Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами».
I. Аналитическая часть Программы
1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области в соответствии с Положением о комитете промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее – Комитет), утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 10.06.2019 № 221-пг (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 21.08.2019 № 337-пг, от 25.09.2019 № 401-пг, от 20.01.2020 № 21-пг, от 10.04.2020 № 120-пг, от 17.08.2020 № 243-пг) осуществляет:
1) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
- государственный контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Курской области.
Государственный контроль (надзор) в пределах полномочий Комитета осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Обзор по каждому виду государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Количество подконтрольных субъектов:
По состоянию на 1 декабря 2020 года подконтрольными субъектами являются 959 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- 239 юридических лиц, имеющих лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- 720 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
По состоянию на 1 декабря 2019 года насчитывалось 1033 подконтрольных субъектов, среди которых: 244 - юридические лица, имеющие лицензию (лицензии) на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; 789 - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведениирегионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: требования, установленные п.3 ст. 11, ст.ст. 10.2, 12, 14, 16, 19, 20 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Курской области и органов местного самоуправления Курской области, регулирующими правоотношения в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции сформирован Комитетом в установленном порядке и размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности».
Данные о проведенных мероприятиях по контролю:
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ), в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
С учетом действующего моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства плановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в соответствии с согласованным с прокуратурой Курской области планом проведения плановых проверок на 2020 год не планировались.
Внеплановые проверки по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в текущем году Комитетом также не проводились в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В 2020 году в рамках проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом, составлено 22 протокола об административных правонарушениях, из них: 3 - по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 - по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения данных дел об административных правонарушениях вынесено 22 постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, из которых: 4 – в виде административного штрафа на общую сумму 280 тыс. рублей, 18 хозяйствующим субъектам, в т.ч. должностным лицам, наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.
На основании рассмотрения информации, поступившей из иных органов (в том полиции), Комитетом возбуждено 2 дела об административных правонарушениях и проведены административные расследования по ст. 14.19, ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По 1 административному делу вынесено постановление о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении 1 индивидуального предпринимателя по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения.
По результатам рассмотрения поступивших в текущем году в Комитет обращений граждан по фактам нарушения требований действующего законодательства при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания составлено 4 протокола об административных правонарушениях, из них: 3 - по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 – по ч.1, ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области. По результатам рассмотрения материалов 3 административных дел к административной ответственности привлечены 2 индивидуальных предпринимателя, которым назначено административное наказание в виде предупреждения, 1 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам выявленных нарушений требований действующего законодательства в подконтрольной сфере к административной ответственности, предусмотренной ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 3 индивидуальных предпринимателя привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 15 тыс. рублей, 24 хозяйствующим субъектам административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением. По фактам нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. По результатам проведенных административных расследований составлено 5 протоколов об административных правонарушениях по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено 1 постановление о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Вместе с тем, в отношении 2 индивидуальных предпринимателей и 1 юридического лица в связи с непредставлением в установленные сроки информации о выполнении направленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение мировым судьям.
Всего в результате проведенного в вышеуказанный период государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции возбуждено 65 дел об административных правонарушениях. По 3 возбужденным административным делам вынесены постановления о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках проведенных контрольно-надзорных мероприятий всего составлено 62 протокола об административных правонарушениях, из них: 4 передано на рассмотрение в соответствующие суды. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 58 постановлений о назначении административного наказания, в частности: 8 субъектам назначено административное наказание в виде административного штрафа на общую сумму 315 тыс. рублей, 50 субъектам административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наряду с этим, при установлении причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях 4 организациям и 2 должностным лицам внесены соответствующие представления, которые в установленном порядке рассмотрены лицами, допустившими правонарушения.
В настоящий момент на рассмотрении в Арбитражном суде Курской области находится 1 протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оспаривается в Арбитражном суде Центрального округа. Также в производствах Арбитражного суда Курской области, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Центрального округа находятся 15 дел по искам юридических лиц о признании незаконными и отмене 15 постановлений Комитета о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 900 тыс. рублей, 1 постановление Комитета о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 50 тыс. рублей обжалуется в порядке кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Проведенные мероприятия по профилактике нарушений и их результаты.
Главной проблемой в подконтрольной области, на решение которой направлена настоящая Программа, является розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением обязательных требований.
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Комитетом проводится работа, направленная на увеличение количества профилактических мероприятий и основанная, в том числе, на разъяснении подконтрольным субъектам необходимости выполнения обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой.
