ОБЗОР практики осуществления комитетом промышленности, торговли и предпринимательства Курской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов за 2020 год
Настоящий обзор практики осуществления комитетом промышленности, торговли и предпринимательства Курской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона № 294-ФЗ) по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2020 году.
Комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области в соответствии с Положением о комитете промышленности, торговли и предпринимательства Курской области (далее – Комитет), утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 10.06.2019 № 221-пг (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 21.08.2019 № 337-пг, от 25.09.2019 № 401-пг, от 20.01.2020 № 21-пг, от 10.04.2020 № 120-пг, от 17.08.2020 № 243-пг, от 22.12.2020 № 413-пг) осуществляет:
1) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) лицензионный контроль за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федерального закона № 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
- государственный контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Курской области.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ, а также мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
По состоянию на 25 декабря 2020 года в регионе осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции 240 организаций - лицензиатов в 1815 обособленных подразделениях и 98 лицензиатов на 205 объектах в сфере оборота черных и цветных металлов.
В 2020 году Комитетом рассмотрено 163 заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предоставлении государственных услуг, из них: 141 заявление юридических лиц в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, 22 – в части лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» Комитетом в беззаявительном порядке на 12 месяцев продлено действие 168 лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, срок действия которых истек (истекает) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Указанная мера поддержки коснулась 157 организаций – лицензиатов, занятых в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
В отчетном периоде Комитетом проведено 117 внеплановых проверок в рамках лицензионного контроля при предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции (предлицензионная проверка), из них: 43 - выездных, 74 – документарных. По итогам проверок выявлены нарушения лицензионных требований у 1 юридического лица. В рамках лицензионного контроля при предоставлении государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов проведена 21 внеплановая проверка (предлицензионная проверка), их них: 3 – выездные, 18 – документарных. В результате проведенных проверок у 1 юридического лица выявлены нарушения лицензионных требований.
Всего по результатам рассмотренных Комитетом заявлений принято:
- 2 решения об отказе в предоставлении государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции в связи с наличием у заявителей не погашенной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
- 1 решение об отказе в предоставлении государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов в связи с несоответствием организации требованиям действующего законодательства.
С учетом действующего моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства плановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, на 2020 год не планировались и не проводились.
Планом проведения плановых проверок на 2020 год, согласованным с прокуратурой Курской области, предусмотрено проведение в текущем году 2 плановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Правительства РФ № 438), на основании приказа комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 20.04.2020 № 79 вышеуказанные плановые выездные проверки исключены из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на 2020 год.
Внеплановые проверки по соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов в текущем году Комитетом также не проводились в соответствии с постановлением Правительства РФ № 438.
В 2020 году в рамках проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом, составлено 22 протокола об административных правонарушениях, из них: 3 - по ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 - по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения данных дел об административных правонарушениях вынесено 22 постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, из которых: 4 – в виде административного штрафа на общую сумму 280 тыс. рублей, 18 хозяйствующим субъектам, в т.ч. должностным лицам, наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.
На основании рассмотрения информации, поступившей из иных органов (в том полиции), Комитетом возбуждено 2 дела об административных правонарушениях и проведены административные расследования по ст. 14.19, ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По 1 административному делу вынесено постановление о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении 1 индивидуального предпринимателя по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения.
По результатам рассмотрения поступивших в текущем году в Комитет обращений граждан по фактам нарушения требований действующего законодательства при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания составлено 4 протокола об административных правонарушениях, из них: 3 - по ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 – по ч.1, ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области. По результатам рассмотрения материалов 3 административных дел к административной ответственности привлечены 2 индивидуальных предпринимателя, которым назначено административное наказание в виде предупреждения, 1 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам выявленных нарушений требований действующего законодательства в подконтрольной сфере к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 3 индивидуальных предпринимателя привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 15 тыс. рублей, 24 хозяйствующим субъектам административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением. По фактам нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. По результатам проведенных административных расследований составлено 5 протоколов об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено 1 постановление о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Вместе с тем, в отношении 2 индивидуальных предпринимателей и 1 юридического лица в связи с непредставлением в установленные сроки информации о выполнении направленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение в мировой суд.
Всего в результате проведенного в вышеуказанный период государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции возбуждено 65 дел об административных правонарушениях. По 3 возбужденным административным делам вынесены постановления о прекращении производства ввиду отсутствия состава административного правонарушения на основании подпункта 2 пункта 1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках проведенных контрольно-надзорных мероприятий всего составлено 62 протокола об административных правонарушениях, из них: 4 передано на рассмотрение в соответствующие суды. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 58 постановлений о назначении административного наказания, в частности: 8 субъектам назначено административное наказание в виде административного штрафа на общую сумму 315 тыс. рублей, 50 субъектам административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с этим, при установлении причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях 4 организациям и 2 должностным лицам внесены соответствующие представления, которые в установленном порядке рассмотрены лицами, допустившими правонарушения.
