Системы информирования и оповещения населения

На территории Курской области функционирует региональная система оповещения населения Курской области (далее - РСОН).
По результатам проведения 06.03.2024 комплексной проверки готовности систем оповещения населения Курской области региональная система оповещения оценена как «Ограниченно готова к выполнению задач» (процент охвата 73,1 %).
В соответствии с требованиями действующего законодательства оценка готовности региональной системы оповещения зависит от создания и доведения до готовности муниципальных систем оповещения, сопряженных с региональной системой.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание, реконструкция и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения населения (далее – МСОН) относится к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов.
Муниципальные системы оповещения с показателем оценки «Готова к выполнению задач» созданы в 7 МО (городах Курск, Курчатов, Железногорск и Льгов, а также в Касторенском, Поныровском и Октябрьском районах).
Муниципальные системы с показателем оценки «Ограниченно готова к выполнению задач» созданы в 5 МО (в городе Щигры, а также в Горшеченском, Дмитриевском, Железногорском и Солнцевском районах).
В остальных муниципальных образованиях системы оповещения созданы с показателем оценки «Не готовы к выполнению задач».
В декабре 2024 года бюджету Курской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств по созданию, реконструкции систем оповещения населения, имея в виду закупку 369 комплектов оконечных средств оповещения (распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.12.2024 № 3658-р).
В целях реализации Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации комитетом региональной безопасности Курской области совместно с 24 муниципальными образованиями Курской области проведена работа по закупке 369 комплектов оконечных средств оповещения в соответствии с распределением по видам оборудования, утвержденным решением оперативного штаба.
Комитетом региональной безопасности Курской области через ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» и всеми муниципальными образованиями заключены контракты на поставку оборудования, осуществлена его приемка и организовано хранение.
В рамках заключенного Соглашения с МЧС России, во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 11.12.2024 № 3658-р, комитетом представлены отчетные документы в МЧС России для проверки контрольно-ревизионным управлением в части целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета.
В январе текущего года проведено МРГ по координации создания систем оповещения населения, с целью осуществления контроля за проектированием дополнительных сегментов муниципальных систем оповещения, с учетом выполнения работ по его монтажу и пуско-наладке.
В период с 27.01.2025 по 31.01.2025 представителями МЧС России проведена внеплановая проверка выполнения мероприятий по приобретению комплектов оконечных средств оповещения, выезды осуществлены в 24 муниципальные образования. Данная работа проведена с представителями центрального аппарата МЧС России и Главным управлением МЧС, органами местного самоуправления.
По результатам проверки фактов неисполнения Соглашения между МЧС России и Правительством Курской области не установлено.
369 комплектов оконечных средств оповещения соответствуют техническим характеристикам, определенным решением оперативного штаба, проверено их фактическое наличие, проведен контроль обеспечения хранения в соответствии с установленными нормами.
После получения проектных решений, а также согласования их муниципальными образованиями с комитетом региональной безопасности Курской области и Главным управлением МЧС России по Курской области, будет определена сметная стоимость и потребность в финансировании на проведение монтажа и пуско-наладки приобретенных комплектов.
Данные работы являются расходными обязательствами муниципальных образований, на что в приоритетном порядке необходимо заложить средства в муниципальных бюджетах.
Монтаж и пуско-наладка приобретенного оборудования позволит довести до готовности каждую муниципальную систему оповещения и региональную систему оповещения с общим процентом охвата населения не ниже 90 %.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.12.2024 № 3658-р комитетом региональной безопасности Курской области через ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области» приобретено 10 комплектов оконечных средств оповещения в целях дальнейшей реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Курской области.
Финансирование работ по реконструкции РСОН, предусматривающей замену аналогового оборудования на цифровое и состоящей из 27 этапов, осуществляется в рамках государственной программы Курской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности   и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 № 723-па.
Реализация 21-27 этапов реконструкции РСОН предусмотрена в 10 муниципальных образованиях Курской области (г. Курчатов, г. Льгов, г. Щигры, Касторенский, Обоянский, Мантуровский, Дмитриевский, Курчатовский, Льговский, Щигровский районы).
Однако, Законом Курской области от 16 декабря 2024 года № 111-ЗКО «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» Министерству строительства Курской области финансовые средства на реконструкцию Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Курской области (объект – «Ланда») (21 - 27 этапы) в 2025 году не предусмотрены.
В министерство строительства Курской области направлено обращение по вопросу пересчета (уточнения) сметной стоимости реконструкции 21-27 этапов РСОН с учетом закупленных комплектов оконечных средств оповещения и перемещенных пультов управления.
Завершение последних этапов реконструкции и вывод из эксплуатации старого (аналогового) оборудования региональной системы оповещения населения позволит сократить временя доведения установленных сигналов оповещения («Ракетная опасность», «Опасность атаки БПЛА», «Отбой ракетной опасности», «Отбой опасности БПЛА»).
Данные вопросы находятся на постоянном контроле комитета региональной безопасности Курской области и оперативного штаба.

Приказ_МЧС_об_утверждении_Положения_по_организации_ЭТО.pdf
333_па_от_05_04_2021_Положение_о_РАСЦО_Курской_области.PDF
598-пп от 31.05.2023 изм в 333-па.pdf
785-пп изм в 333-па.pdf
Акт_комплексной_проверки_РСОН_06_03_2024.pdf
О_внесении_изменений_в_приказ_комитета_от_23_09_2022_№181_по_мат.pdf
Паспорт РСОН КО на 01.03.2025.pdf
Пост.769 от 17.5.23 Правительства.pdf
приказ 55 ЗИП.pdf
Приказ_МЧС_об_утверждении_Положения_о_системах_оповещения_населения.pdf
Приказ_МЧС_об_утверждении_Положения_по_организации_ЭТО_579_366.pdf