Информация об итогах деятельности государственной инспекции строительного надзора Курской области за 2020 год
Информация
«Об итогах деятельности государственной инспекции строительного надзора Курской области в 2020 году и задачах на 2021 год»
В отчетном периоде региональный государственный строительный надзор осуществлялся в отношении 837 объектов капитального строительства (включая объекты приостановленные строительством), из которых: 119 многоквартирный жилой дом, 35 социально-значимых объектов, 65 объектов агропромышленного комплекса, 67 автодорог.
Регистрация объектов
По состоянию на начало 2021 года в Реестре зарегистрированных в Инспекции объектов капитального строительства - 548 объектов. В течение 2020 года поступило извещений о начале строительства – 273, что на 13% меньше показателей 2019 года.
Среди вновь зарегистрированных объектов: многоквартирных жилых домов - 45, объектов социального назначения - 28, объектов АПК - 37, автодорог - 64, крупных промышленных объектов – 5, линейных объектов инженерной инфраструктуры-78.
Среди объектов, находившихся в 2020 году в надзоре, было 4-е средних общеобразовательных школы и реконструкция школы-интерната №2, 5 детских садов, 3 физкультурно-оздоровительных комплексов, 15 ФАПов, поликлиника противотуберкулезного диспансера, подготовительный период строительства энергоблоков №1 и №2 Курской АЭС-2, состоящий из 24 объектов, спортивный комплекс с 50-ти метровым плавательным бассейном, поликлиника для взрослых, мясохладобойня мощностью 4,5 млн. голов в год и комбикормовый завод ООО «Мираторг-Курск», производственно-логистический комплекс ООО «Курскагротерминал».
Количество объектов не является постоянным, извещения о начале строительства новых объектов поступают практически ежедневно и на протяжении последних лет в течение года в среднем регистрируется порядка 280-300 новых объектов капитального строительства.
Региональный государственный строительный надзор на территории Курской области осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Объекты капитального строительства относятся к определенной категории риска в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации» в соответствии с которыми ограничено количество проверок.
Из объектов капитального строительства, зарегистрированных в 2020 году отнесены к категории с высоким риском - 75, со значительным риском - 42 объектов, с умеренным риском - 156 объектов.
Надзорная деятельность
С начала 2020 года должностными лицами Инспекции проведено 591 проверка объектов капитального строительства, в том числе программных 503, внеплановых - 88.
По результатам проверочных мероприятий возбуждено 52 административных производства, выдано 289 заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Строительство МКД
На территории Курской области в 2020 году строительство многоквартирного жилья осуществлял 21 застройщик.
За 2020 год зарегистрировано в Инспекции 45 многоквартирных жилых домов, за 2019 год -35 МКД, в 2018 г. - 23 объекта, 2017 г. - 28 объектов. Рост количества зарегистрированных в прошлом году в Инспекции МКД обусловлен тем, что одноэтажные 4-х квартирные жилые дома, строящиеся для детей-сирот, в связи с изменениями градостроительного законодательства приобрели статус поднадзорных объектов и таких домов было зарегистрировано - 31. Без их учета многоэтажных жилых домов было зарегистрировано в отчетном периоде - 14, что на 26% меньше, чем в 2019 году.
В 2020 году надзор осуществлялся при строительстве 119 МКД, основными застройщиками которых являлись:
- АО «КЗ КПД им. А.Ф. Дериглазова» - 31 дом;
- ООО СЗ «Инстеп» - 10 домов;
- АО «Инженер» - 2 дома;
-ООО «Эльдекор ХХI плюс» - 3 дома;
- АО СЗ «Завод ЖБИ-3» - 2 дома;
- ООО СЗ «Главстрой» - 4 дома.
При строительстве МКД в 2020 году проведено 147 проверок, что составляет 25% от общего количества проведенных за год проверок. За 2019 год данный показатель составлял 22%.
По состоянию на 01.01.2021г. в надзоре числится 64 МКД.
Строительство автодорог
На территории Курской области в 2020 году дорожное строительство осуществлялось в рамках государственной программы Курской области «Развитие транспортной системы, обеспечения перевозки пассажиров в Курской области и безопасности дорожного движения» и в рамках мероприятий проекта «Народный бюджет» в Курской области.