Кроме того, в производстве Арбитражного суда Курской области по заявлению Комитета находятся:
- 1 дело о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 и ч.3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- 1 дело об аннулировании лицензии, выданной юридическому лицу на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Также в настоящий момент в Арбитражный суд Курской области Комитет направил еще 1 заявление об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В 2020 году Арбитражным судом Курской области рассмотрено 16 дел о привлечении юридических лиц к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 800 тыс. рублей. Судами апелляционной и кассационной инстанций 3 решения Арбитражного суда Курской области оставлены без изменения. 13 апелляционных жалоб юридических лиц на вынесенные решения Арбитражного суда Курской области о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на общую сумму 650 тыс. рублей находятся на рассмотрении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда. Производство дел по искам юридических лиц о признании незаконными и отмене 2 постановлений Комитета о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме по 100 тыс. рублей каждое Арбитражным судом Курской области приостановлено до вступления в силу окончательного судебного акта по аналогичному делу.
Арбитражным судом Курской области в отчетном периоде рассмотрено дело по заявлению Комитета о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1500 тыс. рублей. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда указанное решение было изменено, действия юридического лица переквалифицированы с ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей. Не согласившись с решением арбитражного суда апелляционной инстанции, Комитет обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд кассационной инстанции. Однако, Арбитражным судом Центрального округа постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
В текущем году в судебном порядке аннулировано действие 1 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Действие 1 лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции и 3 лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания приостановлено.
В 2020 году Комитетом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения:
1) нарушение сроков подачи декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей – 27 протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:
- розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;
- розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом ЕАЭС, а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;
- временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;
- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ.
Формы и правила представления деклараций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда». Однако, с 1 января 2021 года указанный нормативный правовой акт утрачивает силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 841.
В рамках механизма «регуляторной гильотины» ведется разработка новых форм и форматов деклараций. После принятия Правительством Российской Федерации соответствующих документов Комитетом будет обеспечена разработка и доведение до подконтрольных субъектов руководства по соблюдению обязательных требований;
2) розничная продажа алкогольной продукции в дни запретов (1 июня, 1 сентября) – 16 протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем вторым п. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Законом Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» на территории Курской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с 8 часов до 22 часов по местному времени в Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября) (а в случае, если День знаний (1 сентября) приходится на воскресенье - в следующий за 1 сентября рабочий день), а также в дни, рекомендованные органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, для проведения в общеобразовательных организациях торжественных мероприятий, посвященных окончанию учебного года («Последний звонок») и выдаче аттестатов об основном общем образовании, среднем общем образовании («Выпускные вечера»).
Согласно абзацу двадцать четвертому п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 данного Федерального закона запрещается.
Нарушение лицензионных требований, установленных абзацем вторым п. 9 ст. 16, абзацем двадцать четвертым п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона Курской области от 09.09.2015 № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области», а именно: нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Меры, которые следует предпринять хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:
- изучить действующее законодательство, устанавливающее дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части соблюдения дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- на регулярной основе осуществлять проверку кассовых аппаратов в целях исключения фактов сбоя показания времени, устанавливать блокировку розничной продажи алкогольной продукции в запрещенное законодательством время;
- использовать в работе информацию, размещаемую Комитетом на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (https://adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»;
3) розничная продажа алкогольной продукции с нарушением особых требований, правил и дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции – 12 протоколов об административных правонарушениях.
Федеральным законом № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.
Статья 16 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена.
Учитывая установленное п. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Законом Курской области от 09.09.2015 г. № 73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области» запрещена розничная продажа алкогольной продукции на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов (п. 1 ст. 2).
Для предприятий общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, руководствуясь п. 7 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, установлено, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Однако, при осуществлении Комитетом в 2020 году регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено несоблюдение рядом хозяйствующих субъектов названных требований, в частности:
- реализация алкогольной продукции (пива и (или) пивных напитков) в розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам;
- розничная продажа алкогольной продукции (пива и (или) пивных напитков) в предприятиях общественного питания без вскрытия потребительской тары (упаковки) и оказания услуг общественного питания в месте осуществления деятельности.
