Программа профилактики нарушений обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также привлечения денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов на 2021-2023 годы
Приложение
к приказу комитета строительства
Курской области
от 15.12.2020 года № 206
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также привлечения денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами
многоквартирных домов на 2021-2023 годы
ПАСПОРТ
Наименование программы | Программа профилактики нарушений обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также привлечения денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов на 2021-2023 годы |
Правовые основания разработки программы | Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» |
Разработчик программы | Комитет строительства Курской области (далее - комитет) |
Цели программы | - предупреждение (снижение числа) нарушений обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; - обеспечение эффективного решения проблем, препятствующих соблюдению поднадзорными субъектами (застройщиками) обязательных требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации; - устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям в области долевого строительства; - обеспечение соблюдения застройщиками законодательства об участии в долевом строительстве, исключение злоупотреблений со стороны застройщиков |
Задачи программы | - создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - развитие системы профилактики в комитете; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований; - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению застройщиками наиболее распространенных нарушений законодательства в области долевого строительства; - повышение уровня ответственности застройщиков за соблюдением требований законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области долевого строительства |
Сроки реализации программы | Сроки реализации программы: краткосрочный период (1 год) и плановый период (2 последующих года) |
Источники финансирования | Региональное финансирование, дополнительных средств не требуется |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - снижение количества нарушений обязательных требований в области долевого строительства; - способствование эффективному, законопослушному поведению подконтрольных субъектов; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - внедрение различных способов профилактики; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - выявление нарушений законодательства в области долевого строительства и оперативное применение мер ответственности к субъектам контроля, допустившим нарушения |
Структура программы | 1. Общие положения 2. Цели и задачи проведения профилактической работы 3. Аналитическая часть программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на 2021 год 4. План-график профилактических мероприятий комитета на 2021 год 4.1. Проект плана-графика профилактических мероприятий комитета на 2022 и 2023 годы 5. Ресурсное обеспечение Программы 6. Механизм реализации Программы 7. Оценка эффективности Программы |
1. Общие положения
Программа профилактических мероприятий направлена на предупреждение нарушений обязательных требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
2. Цели и задачи проведения профилактической работы
Целями профилактической работы являются:
- предупреждение нарушений юридическими лицами (далее - застройщики) обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- обеспечение соблюдения застройщиками обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- сокращение количества нарушений юридическими лицами (далее - субъекты профилактики) обязательных требований в области долевого строительства;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- снижение административной нагрузки на застройщиков;
- повышение эффективности и прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Задачами профилактической работы являются:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих допущению застройщиками наиболее распространенных нарушений обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований;
- повышение уровня ответственности застройщиков за соблюдение обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе проведения государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- создание мотивации к добросовестному поведению застройщиков.
3. Аналитическая часть программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на 2021 год
Одной из основных задач комитета, является осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Курской области.
Описание типов и видов подконтрольных субъектов.
Юридические лица - застройщики, осуществляющие строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Жилищно-строительные кооперативы, привлекающие средства граждан для строительства многоквартирных домов.
В 2019 году количество подконтрольных субъектов составило 17 ед.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, комитетом в 2019 году:
- было проведено 7 внеплановых проверок деятельности юридических лиц (застройщиков), 15 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (застройщиками);
По результатам проведённых мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (застройщиками) выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:
1) неразмещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством о долевом строительстве;
2) размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством о долевом строительстве, не в полном объеме;
3) нарушение сроков предоставления отчётности в контролирующий орган (комитет), а также её предоставление в неполном объёме.
По результатам проведённых внеплановых проверок деятельности юридических лиц (застройщиков) выявлены следующие нарушения:
1) неисполнение застройщиком обязанности по уведомлению участников долевого строительства о переносе сроков завершения строительства;
2) нарушение срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) непредставление в контролирующий орган затребуемых документов.
За 2019 год комитетом выдано 8 заключений о соответствии застройщиков и проектных деклараций требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ, и
2 мотивированных отказа в выдаче таких заключений.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий:
- вынесено 5 предписаний о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- возбуждено 12 дел об административных правонарушениях по статье 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также 6 по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, 2 по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, 2 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, комитетом в 2019 году не применялся.
В 2020 году количество подконтрольных субъектов составило 15 ед.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, комитетом в 2020 году были проведены 2 внеплановые проверки деятельности юридических лиц (застройщиков), 12 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (застройщиками).
По результатам проведённых мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (застройщиками) выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения:
1) неразмещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством о долевом строительстве;
2) размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренной законодательством о долевом строительстве, не в полном объеме.