В соответствии с Программой профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной приказом комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 16.12.2019 № 225, реализована системная профилактическая работа, приоритетом которой является соблюдение хозяйствующими субъектами предъявляемых требований, а также устранение причин, способствующих совершению противоправных действий.
В целях информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории городов Щигры, Курчатов, Льгов, а также Щигровского, Черемисиновского, Конышевского, Льговского, Курчатовского и Октябрьского районов Курской области в период с 23.01.2020 по 17.03.2020 проведены зональные обучающие семинары с участием представителей областной администрации и иных федеральных органов исполнительной власти, в ходе которых подконтрольным лицам разъяснены нормы действующего законодательства и последствия их несоблюдения.
График проведения Комитетом зональных семинаров в 2020 году размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» http://adm.rkursk.ru/index.php?id=2661&mat_id=102300&page =2.
В связи с введением распоряжением Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг на территории Курской области режима повышенной готовности, обусловленного угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, проведение публичных мероприятий, предусматривающих совместное пребывание граждан, отменены.
В свою очередь, Комитетом в период с марта 2020 года по октябрь 2020 года включительно информационно-разъяснительная работа проводилась в дистанционном режиме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В рамках проводимой профилактической работы Комитетом обеспечено размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:
- перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащего ссылки на тексты нормативных правовых актов, иных документов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- материалов и рекомендаций, обеспечивающих разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении соответствующего вида деятельности (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции»);
- текстов нормативных правовых актов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Нормативно-правовая база»).
В случае изменения обязательных требований Комитет подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, в том числе, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» и иных средств массовой информации.
В целях минимизации нарушений норм, установленных действующим законодательством, со стороны хозяйствующих субъектом Комитетом до 31 декабря текущего года осуществляется обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием наиболее часто встречающихся нарушений и причин, способствующих возникновению типовых нарушений обязательных требований.
Соответствующий обзор правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорной деятельности в 2019 году подготовлен Комитетом в установленном порядке и размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» http://adm.rkursk.ru/index.php?id=26 61&mat_id=102253&page=2.
Профилактическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится Комитетом путем устных консультаций заявителей по телефону или письменных ответов на поступившие запросы, а также посредством размещения информационных материалов на стенде.
В целях недопущения нарушения обязательных требований и предупреждения подконтрольных субъектов о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований Комитетом в 2020 году выдано 640 предостережений онедопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ проводимых профилактических мероприятий свидетельствует о снижении количества зафиксированных нарушений обязательных требований, об исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты, позволяет им осуществлять самостоятельную оценку соблюдения предъявляемых к ним обязательных требований и мотивирует к добросовестному поведению, что, как следствие, приводит к снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Для анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитетом используется показатель, отражающий уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), который рассчитывается по формуле:
Д=100 – Кн/Ко * 100%
где:
Д - доля соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных действующим законодательством, %.
Кн – количество подконтрольных субъектов, допустивших нарушение обязательных требований, единиц;
Ко - общее количество подконтрольных субъектов, единиц.
Так, по состоянию на 01.12.2020
Д=100 – 51 / 959 * 100% = 99,9%,
что свидетельствует об отсутствии рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в том числе жизни и здоровью граждан.
2.2. Лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Подконтрольные субъекты: юридические лица ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Курской области деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Обязательные требования, оценка которых является предметом лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов: перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности».
Количество подконтрольных субъектов: по состоянию на 1 декабря 2020 года подконтрольными субъектами являются 98 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- 94 юридических лица, имеющих лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- 4 индивидуальных предпринимателя, имеющих лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
На 1 декабря 2019 года подконтрольных субъектов насчитывалось 99, среди которых: 94 юридических лица и 5 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Таким образом, в 2020 году произошло сокращение количества подконтрольных субъектов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 %.
Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
Лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Планом проведения плановых проверок на 2020 год, согласованным с прокуратурой Курской области, предусмотрено проведение в текущем году 2 плановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании приказа комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 20.04.2020 № 79 вышеуказанные плановые выездные проверки исключены из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на 2020 год.
Основания для проведения внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в подконтрольной сфере, в отчетном периоде отсутствовали.
Таким образом, в текущем году плановые и внеплановые проверки в отношении подконтрольных субъектов не проводились.
Проведенные мероприятия по профилактике нарушений и их результаты.
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, Комитет осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой.
