правовые механизмы, реализуя которые возможно снизить риски нарушения антимонопольного законодательства.
При определении уровня риска необходимо учесть факторы, которые способствуют (препятствуют) совершению нарушения антимонопольного законодательства.
В целях снижения вероятности наступления и (или) минимизации последствий наступления комплаенс-рисков в комитете разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков, содержащий в разрезе каждого комплаенс-риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:
- в комитете по тарифам и ценам Курской области организована система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (требованиям антимонопольного комплаенса);
- по итогам анализа проведенных мероприятий нарушений антимонопольного законодательства в 2019 году не выявлено;
- оценка ключевых показателей свидетельствует об эффективном внедрении в комитете по тарифам и ценам Курской области антимонопольного комплаенса.
Председатель комитета по тарифам и ценам Курской области | А.В.Карнаушко |