3) нарушение сроков предоставления отчётности в контролирующий орган (комитет), а также её предоставление в неполном объёме;
По результатам проведённой внеплановой проверки деятельности юридических лиц (застройщиков) выявлены следующие нарушения:
1) неисполнение застройщиком обязанности по уведомлению участников долевого строительства о переносе сроков завершения строительства;
2) непредставление в контролирующий орган затребуемых документов.
За 2020 год комитетом выдано 7 заключений о соответствии застройщиков и проектных деклараций требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ, и
1 мотивированный отказ в выдаче такого заключения.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий:
- вынесено 2 предписания об устранении нарушений в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- возбуждено 8 дел об административных правонарушениях по статье 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также 3 по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, 1 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ
Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, комитетом в 2020 году не применялся.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований комитетом в 2020 году реализованы следующие мероприятия:
актуализирован и размещен на официальном сайте Администрации Курской области Перечень актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления комитетом строительства Курской области государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Курской области;
на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено руководство по соблюдению обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Курской области;
осуществлялось информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения рабочих встреч, разъяснительной работы.
По итогам анализа обращений граждан, поступивших в комитет в 2020 году, установлено, что обращений, содержащих факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, не выявлено.
4. План-график профилактических мероприятий комитета на 2021год
№ п/п | Наименование проводимого мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок исполнения |
1 | Размещение и актуализация на официальном сайте Администрации Курской области перечня актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления комитетом строительств Курской области государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Курской области и порядка ведения указанного перечня | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | По мере принятия новых нормативных правовых актов |
2 | Информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки руководств по соблюдению обязательных требований, проведения рабочих встреч, разъяснительной работы | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | В течение года |
3 | Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | Не реже 1 раза в год |
4 | Направление юридическим лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | В течение года при наличии оснований |
4.1. Проект плана-графика профилактических мероприятий комитета на 2022 и 2023 годы
№ п/п | Наименование проводимого мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок исполнения |
1 | Размещение и актуализация на официальном сайте Администрации Курской области перечня актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при про-ведении мероприятий по контролю в рамках осуществления комитетом строительств Курской области государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Курской области и порядка ведения указанного перечня | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | По мере принятия новых нормативных правовых актов |
2 | Информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки руководств по соблюдению обязательных требований, проведения рабочих встреч, разъяснительной работы | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | В течение года |
3 | Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | Не реже 1 раза в год |
4 | Направление юридическим лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости | Начальник отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета строительства Курской области | В течение года при наличии оснований |
5. Ресурсное обеспечение Программы
Срок реализации программы профилактики на 2021-2023 годы.
Для реализации Программы задействован отдел государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета.
Финансирование мероприятий по организации и проведению проверок производится в рамках общего финансирования комитета, дополнительных средств не требуется.
6. Механизм реализации Программы
1. Программа реализуется отделом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета.
2. Руководителем Программы, который наделяется полномочиями по организации и координированию деятельности комитета по реализации Программы, определить начальника отдела государственного контроля (надзора) в области долевого строительства комитета.
3. В обязанности руководителя Программы входит:
1) ежеквартальный мониторинг и контроль выполнения профилактических мероприятий, достижения целей и задач Программы;
2) подготовка проекта изменений в Программу;
3) подготовка проекта Программы на следующий год.
4. Контроль за реализацией Программы определить заместителя председателя комитета - начальника отдела организации переселения из аварийных (ветхих) домов комитета строительства Курской области.
7. Оценка эффективности Программы
Целевые показатели результативности мероприятий Программы. Ожидаемый результат от реализации Программы.
Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий Оценка эффективности Программы будет проведена по итогам работы комитета за каждый отчетный год.
Показатели эффективности:
1. Снижение количества застройщиков, допустивших нарушения обязательных требований.
2. Недопущение проведения профилактических мероприятий, результаты которых будут признаны недействительными.
3. Снижение доли административного воздействия при проведении профилактических мероприятий.
Ожидаемый результат от реализации Программы.
- увеличение доли застройщиков, не допускающих нарушение обязательных требований.
- уменьшение административной нагрузки на застройщиков.
- повышение уровня информированности застройщиков, лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, физических и юридических лиц, участвующих в долевом строительстве и граждан, имеющих намерение заключать договоры участия в долевом строительстве.
Методика оценки эффективности.
1. Снижение количества застройщиков, допустивших нарушения обязательных требований рассчитывается как отношение количества застройщиков, в отношении которых при проведении контрольно-надзорных мероприятий не выявлены нарушения обязательных требований, к общему количеству застройщиков.
2. Недопущение проведения профилактических мероприятий, результаты которых будут признаны недействительными, рассчитывается как отношение количества предостережений, в отношении которых направлены застройщиками возражения, признанные обоснованными, к общему количеству предостережений.
3. Снижение доли административного воздействия на подконтрольные субъекты рассчитывается как отношение количества проверок, при которых не применялись меры административного наказания к общему количеству проведенных проверок.