В соответствии с Программой профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной приказом комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 16.12.2019 № 225, реализована системная профилактическая работа, которая направлена преимущественно на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований, снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
Для предотвращения нарушений подконтрольными субъектами положений действующего законодательства и мотивации их к добросовестному поведению Комитетом осуществляется информирование хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним требованиях посредством проведения публичных мероприятий, устных переговоров, письменных ответов на запросы, через средства массовой информации.
7 декабря 2020 года Комитетом проведен онлайн-семинар с хозяйствующими субъектами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, в рамках которого работникам соответствующих предприятий подробно разъяснены правила обращения с ломом черных и цветных металлов, вступающие в силу с 1 января 2021 года.
В частности, до сведения заинтересованных лиц доведены основные аспекты изменений действующего законодательства, касающиеся требований о наличии на объекте по приему металлолома необходимой информации, оборудования, площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, а также новых возможностей ведения журналов регистрации, книг учета в электронном виде.
Теоретическая база, полученная хозяйствующими субъектами в рамках семинара, направлена на формирование у них единого понимания обязательных требований и, соответственно, на устранение причин и факторов, способствующих совершению правонарушений в данной сфере деятельности.
В целях профилактики правонарушений Комитетом обеспечено размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:
- перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, содержащего ссылки на тексты нормативных правовых актов, иных документов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- руководства по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- материалов и рекомендаций, обеспечивающих разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении соответствующего вида деятельности (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов»);
- текстов нормативных правовых актов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Нормативно-правовая база»).
Не позднее 31 декабря 2020 года Комитетом будет проведена работа по обобщению правоприменительной практики с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов за отчетный год, который также подлежит размещению в установленном порядке в сети «Интернет».
Обзор правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Комитетом в указанной сфере деятельности за 2019 год, размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» http://adm.rkursk.ru/index.php?id=2661&mat_ id=102253&page=2.
Одной из целей осуществления лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов является предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований со стороны подконтрольных субъектов. Среди мер, направленных на профилактику противоправных действий, Комитетом осуществляется направление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений онедопустимости нарушения обязательных требований. В отчетном периоде в связи с наличием информации о признаках нарушений лицензиатами обязательных требований Комитетом объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Реализация вышеуказанных профилактических мероприятий способствует снижению нарушений подконтрольными субъектами норм действующих нормативных правовых актов, устранению причин и факторов, способствующих возможному нарушению требований действующего законодательства, что, в свою очередь, приводит к минимизации уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Для анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении Комитетом лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов используется качественный показатель, отражающий исключение случаев повторных нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).
По результатам анализа проведенных Комитетом в 2020 году контрольно-надзорных мероприятий факты повторяющихся нарушений обязательных требований отсутствуют.
3. Цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба
3.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- повышение прозрачности деятельности Комитета при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
3.2. Задачи программы профилактики нарушений обязательных требований.
Основными задачами профилактических мероприятий являются:
- формирование единого понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
- оценка состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения;
- выявление типичных правонарушений обязательных требований и подготовка превентивных мер, направленных на их соблюдение.
Создание системы профилактики нарушений обязательных требований в сфере деятельности Комитета направлено на правовое информирование хозяйствующих субъектов посредством размещения информации в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет», разъяснений при проведении публичных мероприятий (семинаров), консультаций.
Результат, ожидаемый от реализации программы профилактики нарушений обязательных требований, заключается в повышении уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем получения доступа к информации, содержащей перечень обязательных требований и необходимых мер по их соблюдению, снижении количества правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, сокращении количества нарушений подконтрольными субъектами, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
II. Мероприятия по профилактике нарушений
обязательных требований
Цели и задачи программы профилактики достигаются посредством реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2021 год (приложение № 1 к Программе) и проектом плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2021-2022 годы (приложение № 2 к Программе).
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета (руководителем, заместителем руководителя) в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях минимизация возможных рисков нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований не являются плановым профилактическим мероприятием, а составляются и направляются по мере получения сведений о признаках нарушений обязательных требований в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».
Информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований размещена на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности».
III. Отчетные показатели
Для оценки отдельных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, так и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей указанной программы устанавливаются отчетные показатели.
Достижение значений отчетных показателей свидетельствует об эффективности проведенных профилактических мероприятий и программы профилактики нарушений обязательных требований в целом.
Одним из основных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований является информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в подконтрольных сферах деятельности. Величина уровня информированности определяется степенью охвата подконтрольных субъектов мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований.