За 2020год зарегистрировано в Инспекции 64 автомобильных дороги различных категорий, что составляет 23 % от общего количества зарегистрированных объектов.
За 2020 год по дорогам выдано 67 заключения о соответствии, что составляет более 23% от общего количества выданных ЗОС.
Административная практика
Общее количество административных дел, возбужденных должностными лицами Инспекции в 2020 году по итогам проверок составляет – 52 (в 2019 году - 135).
В истекшем году Инспекция продолжила эффективно реализовать задачу, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, допущенных лицами, осуществляющими строительство (реконструкцию), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, проектной документации, нарушений сводов правил, в результате применения, которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
С начала года за допущенные нарушения градостроительного законодательства при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства привлечено к административной ответственности 45 лиц, в том числе: 12 юридических лиц, 14 должностных лиц, 5 индивидуальных предпринимателей, 14 физических лиц. По 27 делам вынесены решения о назначении административных наказаний в виде штрафов на сумму 739,5 тыс. руб. В 2020 году оплачено штрафов на сумму 908,876 тыс. руб.
В связи с дополнением предмета государственного строительного надзора, предусматривающего обязанность органов государственного строительного надзора направлять в органы местного самоуправления по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт, Инспекция привлекается к участию в судах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора при рассмотрении исков органов местного самоуправления о сносе или приведении в соответствие самовольной постройки, что привело к увеличению на 50% количества судебных дел.
Проверки благоустройства общественных
и дворовых территорий
Наряду с полномочиями, установленными градостроительным законодательством, Инспекцией в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 28.06.2019г. №297-ра проводились проверки работ, выполненных в рамках реализации государственной программы «Комфортная городская среда», по благоустройству 105 общественных и 193 дворовых территорий. По результатам проверок выданы 298 справок-заключений, содержащих рекомендации органам местного самоуправления по приемке работ.
Несмотря на то, что общественные и дворовые территории не являются объектами капитального строительства, Инспекцией в отношении указанных объектов проводилась проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов, результатов таких работ требованиям проектной документации в соответствии с действующим градостроительным законодательством РФ.
Основным нарушением, выявляемым при проверке, являлось несоответствие выполненных работ разработанной проектно-сметной документации, что в конечном итоге влекло последующую «подгонку» проекта к результату работ. У многих муниципальных образований такое несоответствие было выявлено уже после того как было направлено извещение об окончании строительства.
Кроме этого, как показала практика, в начале года большинство заказчиков и подрядчиков не имели достаточного понимания о требованиях к составу и оформлению исполнительной документации. Возможно, это вызвано следующим: заключаемые муниципальные контракты не предусматривали обязанности подрядчика по ведению исполнительной документации и предоставлению ее заказчику. В связи с тем, что у большинства заказчиков возникали трудности с оформлением и своевременным представлением исполнительной документации сложилась ситуация, когда несмотря на извещения о начале строительства, поступившие в Инспекцию в июле, августе 2019, справки-заключения по результатам проверок были выданы лишь в ноябре, декабре 2019 года.
В то же время, есть и положительный опыт. Такими муниципальными образованиями, как: Курский район, Глушковский район, Суджанский район, г. Рыльск, Курчатовский район, Обоянский район, были заключены договора подряда на выполнение строительного контроля. Благодаря этому данные муниципальные образования предоставили исполнительную документацию своевременно и в полном объеме. Также положительным опытом можно считать участие МКУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» Администрации г. Курска в контроле выполнения работ, подготовке и предоставлению исполнительной документации.
В процессе взаимодействия Инспекции с органами местного самоуправления, недочеты по оформлению проектно-сметной документации и исполнительной документации были устранены, определен оптимальный состав проектно-сметной и исполнительной документации, последовательность действий, единый подход при проведении проверок, что в итоге положительно сказывается на качестве благоустройства общественных и дворовых территорий.
Выявление самовольного строительства
С добавлением с 03.08.2018 г. полномочий по осуществлению государственного строительного надзора по ч. 1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены за период 2019 г. Инспекцией проводились проверки наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверки соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В 2020 г. Инспекцией проведено 118 выездных внеплановых проверок по обращениям граждан, по информации, полученной из прокуратуры, органов государственной исполнительной власти Курской области, муниципальных образований, организаций и учреждений. В 2018 г. таких проверок было - 21.