За допущенные нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, не подлежащей лицензированию, привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях недопущения нарушений особых требований, правил и установленных дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания подконтрольным субъектам необходимо:
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением сотрудниками особых требований, правил и дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- обеспечить обучение персонала организаций по вопросам соблюдения особых требований, правил и установленных на территории региона дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, а также розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- при розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускать реализацию алкоголя на вынос, без вскрытия потребительской тары (упаковки) и оказания услуг общественного питания в месте осуществления деятельности;
- не допускать розничную продажу алкогольной продукции в розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов;
- при осуществлении деятельности руководствоваться требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Курской области, а также разъяснениями, размещенными на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (https://adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование» по конкретному виду деятельности.
В целях предотвращения нарушений требований законодательства при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов хозяйствующим субъектам необходимо:
- изучить действующее законодательство, регламентирующее лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов и правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов;
- обеспечить наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролер лома и отходов металла 2 разряда, прессовщик лома (с 1 января 2021 года не требуется) и отходов металла 1 разряда; лиц, ответственных за проведение радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность лома и отходов металлов;
- обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных, цветных металлов площадки, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, отвечающей требованиям действующего законодательства, а также соответствующего оборудования;
- использовать в работе информацию, размещаемую Комитетом на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (https://adm.rkursk.ru) в разделе «Экономика»/ «Лицензирование».
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований действующего законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, Комитетом проводится работа, направленная на увеличение количества профилактических мероприятий и основанная, в том числе, на разъяснении подконтрольным субъектам необходимости соблюдения обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики.
Согласно программе профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Курской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов,утвержденной приказом комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области от 16.12.2019 № 225, приоритетом которой является соблюдение хозяйствующими субъектами предъявляемых требований, а также устранение причин, способствующих совершению противоправных действий.
В целях информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории городов Щигры, Курчатов, Льгов, а также Щигровского, Черемисиновского, Конышевского, Льговского, Курчатовского и Октябрьского районов Курской области в период с 23.01.2020 по 17.03.2020 проведены зональные обучающие семинары с участием представителей областной администрации и иных федеральных органов исполнительной власти, в ходе которых подконтрольным лицам разъяснены нормы действующего законодательства и последствия их несоблюдения.
График проведения Комитетом зональных семинаров в 2020 году размещен на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности».
В связи с введением распоряжением Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг на территории Курской области режима повышенной готовности, обусловленного угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, проведение публичных мероприятий, предусматривающих совместное пребывание граждан, отменены.
В свою очередь, Комитетом в период с марта 2020 года по октябрь 2020 года включительно информационно-разъяснительная работа проводилась в дистанционном режиме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
7 декабря 2020 года Комитетом проведен онлайн-семинар с хозяйствующими субъектами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, в рамках которого работникам соответствующих предприятий подробно разъяснены правила обращения с ломом черных и цветных металлов, вступающие в силу с 1 января 2021 года.
В частности, до сведения заинтересованных лиц доведены основные аспекты изменений действующего законодательства, касающиеся требований о наличии на объекте по приему металлолома необходимой информации, оборудования, площадки с твердым неразрушаемым влагостойским покрытием, а также новых возможностей ведения журналов регистрации, книг учета в электронном виде.
Теоретическая база, полученная хозяйствующими субъектами в рамках семинара, направлена на формирование у них единого понимания обязательных требований и, соответственно, на устранение причин и факторов, способствующих совершению правонарушений в данной сфере деятельности.
В рамках проводимой профилактической работы Комитетом обеспечено размещение на официальном сайте Администрации Курской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»:
- перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, содержащих ссылки на тексты нормативных правовых актов иных документов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Реформа контрольно-надзорной деятельности»);
- материалов и рекомендаций, обеспечивающих разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований действующего законодательства, соблюдение которых необходимо при осуществлении соответствующего вида деятельности (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Виды деятельности, лицензирование которых осуществляет комитет промышленности, торговли и предпринимательства Курской области»/ «Розничная продажа алкогольной продукции», «Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов»);
- текстов нормативных правовых актов (в разделе «Экономика»/ «Лицензирование»/ «Нормативно-правовая база»).
В случае изменения обязательных требований Комитет подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, в том числе, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» и иных средств массовой информации.
Профилактическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится Комитетом путем устных консультаций заявителей по телефону или письменных ответов на поступившие запросы, а также посредством размещения информационных материалов на стенде и в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
В целях недопущения нарушения обязательных требований и предупреждения подконтрольных субъектов о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2020 году Комитетом в адрес хозяйствующих субъектов направлено всего 644 предостережения онедопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ проводимых профилактических мероприятий свидетельствует о снижении количества зафиксированных нарушений обязательных требований, об исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты, позволяет им осуществлять самостоятельную оценку соблюдения предъявляемых к ним обязательных требований и мотивирует к добросовестному поведению, что, как следствие, приводит к снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.