Эффективная реализация мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований должна мотивировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соблюдение установленных требований в соответствующей сфере деятельности. Для этого используется показатель, характеризующий степень выявленных нарушений, т.е. долю выявленных нарушений обязательных требований от общего числа проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
3.1. Отчетные показатели программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год и планируемые отчетные показатели на 2022-2023 годы
№ п/п | Наименование отчетного показателя | Значения показателей за год, % | ||
2021 | 2022 | 2023 | ||
1 | Доля проведенных профилактических мероприятий в отчетном году по отношению к количеству проведенных профилактических мероприятий в предыдущем году | 98 % | 98,5 % | 99 % |
2 | Доля выявленных нарушений обязательных требований от общего числа проведенных проверок | 60 % | 55 % | 50 % |
3 | Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, по отношению к общему количеству подконтрольных субъектов | 97 % | 98 % | 99 % |
3.2. Отчетные показатели программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов на 2021 год и планируемые отчетные показатели на 2022-2023 годы
№ п/п | Наименование отчетного показателя | Значения показателей за год, % | ||
2021 | 2022 | 2023 | ||
1 | Доля проведенных профилактических мероприятий в отчетном году по отношению к количеству проведенных профилактических мероприятий в предыдущем году | 80 % | 85 % | 90 % |
2 | Доля выявленных нарушений обязательных требований от общего числа проведенных проверок | 60 % | 55 % | 50 % |
3 | Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, по отношению к общему количеству подконтрольных субъектов | 85 % | 90 % | 95 % |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к программе профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2021 год
и плановый период
2022 и 2023 годов
План мероприятий
по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2021 год
№ п/п | Наименование профилактического мероприятия | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
1 | Размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) для каждого вида государственногоконтроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом соответствующего вида контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В течение года (по мере внесения изменений в нормативные правовые акты, но не позднее 1 месяца со дня их принятия) |
2 | Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен федеральным законом | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В течение года по мере необходимости |
3 | Регулярное (не реже 1 раза в год) обобщение практики осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» соответствующих обобщений, в том числе с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | По итогам года, публикация обобщенной практики (не позднее 31 декабря 2021 года) |
4 | Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | На постоянной основе |
4.1 | разработки и опубликования на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) руководств по соблюдению обязательных требований; | по мере необходимости при принятии руководителем (заместителем руководителя) решения о подготовке руководства по соблюдению обязательных требований | |
4.2 | проведения зональных семинаров; | в соответствии с утвержденным графиком | |
4.3 | устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований, письменных ответов на поступающие письменные обращения | в течение года по мере поступления соответствующих обращений | |
4.4 | разъяснительной работы в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) | по мере необходимости | |
5 | В случае изменения обязательных требований подготовка и распространение: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | По мере необходимости |
5.1 | информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие | ||
5.2 | рекомендаций по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований | ||
6 | Разработка и утверждение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям | Управление лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В сроки, установленные Правительством Российской Федерации |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к программе профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2021 год
и плановый период
2022 и 2023 годов
Проект плана мероприятий
по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, на 2022-2023 годы
№ п/п | Наименование профилактического мероприятия | Ответственные исполнители | Срок исполнения |
1 | Размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) для каждого вида государственногоконтроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом соответствующего вида контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно (по мере внесения изменений в нормативные правовые акты, но не позднее 1 месяца со дня их принятия) |
2 | Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен федеральным законом | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно по мере необходимости |
3 | Регулярное (не реже 1 раза в год) обобщение практики осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» соответствующих обобщений, в том числе с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно не позднее 31 декабря |
4 | Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно на постоянной основе |
4.1 | разработки и опубликования на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) руководств по соблюдению обязательных требований; | по мере необходимости при принятии руководителем (заместителем руководителя) решения о подготовке руководства по соблюдению обязательных требований | |
4.2 | проведения зональных семинаров; | в соответствии с утвержденным графиком | |
4.3 | устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований, письменных ответов на поступающие письменные обращения | ежегодно в течение года по мере поступления соответствующих обращений | |
4.4 | разъяснительной работы в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (adm.rkursk.ru) | по мере необходимости | |
5 | В случае изменения обязательных требований подготовка и распространение: | Должностные лица управления лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | Ежегодно по мере необходимости |
5.1 | информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие | ||
5.2 | рекомендаций по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых организационных, технических мероприятий или иных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований | ||
6 | Разработка и утверждение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям | Управление лицензирования, государственного регионального контроля и защиты прав потребителей Комитета | В сроки, установленные Правительством Российской Федерации |