По результатам проверок в органы местного самоуправления в 2018 г. направлено 1 уведомление о выявлении самовольной постройки, так как работа в данном направлении только начиналась, в 2019 г. — 34 уведомления о выявлении самовольной постройки.
Рассмотрение обращений граждан
Большое внимание в Инспекции уделяется вопросам своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан.
В обращениях, поступивших на рассмотрение в Инспекцию в 2020 году (330) граждане сообщали о незаконном строительстве (164), жаловались на качество приобретенного в новостройках жилья (72), обращали внимание на нарушение строительных норм в процессе строительства объектов (56), на незаконную эксплуатацию объектов капитального строительства (38). Эти обращения связаны с расширением полномочий Инспекции в августе 2018 года, которыми фактически ту работу, которую проводили муниципалитеты всей области, связанную, как правило, с межсоседскими спорами о нарушении при строительстве индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек, не соблюдении отступов от межи, вменили в обязанности Инспекции, что, как посчитал законодатель, не требует ни увеличения штатов, ни дополнительных средств.
Характерной особенностью рассмотрения указанной группы обращений является продление установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30 дневного срока рассмотрения обращения, зачастую, до 60 дней, в связи с направлением запросов в различные инстанции о выяснении правообладателей земельных участков, уклонением граждан от получения уведомлений о проведении проверок. Проведением проверок по указанной группе обращений занимаются сотрудники отдела специальных надзоров, хотя, как раз они, должны в соответствии с градостроительным законодательством осуществлять на более серьезных объектах пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический контроль.
Несмотря на обозначенные трудности, сотрудники Инспекции стараются всесторонне и качественно подходить к рассмотрению вопросов, поставленных в обращениях граждан. В целях совершенствования этой работы приказом Инспекции от 22.03.2019 № 01.02-01/41 утверждена Памятка по рассмотрению обращений граждан в государственной инспекции строительного надзора Курской области, которой определен порядок подготовки проектов ответов на обращения граждан.
Реформирование контрольно-надзорной деятельности
Инспекцией в отчетном периоде продолжена реализация мероприятий «дорожной карты» реформирования контрольно-надзорной деятельности. Постановлением Администрации Курской области от 16.12.2019 №1256-па Инспекции добавлена государственная услуга – «Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов», административный регламент по оказанию которой находится в стадии разработки.
Приказом государственной инспекции строительного надзора от 14.01.2020г. №01.02-01/1 «Об утверждении Перечня показателей результативности и эффективности регионального государственного строительного надзора» утверждены перечень показателей и паспорта ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности.
Утверждены и размещены на официальном сайте Администрации Курской области в сети «Интернет» программа профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного строительного надзора на территории Курской области на 2020-2022 годы (утверждена приказом Инспекции от 10.12.2019 № 01.02-01/550) и перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора.
Реестр объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, а так же результаты надзорных мероприятий, ежемесячно размещаются на официальном сайте Администрации Курской области.
В целях автоматизации контрольно-надзорной деятельности используется приобретенное программное оборудование – АИС «Государственный строительный надзор», позволяющее в автоматизированном режиме осуществлять подготовку документов, вести учет, систематизацию поднадзорных объектов капитального строительства и результатов надзорных мероприятий.
Основные задачи в деятельности Инспекции на 2021 год
Основными задачами на 2021 год являются продолжение работы, связанной с реформированием контрольно-надзорной деятельности: дальнейшая автоматизация и цифровизация процесса осуществления регионального государственного строительного надзора, направленная, в том числе, на упрощение ведения бизнеса в строительной сфере.
Подготовка и утверждение нормативно правовых актов в целях реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В планах Инспекции подготовка технического задания на разработку программного продукта, позволяющего застройщикам взаимодействовать с Инспекцией через личный кабинет, направлять и получать документы в электронном виде и т.д.
Также Инспекция продолжит реализацию программных мероприятий по профилактике нарушений градостроительного законодательства лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, взаимодействие с органами местного самоуправления по выявлению нарушений градостроительного законодательства, правил землепользования и застройки муниципальных образований и самовольного строительства.